Выступление митрополита Исидора на образовательном молодежном форуме “Смола”
В оздоровительном лагере “Старт” в рамках молодежного образовательного форума “Смола-2016″в субботу 11 июня состоялась встреча митрополита Смоленского и Рославльского Исидора с молодежью и студенчеством Смоленского региона.
Глава Смоленской митрополии Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с архипастырским словом:
Уважаемые друзья, мне очень приятно с вами пообщаться сегодня, я благодарю вас за то, что вы согласились меня послушать.
Я хотел бы сказать о том, что религия, в частности, православная вера, создает для нас определенную духовную безопасность. Вопросы безопасности для каждого человека – это первостепенные вопросы. Каждый человек заботится о том, чтобы жить в безопасности. Эта безопасность касается как физической природы человека, так и духовной, ведь человек – это не только тело, но и его душа. Поэтому когда мы говорим о безопасности, то должны говорить о безопасности души нашей.
Молодые люди по своей природе – это самая активная часть человечества, ищущая правды, очень остро воспринимающая несправедливость, поэтому все войны и все конфликты, любая борьба в истории человечества, как правило, совершается людьми молодыми. Вся предшествующая история человечества была связана с актуальностью физической безопасности, и над этим не только отдельные люди, но и целые государства очень активно работали, отстаивали свою независимость. Это ярко проявилось в истории нашего Отечества, и нашей родной Смоленщины, через которую прошли все войны на Руси.
Физическая безопасность тогда была главной темой, но мир меняется, технологии совершенствуются. Модернизация, прогресс – все это перевело тему безопасности в интеллектуальную сферу. Теперь, как мы все, и вы, интеллектуальная молодежь, прекрасно знаем, противостояние между странами происходит не столько на уровне открытой войны, сколько на уровне войны информационной.
Поэтому сфера интересов человечества в связи с технологическим прорывом переместилась из области физической в область интеллектуальную, когда более совершенный гаджет стал более мощным орудием в руках человека, чем обычная техника до недавнего времени. Поэтому из рук людей сильных, мощных, чрезвычайно мотивированных, оружие перешло в руки людей, которые физически уже не так сильны. Сегодня уже не столько требуется физических сил, чтобы противостоять чему-то или кому-то. Гаджеты взяли в руки люди, физически не очень развитые, причем, социальное измерение этого явления говорит нам о том, что человек может в тиши своей комнаты совершать такие преступления, которые еще сто лет назад невозможно было совершить даже группой очень сильных людей. Например, ограбление банка. Теперь не нужно группой людей совершать налет на здание банка, чтобы вскрыть сейф, забрать деньги и скрыться. Достаточно интеллектуально развитому молодому человеку, сидя в тиши своей комнаты за компьютером, быть способным украсть деньги из банка и остаться незамеченным.
Мир меняется, и подход к взаимоотношениям между людьми очень существенно изменился. Сегодняшний утренний выпуск английской газеты The Independent был посвящен размышлению над ответом на следующий вопрос: почему в 10-миллионном Лондоне так много одиноких людей. К сожалению, на первый план в наше время выходит проблема одиночества. Причем, она возникает не там, где мало людей, но, парадоксальным образом, там, где людей много. Если кто-то хочет почувствовать себя одиноким, ему достаточно переместиться в центр города Москвы, и там мы можем почувствовать полное одиночество и иногда полную беззащитность. К сожалению, принципы социальных взаимоотношений существенным образом изменились. И там, где человек 100 или даже 50 лет назад чувствовал абсолютную безопасность, сегодня стало совершенно небезопасно. И окружение нас людьми не дает повода чувствовать себя безопасно.
Частное пребывание человека в интернете ставит под сомнение его безопасность, хотя человека убеждают, что это абсолютно безопасно и конфиденциально. Но мы с вами прекрасно знаем, что это уж точно не конфиденциально и, может быть, небезопасно для человека. Потому что это частное пребывание в интернете выявляет для большой общности людей и соответствующих заинтересованных структур личную жизнь человека, так что человек не способен уже ныне укрыться в своей личной жизни.
Современные технологии так сильно открыли личную жизнь каждого пользователя интернета, что человек абсолютно ее не чувствует, а кто-то может его и чем-то шантажировать в связи с определенными интересами или наклонностями того или иного человека. Поэтому с безопасностью в наше время все хуже и хуже.
Раньше безопасность в Смоленске обеспечивалась высокой крепостной стеной, но теперь, если даже ее полностью восстановить, она не защитит нас ни от чего. Это очень серьезные проблемы, и это часть из них. Этими проблемами занимается политическая антропология, социальная антропология, и философская, в том числе. Но есть такой раздел антропологии, как религиозная антропология. Я хотел бы обратить ваше внимание на христианскую антропологию и подарить в вашу общую библиотеку книги Виктора Несмелова (это профессор Московской духовной академии XIX века): “Наука о человеке”, то есть христианская антропология, и есть вторая книга того же автора – “Догматическая система святителя Григория Нисского”. Святитель Григорий Нисский – духовный писатель, проповедник, поэт IV века нашей эры, широко известный как в Византийской империи, так и в дореволюционной России.
Волею судеб, лихолетие XX века не только перелопатило многое в историческом и политическом бытии нашей страны, но и во многом закрыло нам источник знаний, которые за тысячелетия наша страна приобрела благодаря христианству. Но многое возвращается, и современная молодежь имеет возможность ознакомиться со всеми христианскими авторами разных эпох, и найти ответы на вопросы, которые интересовали молодых людей тех, прошлых веков. Поверьте, проблемы те же. И вот христианские авторы, писатели Византии и древнерусские писатели, и более близкие к нам по времени церковные иерархи, например, XIX века, такие, как святитель Игнатий Брянчанинов, святитель Феофан Говоров, праведный Иоанн Кронштадтский, – все они оставили после себя богатое наследие. Они оставили труды, связанные с исследованием многих вопросов – вопросов жизни человека на земле, вопросов духовной безопасности человека.
Поэтому сегодня я хотел бы очень кратко сказать о том, что о вопросах безопасности человека беспокоится не только государство, не только общество, но и та или иная религия в той или иной мере обсуждает вопросы духовной безопасности. Православное христианство, существующее только в нашей стране более 1000 лет, предлагает развернутую систему, разработанную и досконально изложенную, в том числе и в вопросе духовной безопасности человека. Эта система говорит, в частности, о целомудрии, которое для многих молодых людей является неким жупелом, поводом для насмешек, когда воспринимается только как девственность в самом узком смысле этого слова.
Целомудрие в христианском смысле слова имеет очень широкое значение, и связано с целостностью личности человека, с тем, что в жизни каждого есть столько вызовов не только в его физической жизни и интеллектуальной сфере, но и в духовной сфере. И задача всякого человека в течение всей жизни найти в себе способность противостоять этим силам, чтобы сохранить свою личность. И те, кто неспособен сохранить в целостности свою личность, бывает неуспешен – как в личной, так и в общественной жизни, потому что эта целостность личности, ее способность оценивать и свои поступки, и поступки окружающих, находить в себе силы противостоять тем или иным вызовам, находить в себе силы для борьбы с тем или иным отрицательным явлением, находить в себе силы совершать героический подвиг (речь не только о защите чести и достоинства иного человека, героизм может быть и в интеллектуальной сфере, культурной жизни), – все это возможно только там, где личностные силы здоровы, не испорчены.
Вы все – интеллектуально и физически здоровые люди. Но вы прекрасно знаете по своим сверстникам, сколько людей, которые как корабль в Северном Ледовитом океане, были раздавлены льдами внешних проблем, испытаний и внутренних вопросов, на которые они не смогли найти ответ. Эти люди потерпели крушение…
Не углубляясь в подробности темы (то, что сегодня могло бы прозвучать, можно разбить на целый год лекций) я хотел бы на этом завершить, всего лишь дав вам понять, что тема духовной безопасности имеет место быть в нашей жизни. И прошу вас задумываться на эту тему, всегда задавать эти вопросы себе и тем людям или тем источникам, которые способны правильно ответить, как же соблюсти личную духовную безопасность.
Русская Православная Церковь, которую я представляю, считает этот вопрос очень актуальным для вас, молодых людей, потому что от вашей личной безопасности, в том числе, духовной, зависит безопасность всего общества в целом, а значит, и вопрос стойкости нашего государства перед внешними вызовами. То, что я сегодня предложил вам для размышления, – не рядовой вопрос, а вопрос безопасности государства.
Благодарю вас за очень внимательное слушание и надеюсь, что вы подумаете над этим вне нашей встречи.