Слово митрополита Исидора в Неделю 5-ю Великого поста
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 5-ю Великого постаСвято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 21 апреля 2024 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Как мы с вами слышали из Евангелия от Марка, ученики спрашивают Господа, грядущего на вольную страсть о том, как бы им сесть по правую и левую сторону в Его царстве (см. Мк, 10, 32-45). А Господь им говорит о Своих страданиях, о Своей смерти, о заушениях и наплеваниях, которые возложили на Господа люди, не видевшие в Нём Бога. Но и сами ученики этим своим вопросом во многом выказывали свою духовную неспособность прозревать все те глубокие Божественные смыслы, которые Господь принёс на землю. Он пришёл на землю не для того, чтобы царствовать. Он на землю пришёл для того, чтобы искупить человечество, послужить всякому человеку и тем самым дать ему те глубокие смыслы, которые связаны с Божественным Царством и спасением.
И в этом диалоге Господа и учеников мы с вами слышим ту разницу, которая есть между царством земным и Царством Небесным. Если земное царство требует непременно подчинения одного другому через власть силы, то Царствие Небесное совершенно говорит о других смыслах. Это не значит, как спросит об этом всякий вопрошающий, что в Царстве Небесном нет иерархии. В нем есть Божественная иерархия. Это не значит, что Господь призывает людей не подчиняться земным законам, наоборот, всякий земной закон, как об этом ясно говорит святой апостол Павел, есть водитель ко Христу. Это не значит, что младшие не должны подчиняться старшим, нет, должны, в этом суть Божественной педагогики. Речь лишь о том, что Царствие Небесное – это не власть силы, а власть Божественной любви, той Любви, которая взошла на Крест и распялась на нём, той Любви, которая искупила человеческий род от грехов проклятия и смерти.
Поэтому, дорогие братья и сестры, нам ясно нужно осознавать, что Господь призывает нас быть не только гражданами Отечества нашего земного, без которого невозможно получить навыки к тому, чтобы быть достойным гражданином отечества небесного. Речь в диалоге между Господом и учениками Его о том, что мы через малое, чем является жизнь земная, мы себя приготовляем к большему, к небесному. И невозможно достигать небесного, не соблюдая всего того доброго, земного, к чему нас призывает Сам Господь.
Поэтому задача каждого из нас быть верными исполнителями земных законов, тех законов, которые не противоречат воле Божией, тех законов, которые упорядочивают нашу личную, общественную жизнь, которые призывают нас к нравственности, к общности, к единству, к служению Богу, людям и Отечеству. Вот какие законы мы призваны исполнять. И через добросовестное исполнение этих земных законов являть пример того, что мы стремимся к гражданству небесному, в Царствие Небесное, к более совершенному, величественному. И это стремление нас к большему совершенству в Царствии Небесном не предполагает возможности нашего возвышения среди окружающих людей. Ведь и законы земные никоим образом не возвышают тех, кто стоит выше нас в соответствии с этими гражданскими законами. Нет, это мы сами себя, являясь тем, кем мы бываем на той или иной высокой должности, возвеличиваем и создаём вокруг себя атмосферу особой какой-то мистической значимости, чего на самом деле нет.
Только лишь то, что связано с Богом, может возвеличивать человека. Никакая земная должность не способна его, этого человека, каким-то образом представлять лучше или качественнее по сравнению с другими людьми. Поэтому наше духовное зрение и способность видеть все эти заблуждения общественной жизни должны нас направлять к тому, чтобы мы пренебрегали этими всеми мифами и видели подлинную картину того, что нам являет жизнь духовная. Поэтому во всяком человеке мы с вами должны видеть образ Божий, какую бы должность, какое бы звание этот человек ни занимал и понимать, что ничем не лучше человек высокопоставленный того, кого мы называем человеком из простого сословия. Более того, на человеке высокопоставленном большая ответственность за окружающих людей, а поэтому и больше искушений, больше задач, больше опасности подвергнуть себя, в том числе, нравственному злу, а уж о зле духовном, что там и говорить. И те возможности, которые есть у высокопоставленных людей, они искушают их, они создают вокруг них ситуацию внутренней борьбы.
Так что и мы призваны к тому, чтобы, являясь верными исполнителями гражданских законов, во многом помочь человеку, находящемуся на той или иной должности, проявить свой гражданский долг. В этом универсальность человека духовного – он понимает эти смыслы и во всём способствует общественной жизни. Человек верующий, человек православный, является фундаментом нашей гражданской жизни в российском обществе. Поэтому более чем тысячелетие наше Отечество являло свою крепость, оно было всегда непобедимым. И какие бы враги ни стремились к тому, чтобы разрушить его, они не понимали всю духовную сущность власти, которая призвана не к тому, чтобы угнетать человека, а к тому, чтобы во всём его поддерживать, всему служить. Как и Господь говорит Своим ученикам: «если вы хотите быть первыми, будьте всем служителями». Вот такой подлинный перевод с древнегреческого языка этого евангельского текста: не слугами быть, а именно служителями.
Поэтому, дорогие братья и сестры, и мы с вами, являясь, возможно, руководителями среднего или более высокого звена, может быть кто-то находится на высокой воинской должности или в каком-то ином ответственном служении людям, должны проявлять наше подлинное послушание Богу. Если мы являемся начальниками среди людей, то должны показывать пример подлинного служения этим людям, мы должны быть более эрудированными, более трудоспособными, более любящими, по возможности, этих людей. На всяком руководителе высокой ответственности, если он сопрягает свои общественные обязанности с духовной жизнью, лежит задача стремления к более высокому служению, более ответственному, потому что он востребован в нашем Отечестве и он способен исполнить волю Божию. В исполнении воли Божией и находится суть нашей духовной и мирской жизни. И всё то, что не совпадает с этой волей Божией, противоречит самой сути нашей общественной жизни, противоречит всем тем смыслам, которые Господь вкладывает в нашу личную жизнь.
Поэтому пусть каждый из нас из того диалога, который мы слышали сегодня из Евангелия от Марка, усвоит эту духовную закономерность – хочешь быть начальником, будь способен послужить таким образом, чтобы проявить свою деятельную любовь. Об этом очень хорошо знают военные: требуется таким образом послужить офицеру, чтобы первым подать пример мужества и, может быть, ценой своей жизни.
Поэтому наша с вами задача, нашей православной общины, молиться о властях наших. И вы все хорошо знаете, как Святая Церковь ежедневно, денно и ночно возносит свои молитвы о власти, о воинстве, о всех тех людях, от которых зависит благоуспешная жизнь в нашем российском обществе. Поэтому и мы с вами не только во время богослужений должны возносить эти молитвы за власть и воинство, но и в наших домашних молитвах, в нашем келейном предстоянии перед Богом, по именам поминая всех тех, кого мы знаем на начальствующих должностях. Для того, чтобы и через нашу частную молитву, и общественное предстояние перед Богом, Господь бы умудрил нашу власть, укрепил бы в мужестве воинство. И через наше молитвенное предстояние Богу, через наше общественное, церковное молитвословие, Господь укрепил бы каждого из нас в нашем христианском делании, в нашей искренней любви к Богу, той любви, которая сама, в лице Господа нашего Иисуса Христа, показывает подлинный пример любви к людям и подлинный пример начальствования. Ведь Он, Сам Господь, идёт на вольную страсть во град Иерусалим для того, чтобы пострадать за каждого человека, совершившего или когда-либо совершающего грех, чтобы ценой Своего Богочеловечества соединить Божественное с земным, чтобы через эту Божественную любовь направить каждого человека в грядущее Царствие Небесное.
Аминь.