Храм святых апостолов Петра и Павла в Вязьме
На левом берегу реки Бебри (притоке реки Вязьмы), напротив Иоанно-Предтечева монастыря, возвышается монументальное здание храма, возведенного в честь святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
Первое документальное упоминание о храме находим в “Описании храмов Божиих в городе Вязьме” в “Вяземских писцовых книгах князя И.Ф. Волконского за 1627 год”. Читаем в них: “Церковь Святых Апостол Петра и Павла древяна клецки, а в ней Икон: Икона местная Святых Апостол Петра и Павла на краске, Икона местная Святаго Великомученика Георгия на золоте, Икона местная Пречистыя Богородицы Одигитрии на празелени, Икона местная Николая Чудотворца Можайскаго на золоте; двери Царские и сень и столпцы на золоте, де Иисус и праздники на празелени; Евангелие напрестольное печать Литовская, Апостол, Октай первага гласу ветх, шесть Миней месячных, два Пролога ветхие во весь год, две Триоди, постная и цветная – письменные, – Полууставье печать Литовская. Колокольница рублена, а на ней четыре колокола, а церковь и в церкви всякое церковное строенье мирских людей приходских, а у той церкви служит Поп Алексей Яковлев, да на церковной земле живет Поп Алексей, вдоль двора его и огорода 24 сажени, поперег 21 ¼ сажен, да по другую сторону к церкве к реке Бебреи евож Попов огород, вдоль 9, поперег 5 сажен, – место дворовое проскурницино вдоль 20, поперег 14 сажен, да тут же подле церкви к посадскому лугу место дворовое тяглое пусто посадскаго человека Юрья Шпилькина вдоль 37, поперег 8 сажен, а ныне тем пустым местом владеет соборной Никольской Поп Никифор Иванов, по данной воеводской Федора Волынскаго, да Ивана Урусова, да дьяка Гавриила Богданова, а данная за ево Гавриловою рукою писана в 1631 году”. (1)
В архивных документах консистории за 1774 год сказано: “Церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла трехпрестольная. …Оная церковь построена приходскими людьми в 1725 году и приделы тоя церкви прихожанином и вкладчиком, коллежским асессором Иваном Исидоровичем Барышниковым в 1770 году”. Второй храм в честь Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого построен прихожанином, купцом Аггеем Филипповичем Бубковым в 1711 году. (2)
В примечании к плану города Вязьмы, составленном в 1798 году, среди описания других храмов находим: “…15-я. Каменная церковь во имя апостолов Петра и Павла с двумя приделами Тихвинския Пресвятые Богородицы и Святаго Великомученика Георгия и особо устроенная каменная церковь во имя 3-х Святителей”.
Существующий ныне каменный храм, по клировым ведомостям 1857 года, построен в 1805 году помещиком, бывшим майором артиллерии Иваном Ивановичем Барышниковым. Храм имел три престола: главный, холодный – в честь святых апостолов Петра и Павла и теплые приделы: во имя Всех Святых и святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Храм имел каменную колокольню. С 1841 года в храме служил священник Григорий Иаковлевич Тредиаковский. (3)
Историк и археолог Е.Н. Клетнова писала: “На западной стене главнаго храма вделана доска со следующей надписью: “На месте покоющихся бабки Акилины Ивановны и матери Софии Савичны Барышниковых построен храм сей во славу Божию из уважения к праху родительницы в лето от Р.Х. 1806-ое”. Прежняя дубовая церковь была тогда же продана в село Собакино-Успенское тож…”. (4)
Храм Петра и Павла указан в “Описании города Вязьмы”, в разделе “Приходские церкви”, в Экономических примечаниях Смоленской губернии Вяземского уезда начала XIX века. (5)
События 1812 года, связанные с храмом Петра и Павла, описаны у Е.Н. Клетновой: “…Мало изменили свой внешний вид так называемые “Гайдуковские казармы” – бывшие Барышниковские дома, за Зуевым мостом, занятые французским гарнизоном во все время движения Наполеона к Москве и обратно, т.е. с 16-го Августа по 22-е Октября. Непосредственно подле них высится церковь, официально именуемая теперь “Петропавловской”, но среди вязьмичей сохраняющая свое стародавнее название “Георгиевской”. Она поражает особо – красивой, соборообразной архитектурой, построения знаменитаго в Смоленской губернии рода Барышниковых. …В приходно-расходных книгах этого храма, выданных из Смоленской Епархии в 1808 г., значится под 1812-м годом: “В Августе месяце неприятелем унесено кошельковых денег 1182 р. 67 к.”. По преданием, в самой церкви были поставлены лошади, а алтари служили помещением французским генералам”. (6)
В мае-июне 1866 года Преосвященный Антоний (Амфитеатров), епископ Смоленский и Дорогобужский, несколько дней посещал храмы и монастыри епархии, в том числе 27 мая, после Божественной литургии в Аркадиевском монастыре, осмотрел несколько церквей Вязьмы, и среди них “Георгиевскую, или Петро-Павловскую”. (7)
Трофимовский Н.В. в “Историко-статистическом описании Смоленской епархии” писал, что “…церковь апостолов Петра и Павла с незапамятных времен известна у жителей под именем Егорьевской. Вероятно, на этом месте прежде был храм во имя Георгия Победоносца, но в настоящее время (в 1864 г.) уцелел только один памятник этого храма, весьма древней работы образ великомученика Георгия. Самый храм в честь великомученика если существовал здесь, то разве до XVII века…”. (8)
В 1890 году преподаватель Александровской Вяземской гимназии И.П. Виноградов среди других храмов Вязьмы, приведенных в Писцовых книгах князя Волконского за 1627 год, указывал и храм Петра и Павла. А в 1646 году “эта церковь называлась уже Георгиевскою. Приходских домов было 20”. (9) В 1896 году храм Петра и Павла приведен в отчете Комитета попечения о бедных в городе Вязьме. (10)
В 1896 году в храме служил священник Сергий Иоаннович Велихов, 76 лет, окончил семинарию в 1845 году, священник с 1846 года, на настоящем месте с 1882 года, награжден орденом Святого Владимира IV степени в 1896 году. (11)
Храм Петра и Павла находился на Георгиевской улице. В 1904 году староста храма Петра и Павла вяземский купец Владимир Стефанович Сырейщиков с прихожанами пожертвовал на ремонт храма большую по тем временам сумму – 600 рублей. В 1907 году он же пожертвовал на ремонт храма еще 600 рублей, и прихожане 266 рублей 55 копеек. (12)
В 1908 году храм Петра и Павла – “каменный, теплый, прихожан мужского пола 150”. (13)
В “Памятных книжках Смоленской губернии”, издававшихся в губернии ежегодно, храм Петра и Павла указывался в разделе “Город Вязьма и его уезд. Духовное ведомство”. (14)
В ХХ веке храм Петра и Павла разделил участь других вяземских храмов. В документах Вяземского управления милиции за 1921 год сохранились списки действующих церквей города и района, составленные для образованной при уездном бюро юстиции Комиссии по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства. Среди других храмов указана и “Егорьевская церковь в Егорьевском переулке”. (15) Храм Петра и Павла указан в таких же списках, находящихся в документах Административного отдела Вяземского уездного исполнительного комитета за 1922 год. (16) В Актах осмотров церковных ценностей и сведений об изъятии за 1922–1923 годы, хранящихся в документах Отдела управления Вяземского уездного исполнительного комитета, сохранился документ по храму Петра и Павла. (17)
Храм Петра и Павла указан в списке религиозных обществ, представивших в октябре 1924 года документы для регистрации в Вяземское управление Уездно-городской милиции, во исполнение приказа Смоленского губернского административного отдела. В уездные отделы приходы сдавали: заявление о регистрации; устав; списки: членов общины, приходского совета и служителей культа (так в документе). В 1925 году в храме служил священник Симеон Яковлевич Горанский. Он указан в “Списке служителей культа и приходских советов религиозных общин г. Вязьмы Смоленской губ.”, составленном в Вяземском управлении милиции. Впоследствии все эти документы были использованы властями при закрытии приходов и аресте священно-церковно-служителей. (18)
Петропавловская церковь значится под № 458 в списках “О количестве церквей и монастырей по Смоленской губернии” и в “Списке религиозных обществ, находящихся в городе Вязьме, подавших заявления о зарегистрировании их в Отделе Управления Смолгубисполкома” (заявление подано от общины Петропавловской церкви 25.07.1923 г.), представленных в Отдел Управления в 1925 г. (19)
3 апреля 1929 года принято решение президиума Вяземского горисполкома об изъятии помещений церквей Петропавловской, Богородицкой, бывшего мужского монастыря и Никитской, т.к. “общины состоят из незначительного количества верующих, главным образом лишенных избирательных прав. …Петропавловская – осталось 46 чел.”. 19 августа того же года принято решение о ликвидации приходов Предтеченской и Петропавловской церквей. “Организовать комиссию по ликвидации и изъятию церковного имущества, …комиссии немедленно приступить к работе. …Помещение Петропавловской церкви передать Военведу под клуб Красной Армии. …Обязать Военвед немедленно приступить к переоборудованию помещения, не позднее 1 октября сего года. …Отчисления в размере 50% в местный бюджет от реализации имущества передать на переоборудование …Петропавловской ц. – Военведу”. (20)
В марте 1950 года инспектор по охране памятников архитектуры М. Чулановская в “Справке о работе управления главного архитектора г. Вязьмы” отмечала “неудовлетворительное состояние и эксплуатацию памятников архитектуры города – Вознесенской надвратной, Ямской и Георгиевской церквей …организациями Заготзерна и Горторготдела”. (21)
Храм Петра и Павла указан в справочнике “Список памятников истории и культуры Смоленской области”, составленном в 1974 году на основании решения Исполкома Областного Совета депутатов трудящихся “О мерах по дальнейшему улучшению охраны, содержания и реставрации памятников истории и культуры”; в разделе “Памятники архитектуры” читаем: “Вяземский район. Церковь Петра и Павла. 1805 г. Ул. III Интернационала”. (22)
В конце семидесятых – начале восьмидесятых годов XX века в храме проведены частичные восстановительные работы, однако из-за отсутствия финансирования их не удалось завершить, и он долгое время стоял в запустении.
Постановлением № 151 от 24 февраля 1992 года Главы Администрации Вяземского района Смоленской области В.Е. Рудницкого определено: “Передать православной общине Свято-Троицкого собора г. Вязьмы Спасо-Преображенскую церковь, Свято-Введенскую церковь, ц. Петра и Павла и Екатерининскую. С марта 1992 г.”.
Богослужение в храме возобновлено 12 июля 2017 года при Преосвященном Сергии, епископе Вяземском и Гагаринском. В этот день владыка Сергий совершил в его стенах молебен в сослужении духовенства Вяземского благочиния. (23) 30 сентября 2017 года в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии епископ Сергий совершил Божественную литургию в восстанавливаемом храме. (24)
12 июля 2019 года на праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла Божественную литургию в Петропавловском храме совершили митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий, епископ Рославльский и Десногорский Мелетий. (25)
Примечания:
- Вяземския писцовыя книги Князя Ивана Федоровича Волконскаго. 1627 года. Смоленск, 1882. С. 13–14. // Смоленские Епархиальные Ведомости (СЕВ). № 18, 1882. С. 659.
- СЕВ. № 15, 1899. С. 836. / Сперанский И. Деятели Смоленского края на пользу Церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования.
- ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Св. 75. Д. 863. Л. 54 об./ Смоленская духовная консистория. Клировые ведомости церквей г. Вязьмы и Вяземского уезда за 1857 г. // В конце XIX –начале XX века в Вязьме служил священник, протоиерей (с 1901 г.) Тредиаковский Михаил Иванович – законоучитель, кандидат богословия Московской Духовной Академии, с 1898 г. – в Вяземской императора Александра III гимназии Смоленского земства; с 1906 г. – член общества святого Авраамия Смоленского чудотворца и уездного отделения Смоленского епархиального училищного совета. // Справочная книжка Смоленской губернии на 1880 г. Сост. секретарем Смоленского губернского статистического комитета. Смоленск, 1880.
- Клетнова Е.Н. Отзвуки Отечественной войны в преданиях и сказаниях Вяземскаго уезда. Вып. 1. Смоленск, 1911. С. 44.// Село Успенское (Собакино тож). В 1896 г. в селе стояли два храма. Один деревянный, построенный в 1744 г. во имя Успения Богоматери. Второй каменный, возведенный в 1814 г. на средства подполковника Александра Никитича Лопатина. Престолов он имел четыре: главный – во имя святого благоверного князя Александра Невского и святителя Николая чудотворца, в приделах – во имя святой великомученицы Варвары и святителя Алексия, митрополита Московского. / СЕВ. Приложение. / Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Смоленск, 1897. С. 169-170.
- ЦГВИА. Ф. ВУА. Ед. хр. 19040. Ч. II. Л. 2. / Экономические примечания Смоленской губ. Вяземского у. (нач. XIX в.)
- Клетнова Е.Н. Отзвуки Отечественной войны. С. 45.
- СЕВ. № 16, 1866. С. 138.
- Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Репринтное изд. Смоленск, 2013. С. 224.
- Исторический очерк города Вязьмы, с древнейших времен до XVII в. (включительно). Сост. И.П. Виноградов. М., 1890. С. 51.
- СЕВ. № 7, 1896. С. 274.
- Адрес-календарь Смоленской епархии. С. 158. // В 1937 г. в Вязьме репрессирован Владимир Васильевич Велихов, священнослужитель. Родился в 1899 г. в г. Вязьме. Русский. Проживал в г. Вязьме. Введенская церковь. Арестован 29.10.1937 г. Вяземским районным отделом милиции. Содержался в тюрьме г. Вязьмы. Осужден 20.11.1937 г. тройкой УНКВД Смоленской области. Статьи обвинения: 58-10, 11. Мера наказания – расстрел. Приговор приведен в исполнение 02.12.1937 г. Реабилитирован 28.09.1957 г. Смоленским областным судом. Архивно-следственное дело № 9478-с. / Книга памяти жертв политических репрессий. Смоленский мартиролог. Т. 1. Кн. 1. А-К. Смоленск, 2006. С. 166.
- СЕВ. № 3, 1904. С. 135. / Там же. № 4, 1907. С. 93.
- СЕВ. № 23, 1908. С. 393.
- Памятная книжка Смоленской губернии на 1914 год. Смоленск, 1913. С. 180.
- ГАСО. Ф. 739. Оп. 1. Св. 2. Д. 18. Лл. 3, 6.
- ГАСО. Ф. 596. Оп. 2. Св. 4. Д. 56. Л. 15. (1922 г.)
- ГАСО. Ф. 596. Оп. 1. Св. 24. Д. 295. Л. 64. (1922–1923 гг.)
- ГАСО. Ф. 739. ОП. 1. Св. 3. Д. 22. Об. л. 15.
- ГАСО. Ф. 161. Оп. 1. Д. 1479. Л. 208, 236, 277.
- ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 72. Лл. 26, 66.
- ГАСО. Ф. 262. Оп. 1. Св. 1. Д. 5. Л. 1. / Вяземский горисполком. Решения. 1950 г.
- Список памятников истории и культуры Смоленской области. Смоленск, 1974. С. 139.
- Вяземские епархиальные ведомости (ВЕВ). № 3 (8), август, 2017. С. 9.
- ВЕВ. № 4 (9), ноябрь, 2017. С. 7.
- ВЕВ. № 3 (16), август, 2019. С. 9.
Приложение:
ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Св. 75. Д. 863. Л. 54 об./ Смоленская духовная консистория. Клировые ведомости церквей г. Вязьмы и Вяземского уезда за 1857 г.
“(Л. 54) Ведомость города Вязьмы Петропавловской церкви о состоянии ея и при ней о числе причта, приходских дворов и в них жителей за 1857 год.
- (Л. 54об.) Построена 1805-го года тщанием помещика Артиллерии Майора Ивана Ивановича Г. Барышникова.
- Зданием каменная крепка, колокольня каменная крепка, но когда и кем построена –неизвестно.
- Престолов в ней три. В настоящей холодной во имя Петра и Павла, в приделах теплых, в одном Св. Мученицы Софии и трех дщерей ея, – а в другом Всех Святых.
- Утварью достаточна.
- Причта положено по штату 1796-го года Священник, Диакон, дьячек и пономарь.
- Земли при сей церкви усадебной более десятины, плана на сию землю и межевой книги нет.
- Домы у Священно-церковнослужителей собственные, деревянные, у Священника, Диакона и бывшего дьячка Полченинова построены на церковной земле, со изключением, что у Священника под строением есть купленная земля, в ширину по улице два саженя, а в длину девять саженей и 2 аршина, а дьячка Белявскаго на купленной земле.
- На содержание Священно-церковнослужителей жалованья неоткуда не получается, пропитываются доходами от прихода, а имеются банковые билеты Московской Сохранной казны (Л. 55) в восемьсот семьдесят один рубль и 42 копейки серебром выданные: первый 1838-го года Октября 7-го дня на поминовение рода Вяземскаго купца Диомида Горбачева, вторый 1852-го года на поминовение рода Вяземскаго купца Тарасия Крупеникова и третий 1852-го года Ноября 5-го дня на поминовение рода Вяземскаго купца Артемия Сырельщикова, с коих получается ежегодно по четыре рубля со ста, содержание их посредственно.
- Зданий, принадлежащих сей церкви нет, кроме двух караулен каменных на 6 человек, находящихся по обеим сторонам колокольни, в одной живет церковный сторож, а в другой две престарелыя и бедныя женщины.
- Разстоянием сия церковь от Консистории в 164-х верстах, от Духовнаго Правления и местнаго Благочиннаго около двух верст.
- Ближайшие к сей церкви: Благовещенская, около ¼ версты, Входоиерусалимская, в полверсты.
- Приписной к сей церкви нет.
- Домовой церкви в сем приходе нет.
- Опись церковному имуществу есть, зделана 1854-го года, скреплена Присутствующим священником Александром Макаревским, утверждена печатью Духовнаго Правления.
- Приходо-расходныя книги о суммах свечной и церковной зашнурованы печатью Духовнаго Правления, даны 1822-го года, ведутся исправно и хранятся в целости.
- Копии с Метричных книг с 1780-го года хранятся в целости.
- Исповедныя росписи с 1813-го года хранятся в целости.
- В обыскной книге, выданной за шнуром и печатью Духовнаго Правления 1821-го года и скрепленной Присутствующим Протоиереем, Стефаном Горанским, писанных листов 61. Неписанных 21.
(Об. Л. 55) О причте означенной церкви. Священник Григорий Иаковлев Тредиаковский (38 лет). Диаконский сын, по окончании курса в Смоленской семинарии был уволен с аттестатом 1-го разряда. На основании устава Комиссии Духовных училищ и с утверждения Преосвященнейшаго Тимофея Епископа Смоленскаго и Дорогобужскаго и Кавалера Семинарским правлением произведен на степень студента; 1841-го года Октября 1-го дня Преосвященным Тимофеем посвящен к настоящей церкви во Священника, грамоту имеет; а Ноября 3 дня этаго ж года определен в Вяземское городовое приходское училище Законоучителем; указом Смоленской Духовной Консистории с утверждения Его Преосвященства на 1845-й, 1846-й, 1847-й и 1848-й годы определен преподавать катехизаторския поучения в Вяземском Троицком соборе; в 1847-м году был членом временнаго ревизионнаго училищнаго, по отчетам за 1846-й год Вяземских (Об. Л. 56) Духовных училищ комитета, за поверку коих и свовременнаго доставления оных, указом Духовной Консистории, 14-го июля объявлено благословение Его Преосвященства, со внесением онаго в послужной список, онаго ж года на основании Высочайше утвержденнаго в 30-й день Октября 1847-го года положением Комитета Г.Г. Министров награжден 73-мя рублями серебра; в 1848-м году Марта 26-го дня награжден от епархиальнаго начальства за ревностное прохождение Священнической и законоучительской должностей набедренником; в 1855-м году вследствие представления за № 1209-м объявлена ему искренняя благодарность от Его Высокопревосходительства, попечителя Московскаго Округа за оказанное усердие к службе. В семействе у него: жена – Александра Петрова, 33 г.; Сын Леонид обучается в Вяземском Духовном уездном училище в Среднем отделении на собственном содержании, 12 л.”.
Иеромонах Даниил (Сычев)