Путешествие к истокам
В дни, когда православная общественность отмечала 1020-летие крещения Руси, экспедиция телестудии Смоленской и Калининградской епархии “Просвещение” совершила экспедицию к истоку Днепра. Об экспедиции рассказывает главный режиссер студии Владимир Мосев.
Идея возникла не случайно. Разговор на эту тему шел давно. У каждого народа, в каждом государстве есть свои национальные ценности, свои семь чудес. У нас, у смолян, это, наверное, Собор, Смоленская крепостная стена, Фленово, Хмелита, Новоспасское, Гагарин и, конечно же, Днепр. Днепр для православных людей не просто река. В водах этой реки крестилась Русь, и в Киеве, и в Смоленске, и в других городах. Поэтому исток Днепра — это наш русский, “смоленский Иерусалим”, место, посетив которое, становишься другим…
Цель экспедиции была немного шире, т.е., не только посетить исток Днепра, но и проехать по всем историческим и православным памятникам, расположенным по обоим берегам Днепра, в радиусе 30 километров, зафиксировать всё это на пленку, чтобы потом создать фильм под рабочим названием “От истока Днепра — золотые купола”. Научных целей мы здесь не преследовали. Задачи ставились, скорее, просветительские, но, тем не менее, мы назвали наше путешествие экспедицией. Всего таких экспедиций планируется провести три, каждая со своим маршрутом.
25 июля, вечером, в церкви Иоанна Предтечи настоятель этого храма, расположенного на Соборном Холме, отец Серафим (Амельченков), по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла освятил наше транспортное средство, автомобиль “ГАЗель”, совершил молебен о путешествующих, и мы двинулись в путь.
Главной нашей целью было посетить исток Днепра, но в процессе движения мы подкорректировали маршрут, разработанный совместно c известным смоленским краеведом Фёдором Модестовым, решив фиксировать все объекты, имеющие отношение к православной истории нашего края, пусть даже стоящие и не на самом Днепре, а по пути к нему. По дороге нам встречались разные церкви: и разрушенные, и действующие. Мы беседовали с настоятелями, местными жителями, услышали много интересных историй и даже легенд. Одна из них, например, рассказывает о том, как в 37-ом году священника, совершившего венчание в церкви Вознесения в деревне Торбеево, на следующий день расстреляли, а из кирпича храма, взорванного уже в 1953 году, построили административное здание, но оно дало трещину. Центральную же часть храма разрушить так и не удалось, и она до сих пор является самым ярким и красивым объектом местного пейзажа.
Не обошлось и без приключений. По пути в Болшево, откуда мы рассчитывали добраться до Бочарова, то есть до истока Днепра, мы завернули в Липецы и Извеково, чтобы посетить действующие храмы и побеседовать с их настоятелями. Затем нужно было вернуться на главную дорогу, но нас уверили, что есть прямая дорога на Болшево. Оказалось, что мы поехали в другом направлении, попали в Хмелиту, сделали круг, и вновь взяли курс на исток, но уже через Холм-Жирки, Нахимовское, Днепровское. Но нет худа без добра. По пути мы побывали у полуразрушенного храма в Григорьевском. От храма осталась только центральная часть, но сохранилась великолепная роспись. Надолго останется в памяти и беседа с настоятелем действующей церкви Ахтырской Божией Матери в Пигулино.
Преодолеть возникшие проблемы в определении направления дальнейшего движения помог участник экспедиции Станислав Богданов, штатный фотограф “Смоленского музея-заповедника”, по долгу службы бывавший в этих местах прежде. Но даже он был удивлён, когда в одной из деревень, Кременце, мы обнаружили колокольню, не зафиксированную ни в одном справочнике, по крайней мере, из тех, которые были у нас с собой.
Добравшись до Болшева (по другим картам Болышева), мы осмотрели полуразрушенный, но поражающий своим великолепием храм Покрова. Но далее нас ждало разочарование. Местные жители убедили нас, что таким путем мы к истоку не попадём, что прямой дороги на Бочарово, обозначенной на карте, нет. Нужно было возвращаться через Днепровское в Новодугино, и далее следовать в Сычевку. День подходил к концу, и мы приняли решение возвращаться.
В Сычевке наш видеоархив пополнили съемки двух местных церквей, и на берегу Вазузы мы расположились на ночлег. Ночь под звёздами, с гитарой, у костра была великолепна. Кстати, удивительно, но комары и слепни нас почти не тревожили. Удивительного впереди было ещё много…
Рано утром мы вновь двинулись к истоку. И вот, наконец, Бочарово. Севернее на территории Смоленской области только Дудкино. По пути к нему — заветная цель. “Прямая дорога, километров пять” — сказали местные. Карта говорила о несколько большем расстоянии. Кстати, совет: никогда не путешествуйте по смоленским дорожным картам. Пропадете…
Ехали мы не долго — метров пятьсот. Остановились. Дальше была та самая, главная беда России. Впрочем, на дорогу это мало походило, скорее это были две длинные траншеи — колея, оставленная мощными лесовозами. Другому транспорту здесь делать нечего.
Решение приняли сразу — идём пешком. Наверное, это был тот самый путь, который надо пройти всем. Нас было пятеро, мы растянулись в длинную цепь, друг от друга метров на 50. Где-то после семи километров по жаре, пожираемые насёкомыми, предполагая, что, может быть вновь заблудились, и находимся уже в Тверской области, мы вышли на возвышенность, в центре которой стоял Храм. Это было как чудо. Яркий, деревянный, резной, с куполами — сказка, фантастический мираж… Усталость как рукой сняло. Мы принялись за работу. Славно потрудился наш видеооператор Виктор Понажёв. В вагончике, расположенном неподалеку, отдыхал один из строителей этого чуда. Звали его Василий, и родом он из Кирова. Он рассказал нам о Храме, о том, что сруб изготовлен и привезен из Тверской области, а главное, проводил нас к истоку Днепра… Оказалось, что здесь довольно уютно. На болотистой почве, устланной жердями, стоят несколько украшенных росписями и иконами колодцев и деревянные кресты, вероятно установленные посетителями. Посредине поляны четыре кресла, вырезанные из цельного дерева, а между ними стол в виде креста, видимо для того, чтобы путники после долгого перехода могли посидеть, отдохнуть и пообщаться. Присели и мы… Потом совершили планируемый для будущего фильма ритуал: опустили в исток бумажный кораблик и оставили на керамике надпись “Смоленская православная экспедиция. Июль 2008 года”.
Много было удивительного в этом походе. И самое удивительное, совершенно незапланированно получилось так (всуе мы даже забыли об этом), что в день нашего посещения истока весь православный мир отмечал 1020-летие со дня крещения Руси, крещения в водах Днепра, берущего свое начало здесь, в труднодоступном, бездорожном, и все-таки бесконечно дорогом уголке Смоленщины.
Впереди была долгая дорога домой. Семь километров обратного пути до оставленного автомобиля мы шли тяжело, тяжело физически, но на душе у каждого было светло и легко. Мы достигли цели, и как бы родились заново…
Уже за Сычёвкой мы во второй раз остановились у разрушенной церкви в Торбеево, остановились, чтобы вновь увидеть чудо. На куполе храма семья аистов свила гнездо. Аист на Руси — символ возрождения, а значит, смоленская глубинка должна возродиться. Возродятся и храмы…
Материал подготовлен телестудией “Просвещение”