Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю ваий (цветоносную, Вербное воскресенье), в праздник Входа Господня в Иерусалим

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю ваий (цветоносную, Вербное воскресенье), в праздник Входа Господня в Иерусалим

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю ваий (цветоносную, Вербное воскресенье),
в праздник Входа Господня в Иерусалим

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 28 апреля 2024 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Евангелист Иоанн в 12 главе, которую мы только что слышали, повествует нам о событии Входа Господня в Иерусалим (см. Ин. 12, 1-18). Но как ближайший ученик, он обращает внимание на те детали, которые скрыты от иных апостолов Христовых и уж тем более от народа. И этими деталями является тот диалог, который совершается между Господом и Его учениками.

И мы с вами видим образ ближайшей ученицы Марии, брата которой Господь воскресил накануне, посетив Вифанию. Вот эта ближайшая ученица видит в Нём Господа не только как совершившего воскрешение её брата, но, в подлинном смысле, Бога, пришедшего в мир ради спасения человеков. Она тратит всё своё имущество на то, чтобы купить литр алавастрового масла. И этим миром помазывает Ему ноги, протирает их волосами главы своей. И это, конечно, вызывает благоговейнейшее чувство у всякого человека, верующего в Господа.

Однако, такое благоговение не испытывал Иуда. И мы с вами слышали только что, как Иуда Искариотский обратил особым образом на это внимание и произнёс слова, которые укоряли Марию. Мы обращаем внимание на страсть сребролюбия, которое захватило сердце ближайшего ученика, когда он осудил поступок Марии, упрекнув ее в том, что она попусту тратит драгоценное миро, которое можно было бы продать и вырученные деньги потратить на нищих, то есть сделать благое дело. Иуда Искариотский призывал Спасителя и Его ученицу к тому, чтобы они совершили благо. Но тут же Иоанн Богослов в Евангелии обличает как будто бы безукоризненные слова этого ближайшего ученика. Он вставляет очень важное пояснение, говоря о том, что Иуда это произнёс не потому, что любил нищих, а потому что был вором.

Святитель Иннокентий (Борисов), известный проповедник XIX века, в толковании на это место Священного Писания обращает наше сознание к тому, что не всякое благоразумное предложение является подлинным выражением человеческих чувств, не всякое так называемое доброе слово и рациональный призыв является тем, что человек думает на самом деле. Как много красивых слов, дорогие мои, мы слышим в нашей жизни. И, к сожалению, как много не искренних добрых слов произносим мы окружающим людям. И в данном случае тому пример Иуда Искариотский.

Поэтому всякое предложение, даже самое рациональное, самое благое и внешне обличённое в так называемую правду, может по сути являться ложью. Так бывает тогда, когда нам говорят слово люблю, так бывает, к сожалению, тогда, когда описывают нашу внешнюю, а может быть и внутреннюю красоту, при этом думая и в сердце своем размышляя о противоположном. И вот это несоответствие, дорогие мои, в нашей личной, духовной жизни, должно быть нами извергнуто навсегда, мы должны думать то, что говорим и говорить то, что думаем. Мы нашими словами не должны расходиться с теми чувствами, которые бывают на нашем сердце. И иногда вернее промолчать, чем сказать человеку лесть, вернее уйти от соблазна быть прекраснодушным, чем сказать неправду человеку. Это очень тяжёлый подвиг для каждого из нас, потому что мы так любим нравиться другим людям, так хотелось бы принимать похвалу, адресуя её окружающим людям. Но это бывает духовно неполезно для нас, это бывает для нас даже обличительно вредным.

И вот Иуда Искариотский показывает нам злой пример такого рационального предложения, ведь он был свидетелем воскрешения Господом праведного Лазаря, воскрешения сына наинской вдовы, исцеления слепорождённого человека и многих других чудес. Но злое сердце бывает неспособным принять благодать Божию. Это бывает и в нашей жизни. Мы часто становимся свидетелями того или иного Божиего чуда – обращение человека от зла к доброму, спасение человека в непредсказуемых обстоятельствах особым попечением Божиим. И это, к сожалению, это не бывает к тому, чтобы мы обращались к прославлению Божию, это не является тем, что нас подвигает укрепить нашу веру. Мы это воспринимаем как само собой разумеющееся и даже всякое чудо, которое бывает в нашей жизни по отношению к нам со стороны Господа, по отношению к окружающим людям, не вызывает в нашем сердце желание поблагодарить Господа.

Мы редко благодарим Бога и, к сожалению, не приучаем к этому наших детей. Мы взращиваем неблагодарное поколение окружающих нас людей. И эта неблагодарность, в первую очередь, отражается в семейных отношениях, в том, что дети не почитают своих родителей, дети не знают своих родителей, дети не знают своего родства. И это бывает тогда, когда целое поколение людей бывает неспособно проявить свои подлинные чувства по отношению к Отечеству своему, когда целое поколение людей не желает встать на защиту Отечества, не видит себя должным к тому, чтобы защитить не только родных и близких, но и всех окружающих людей, которые достойны в той же мере и в той же степени того, чтобы их любили. Это серьёзнейшая проблема, которая пытается поразить наше общество, которая делает нас разобщёнными, а значит слабыми и не способными противостоять внешним вызовам.

Поэтому эту разобщённость мы должны пресекать, прежде всего, в самих себе, в своём сердце, мы должны настаивать на том, чтобы быть искренними, самими собой, быть искренними в отношениях с Богом, с окружающими людьми. Мы должны стремиться к тому, чтобы благочестие звучало не только из наших уст, но стало глубоко вкоренённой в образ нашей жизни, чтобы любовь к благочестию была прививаема нашим детям и нашим внукам. Чтобы это благочестие подтверждалось нашим личным подвигом – подвигом христианским, подвигом семейным, подвигом гражданским. Чтобы и всякий окружающий человек, видя в нас православного христианина, мог засвидетельствовать – а ведь мученичество это синоним слова свидетельство – что это по-настоящему христианин и им тоже надлежит подражать в делах его и в вере его.

Вот какая важная миссия, дорогие братья и сестры, есть для каждого из нас, человека всякого возраста, человека всякого звания, человека, сознающего своё желание и способность верить в Бога. А значит верить и в своё будущее с Богом, а значит быть способным к личному счастью и к тому, чтобы это счастье распространять для окружающих людей и для всего мира. И это всё есть миротворчество, к которому призывает нас Господь, которое созидает и семьи наши, которое укрепляет общество и государстве наше.

А здесь, в этой евангельской истории, мы видим проявление лукавства, которое как будто бы ставит нищих выше Самого Господа. Но тот, кто укоряет Господа и Его ближайшую ученицу в неразумии – речь идёт об Иуде, –  тот глубоко сердечно не понимал, что в лице Господа он не был способен увидеть Божественную нищету. Он не увидел во Христе подлинного нищего, Того, Кто и главы Своей не мог преклонить, потому что не было где преклонить, Того, Кто алкал и жаждал, показывая пример того, как необходимо нам алкать и жаждать ради правды Божией. Тот, Кто не имел второй одежды, Тот, Кто ничего не делал от Своего имени, а всё приписывал Своему Небесному Отцу, Тот, Кто в одиночестве спас весь человеческий род, зайдя на Крест Господень, Тот, Кому люди кричали «осанна в вышних», провозглашая Его царём, но через несколько дней соглашались с тем, чтобы распять Его, повторяя слова злых людей, кричали на всю площадь перед судьей Пилатом: «распни Его, распни». Вот, что могут наши слова, которые не исходят из нашего сердца, вот, что может лукавство, неспособное быть носителями правды Божией.

А Божественная правда пребывает там, где нищета Божия, и Господь являет эту нищету. Он вознаграждает ей, этой Божественной нищетой, всех тех людей, которые совершают свои добрые дела ради Бога. Ведь Он, Христос Спаситель, произнёс богатому юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19, 21), ведь Он говорил всякому человеку: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).

Поэтому Господь есть подлинный Божественный нищий, Который и нас научает евангельской нищете – «Блаженны нищие духом», произносит Господь (Мф. 5, 3). Поэтому и подвиг Марии явился поистине вселенским подвигом людей, любящих Господа, отдающих всего себя и даже своё имущество ради Бога, а то, что отдано ради Бога, отдано для людей. И невозможно отделить Божественную любовь от той любви, которую мы должны испытывать к каждому человеку, той любви, которую являет Сам Господь Своими подвигами, Своим вхождением во град Иерусалим. И это вхождение ради того, чтобы Свою Божественную нищету распять на Кресте ради всякого человека, чтобы этой Божественной нищетой поделиться со всяким человеком, стремящемся вкусить этой Божественной благодати через ту искупительную жертву, которую Господь приносит Самим Собой.

Поэтому и мы, дорогие братья и сестры, вторя сегодня тем детям, которые являют собой чистоту сердечную, которые встречали при входе в Иерусалим подлинного Царя мира, будем вместе с ними возглашать эти жизнеутверждающие слова, которые являют нам и наш путь ко спасению: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во Имя Господне».

Аминь.

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю ваий (цветоносную, Вербное воскресенье), в праздник Входа Господня в Иерусалим