Храмы Смоленского княжества XII – I-й половины XIII веков
Быстрый экономический рост Смоленского княжества, значительное усиление его политической роли, становление самостоятельной епархии способствовали развертыванию широкого каменного храмового строительства. К середине XII в. в Смоленске складывается архитектурный ансамбль на Соборном холме, состоящий из собора Пресвятой Богородицы, епископской дворцовой церкви и нескольких жилых, служебных и хозяйственных построек. В 40-45 м к югу от собора была построена дворцовая церковь князя Ростислава. Она отличалась от современных ей церквей: без столпов внутри, перекрывалась, как считают, системой взаимно перпендикулярных арок и снаружи стоял терем, первый этаж его был каменным – тоже редчайший памятник древнерусской архитектуры.
В 1145 г. князь Ростислав заложил каменный собор в Борисоглебском монастыре, который находился на Смядыни вблизи места убиения святого Глеба. Это был величественный одноглавый шестистолповый храм. В 1191 г. князь Давид пристроил к собору с трех сторон широкую галерею-усыпальницу, и храм получил ярусную композицию. Собор стал еще более представительным.
При князе Ростиславе в 50-е годы построены еще две церкви вне стен города: с восточной стороны в Перекопном переулке и на правом берегу Днепра церковь Петра и Павла, которая сохранилась до наших дней.
После их постройки строительство храмов из кирпича и камня в Смоленске идет практически непрерывно. Это говорит о том, что здесь существует самостоятельная артель мастеров-строителей. В 1140-х гг. на правом берегу Днепра возникает княжеский двор с церковью Петра и Павла.
Облик Петропавловской церкви очень гармоничен. Строгий кубический объем увенчан широким барабаном с полусферическим (купольным) завершением. С восточной стороны три полукруглых выступа – апсиды. Внутри здания – четыре массивных столба, на них опираются арки, поддерживающие барабан. Основные помещения образуют в плане крест, перекрытый полукруглыми сводами, на их пересечении и стоит барабан. Эта конструкция – типичный пример крестово-купольного храма. Стены сложены из плинфы – плоского кирпича византийского образца. Деревянный терем галереей примыкал к юго-западной части храма, соединяясь с устроенной на хорах княжеской молельней. Стены украшены пояском узорной кладки, арочками, крестами. Загадочным до сих пор остается найденный в западной части ансамбля церкви фундамент и остатки древней постройки, в которой многие исследователи видят гражданскую постройку.
Храм был освящен епископом Мануилом Греком. О значении храма для князя говорят погребальные ниши – аркосолии. Возможно, на них ссылалась сестра Ростислава Рогнеда, уговаривая его согласиться быть положенным в Смоленске. Храм, покрытый свинцовой кровлей, с водометами был украшен фресками, поливной плиткой зеленой, желтой и коричневой глазури. В деревянные окончины были вставлены тонкие круглые стекла-оконницы. 12 голосников улучшали акустику храма. Иконостас был одноярусным, предположительно, деревянным. Иконы и Царские врата могли быть обложены басмою.
В настоящее время сохранились небольшие фрагменты росписей XII века. Фрески с растительным неповторяющимся орнаментом имеются на внутренних откосах верхнего яруса окон северного и южного фасадов, а также барабана – до половины высоты окон. Недавно при реставрационных работах под руководством А.С. Кузнецова была расчищена фреска с графьей – медальон диаметром 40 см с изображением пророка со свитком в руке, предположительно – Даниила. Сохранилась розетка на откосе окна западного фасада. Труды Воронина Н.Н. описывают такие элементы фресковой росписи, как полилитие, т.е. фресковая имитация мрамора; розетки; процветшие кресты; белые завесы с коричневыми вышивками; белые арочки и тонкие колонки на синем фоне; изображения, предположительно определенные как Рождество Богородицы, Святые Константин и Елена, композиция Неопалимая Кукпина и Скиния, или, по другим данным, “Премудрость созда Себе дом”. На фотографиях запечатлены изображения пророка Гедеона с орошвенным руном. Богатство храма также составляют граффити. Одну надпись нашел и прочел П.Д. Барановский: “Господи, помози рабу Твоему Василиеви Усову”. Другой надписью является образец первых шести букв кириллицы, начертанных на высоте роста ребенка. Имеется еще целый ряд неисследованных граффити.
После 1168 года храм из княжеского (вотчинного) становится приходским “мирским”. Церковь перешла в ведение купеческой корпорации. Об этом свидетельствует житие святого Меркурия Смоленского, который приходил в храм Воздвижения Креста Господня “молиться за мир, зовомый Петровского ста”, т.е. речь идет об административном делении на сотни, одна из которых называлась по имени Петропавловского прихода. В соответствии с этим переменами храм в конце XII- начале XIII веков меняет свой облик. К храму пристраиваются притворы – усыпальницы, которые сложились в единую галерею. Сейчас остатки галереи прикрыты землей, сверху выложен их план. Пол в галерее был сделан из цветной поливной плитки, в церкви – из плинфы.
Начало VII века было ознаменовано страшными смутами на Руси. Местность около Петровского храма от речки Городни до Шклянной горы (ныне – Заднепровье) была опустошена и заселена заново. В 1611 году Петропавловский храм был обращен в костел. Об этом свидетельствует растесанные портал на хорах храма, предназначенный для установки органа. Храм был украшен лучшими произведениями западных художников в копиях и оригиналах, картинах Рубенса, Гвидо Рении, Тинторетто и других мастеров. В 1618 году после Деулинского перемирия архиепископ Сергий вернулся на Русь. С 1619 года Петропавловский храм стал кафедральным православным и центром обширной епархии, в которую входила значительная часть епархий Смоленской, Полоцкой, Могилевской, Черниговской, Орловской и Калужской. Известно, что в 1633 году храм, окруженный каменной оградой – цитаделью, был опорой Владислава IV против воеводы Прозоровского, предпринявшего неудачную попытку вернуть Смоленск Московскому царству. Храм при этом не пострадал.
Униатская архиепископия была открыта в Смоленске в 1625 году. После смерти архиепископа Сергия Петропавловских храм в 3-й раз становится общеепархиальным религиозным центром, на этот раз для Унии. С 1654 года, после возвращения Речью Посполитой Смоленска России, Петропавловская церковь становиться приходским православным храмом.
В XVIII веке храм приобретает внешний вид, относящийся к стилю “Нарышкинское барокко”. В 1737 году на средства ктитора храма купца Андрея Федоровича Сысоева при содействии купца Кремницына деревянная ограда была заменена каменной. У западного торца каменных палат была построена шатровая колокольня с двумя крыльцами-лестницами, с ползучими арками. Над палатами надстроена церковь во имя святой великомученицы Варвары.
Петропавловская церковь сильно пострадала в Отечественную войну 1812 года. Чтимая икона святого Архистратига Божия Михаила была закопана и найдена только через 20 лет. В 1816 году храм был восстановлен.
В XIX веке к церкви был приписан кладбищенский храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1895 году от Петропавловского прихода был устроен храм для нужд колонии малолетних преступников. В 1035 году Петропавловский храм был закрыт. Церковная жизнь в древнем храме возобновилась 26 мая 1991 года.
Несколько позже, в 1160-70-х гг. уже в центральном районе города при князе Романе Ростиславиче был построен новый княжеский двор с церковью Иоанна Богослова. Она стоит на левом берегу Днепра, почти напротив Петропавловской церкви и первоначально была очень похожа на нее, только стройнее.
В конце XVII века оползень закрыл нижнюю часть церкви, и пропорции здания исказились. В XVIII веке церковь отремонтирована, но при этом первоначальная красота утрачена.
Первые русские храмы в Смоленске построены южнорусскими мастерами из Киева или Чернигова. Во второй половине XII в. в городе сложились свои кадры мастеров – прекрасных специалистов, которые делали кирпич-плинфу, цветные плитки для пола, возводили храмы, расписывали их. В последней четверти XII в. здесь оформляется самостоятельная архитектурная школа, которая разрабатывает тему высотной композиции храма. Башнеобразные храмы, горделивые, стройные, сооружают в конце XII- начале XIII в. в Киеве, Овруче, Полоцке. В Чернигове сохранился удивительной красоты храм Параскевы Пятницы, возведенный зодчим Петром Милонегом, которому покровительствовал князь Рюрик Ростиславич Смоленский. Однако там такие храмы единичны, а в Смоленске их изучено 10.
До наших дней в Смоленске сохранился только один башнеобразный храм. Это церковь Михаила Архангела, которую называют Свирской – по более позднему приделу. Располагается она на невысоком холме в западной части города. “Этот смоленский храм стоит в ряду тех памятников искусства, в которых русский национальный характер отрывался от киево-византийских художественных норм и создавал свой идеал прекрасного”, – писал профессор Н.Н. Воронин. Это тоже крестово-купольный храм, но талантливый зодчий композицию его разрешает по-иному. Вместо статичного куба здесь взлетает ввысь башнеобразный объем, увенчанный стройным барабаном. Это движение поддержано высокими притворами, примыкающими с трех сторон, причем, северный и южный апсиды. Притворам вторят равные им по высоте боковые апсиды церкви, прямоугольные снаружи, они подчеркивают мощь высокой полукруглой центральной апсиды.
Яркая динамика композиции была усилена необычайным, трехлопастным завершением фасадов: центральная закомара полукруглая, а боковые – в виде четверти круга. Вертикальность пропорций подкрепляли узкие лопатки с тонкими полуколонками, на углах лопатки были “пучковыми”. Высокие окна украшены нарядными “бровками”, особенно красивы тройные окна. Широкие наружные откосы окон были расписаны.
Внутреннее пространство храма высокое, стройные столбы не стесняют его. Хоры размещены во втором ярусе притворов. Красочная стенопись, пол из цветной плитки, высотность делали интерьер очень нарядным. В некрологе князя Давида, в чье княжение, между 1180 и 1197 гг., и поставлена эта церковь, записаны слова восхищенного современника о том, что не было ранее в северной стране подобной церкви и что многие иностранцы приходили “для смотрения оной”.
“…Такое же несть в полунощной [северной] стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена”, – так выразил свои чувства древнерусский летописец.
По размаху строительства в конце XII – начале XIII вв. Смоленск не имел себе равных. Основой для этого были развитие ремесла, торговля, отсутствие междоусобиц в течении века – редчайший случай для тех времен. В городе работали, как полагают, две артели – княжеская и епископская. Каменные храмы и протянулись вдоль Днепра на 6 км, они стояли в устьях речек и на холмах, зрительно увеличивая размеры города, подчеркивая его многолюдность и богатство. Особенно торжественен был вид западного предместья: у Днепра стояли Троицкий, Борисоглебский монастыри, выше – церковь Михаила Архангела, Козьмодемьянский, Спасский монастыри. В самом городе красовался на Воскресенской горе башнеобразный храм с галереями, ему вторили храмы у Днепра. На въезде с востока гостей встречал представительный собор на Протоке (его точное название неизвестно), галереи которого заканчивались изящными храмиками с ярусным верхом.
Эти многочисленные церкви объединялись в сложный и богатый архитектурный ансамбль, а для кораблей, подходивших к Смоленску сверху или снизу по Днепру, торжественно оформляли въезд в город.
Мастерство смоленских зодчих было известно далеко за пределами Смоленской земли. Их приглашали строить храмы в Киев, Рязань, Псков, Великий Новгород – там сохранилась церковь во имя Параскевы Пятницы.
Строительство в Смоленске оборвалось после эпидемии 1230-1232 гг., а потом начались усобицы, вражеские нападения, таяла экономическая мощь города.