Благоверный Ростислав-Михаил, князь Смоленский, Великий князь Киевский
Святой благоверный князь Смоленский Ростислав Мстиславич, прозванный Набожным (празднование памяти 14 марта [27 марта по н.ст.]), стал в древнерусской истории воплощением слова пророка Исаии о царе, который будет править по правде, и князьях, которые будут править по закону (Ис. 32, 1). Он был одним из тех властителей земли русской, чьи прежде всего миротворческие подвиги и кончина становились притчею во языцех и старательно увековечивались летописцами. Этот князь был необычайно любим и уважаем людьми за христолюбивую жизнь, хотя судьба судила ему вести непрестанные междоусобные брани. По преставлении он был весьма почитаем народом и Церковью как заступник русской державы. О таких князьях народ слагал песни, легенды и жития, сохраняя вечную память о них для наставления потомков.
Не только в бесконечных воинах, интригах и мятежах, бывших характерной приметой времени, вынужден был проводить годы жизни своей Смоленский князь Ростислав-Михаил Мстиславич. Заботился он о горожанах и крестьянах своей области, о духовном и монашеском чине, уделял много внимания церковной жизни Смоленской земли. В 1145 году князь возвел на Смядыни – месте убийства страстотерпца Глеба Владимировича – каменный Борисоглебский храм, приурочивая его освящение к 30-летию перенесения его дедом мощей святых братьев-мучеников в Вышгород. Желая еще более просветить светом веры Христовой Смоленскую землюю, приблизительно в то же время он устраивает, а вернее – восстанавливает основанную еще в XI столетии епископскую кафедру в новом Смоленском Богородичном храме, о чем свидетельствует его грамота, изданная 30 сентября 1150 года, а также и то, что в 1147 году на совете о постановлении митрополита присутствует и епископ возрожденной Смоленской епархии Мануил.
Свой рассказ о князе Ростиславе летописец завершает такой характеристикой: “Этот князь ростом был средним, лицом широкий и борода круглая, широкая. Прилежал о Церкви святой и, когда оканчивал пение, чин святительский почитал и многую милостыню священникам, вдовицам и сиротам давал”.
В XVI столетии при составлении “Степенной книги” в нее был внесен на основании летописных статей и рассказ “О великом князе Ростиславе” (степень 6, грань 16), напоминающей агиографическое сказание о благочестивой кончине святого князя. В нем, прежде всего, подчеркивается постоянное стремление князя Ростислава стать насельником Киевских Печер – желание, особенно усилившееся после смерти Святослава Черниговского. В этом повествовании много говорится о любви князя к Церкви и церковным людям, о длительных душеполезных беседах с игуменом Поликарпом, наставлявшим Ростислава-Михаила “любить правду и все по правде творить, и весь Богом порученный люд праведно судить и мирного завета никогда не нарушать, и землю русскую, что досталась ему по отцовскому завещанию, всею силою от врагов защищать и охранять ее благочестиво”. Заветы эти были осуществлены благоверным князем, что и стало причиной почитания людьми и Церковью Великого князя Ростислава, во святом крещении Михаила, прозванного Набожным.
Тропарь, глас 6:
Обpете тя стpоителя гpадов и цеpквей земля Киевская, великий княже Ростиславе, смуты устpанял еси, единство хpаня, темже Госпо́дь тебе мудpость ниспосла, сего pади Хpисту Богу молися спастися душам нашим.
Кондак, глас 6:
Звезда светлая явился еси, непрелестная мирови, солнца Христа возвещающи, зарями твоими страстотерпче Ростиславе, и прелесть погасил еси всю: нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.