От полного запустения – к полной жизни
За всю историю древней смоленской земли на нашей малой родине возникало немало мест притяжения, куда в разное время стремились люди. В их числе уже тысячу лет назад были и монастыри, где хранили чистоту веры и предания Церкви, вели культурно-просветительскую деятельность. Команда проекта «Культурный код. Смоленск. 102.7 FM» приглашает вас совершить путешествие в одну из самых знаменитых обителей региона – Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь. Мы расскажем об истории и современной жизни этой святой обители, которая по праву считается жемчужиной ожерелья русских монастырей.
Духовный центр Смоленщины
Монашество всегда было и остаётся главной духовной силой России: эта форма христианской жизни, основанная на устремлении к Богу, желании жить строго по евангельским заповедям, появилась на Руси вскоре после её Крещения. А уже на рубеже XII–XIII веков Великий Новгород, Владимир, Суздаль и Смоленск стали центрами развития монастырей.
Второй расцвет пришёл в святые обители России после избавления от монголо-татарского ига, о чём так писал митрополит Антоний Сурожский: «В период национального становления после прекращения монголо-татарского ига мы видим исполинов духа: они оставляют всё и уходят в глушь лесов северной и центральной России – уходят искать Бога, уходят, чтобы быть с Богом… Они ищут Бога и находят Его в глубине своей собственной души, посвящённой Ему. Они ищут только Его одного, но вместе с тем их любовь становится всё глубже, и они с любовью принимают всех, кто начинает приходить к ним… в поисках той же спасительной пристани. Вокруг них вырастают монастыри, что тоже является актом любви».
Особая роль монастырей – духовных, культурных, образовательных центров своего времени – во многом обусловлена личностями тех, кто создавал их. С такой личности началась и история Свято-Троицкого Болдина мужского монастыря, основанного в 1530 году.
В 1528 году из Переславля-Залесского к Дорогобужу пришёл монах, который впоследствии стал преподобным Герасимом Болдинским, – ученик и духовный сын преподобного Даниила Переславского, духовника великого князя Московского Василия III. К тому времени Герасим провёл рядом с наставником более 20 лет и прошёл хорошую школу послушания, в том числе и помогая в обустройстве основанного преподобным Даниилом Троицкого монастыря.
Дорогобужские земли в начале XVI века были неспокойными: здесь жили разбойники, которые немало досаждали искавшему уединения монаху. И подвиг святого заключался не только в пустынножительстве – преподобный Герасим молился за своих «лихих соседей», своим словом и жизнью стараясь исправить их.
«И своей молитвой преподобный очистил это место от разбоя и грабежа», – рассказывает иеромонах Пётр (Исаков) – насельник Свято-Троицкого Болдина монастыря, чьё послушание в том числе – рассказывать приезжающим в обитель мирянам о её прошлом и настоящем.
Монастырь у речки Болдинки возник не сразу – первые годы преподобный Герасим провёл в вырытой им землянке, рядом с которой выкопал и колодец. Источник, к слову, сейчас обустроен, и вода в нём, говорят монахи, очень хорошая.
Через два года Герасим услышал колокольный звон, который доносился с заросшей дубами поляны. Он повторился три ночи подряд, и преподобный, увидев в этом волю Божию, пришёл туда, откуда раздавался звук, и построил под самым раскидистым дубом первую келью будущего монастыря. В обители установлен памятник преподобному Герасиму, изображающий подвижника как раз на пути от землянки к новому месту жительства.
«Монастырь притягивал очень многих людей, которые приезжали сюда за молитвой и благословением, а кто-то принимал и монашеское пострижение. И с шестнадцатого века обитель стала духовным центром жизни Смоленского края», – говорит отец Пётр о становлении монастыря.
К дню смерти преподобного Герасима – 1 (14) мая 1554 года – в обители было около 130 монахов, что для нового монастыря в те годы было действительно большой цифрой. Впрочем, она и в наши дни остаётся таковой: для сравнения скажем, что сейчас здесь живут и трудятся около 20 человек.
Стоит, кстати, остановиться на названии монастыря. С его первой частью всё понятно: Свято-Троицкая обитель получила имя в честь Пресвятой и Живоначальной Троицы (и, соответственно, её центральный собор – Троицкий), а вот вторая часть – Болдинский – происходит от славянского слова «болда», обозначающего дуб.
Нужно также сказать, что Свято-Троицкий Болдин монастырь стал первым, основанным преподобным Герасимом. Кроме него, трудами подвижника обрели жизнь вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, Рождества Пресвятой Богородицы в дорогобужском селе Сверковы Луки и Введенский на реке Жиздре (ныне – Калужская область).
Время расцвета
Внимание людей, в том числе и знатных, к монастырю на Старой Смоленской дороге стало одним из факторов его развития: благодаря труду братии и вкладам благодетелей обитель процветала. В начале XVII века монастырь владел 150 сёлами, деревнями и пустошами, бортными и охотничьими угодьями, мельницами и лавками. Монастырские подворья были в Москве, Смоленске, Можайске, Вязьме и Дорогобуже.
В конце XVI века в монастыре развернулось масштабное каменное строительство: были возведены большой пятикупольный Троицкий собор, трапезная палата с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, трёхъярусная шестигранная колокольня. В эти же годы в Смоленске шло строительство крепостной стены, а потому возведение каменных построек стало возможным только благодаря особому вниманию к обители.
«Строительство нашего Троицкого собора в камне было разрешено по велению московского царя Бориса Годунова, который в это время наблюдал за возведением Смоленской крепостной стены», – дополняет отец Пётр.
Говоря о строительстве, нужно отметить два важных для нас, жителей области, момента. Во-первых, ряд учёных, например, историк церковного зодчества Андрей Баталов, считают, что комплекс монастыря – единственный ансамбль, относящийся ко времени царствования Фёдора Иоанновича (1584–1598 годы). По мнению Баталова, архитектура Троицкого собора восходит к Архангельскому собору Московского Кремля. Во-вторых, архитектор-реставратор Пётр Барановский в одной из своих работ предположил, что в проектировании обители участвовал сам зодчий Фёдор Конь.
В эти же годы монастырь достигает и своего культурного расцвета – среди его братии было много образованных людей, и на рубеже XVI–XVII веков Болдинская обитель входит в число важнейших книжных центров Руси.
«Преемником преподобного Герасима был игумен Иосиф Краснописец. Так его прозвали за то, что он умел очень складно – «красно» писать. Он был учеником святого Русской Православной Церкви преподобного Максима Грека, писал книги, состоял в переписке с митрополитом Макарием Московским», – рассказывает отец Пётр, дополняя, что в монастыре обучали грамоте и детей из окрестных деревень.
Годы испытаний
Судьба Болдинского монастыря, как и всей Смоленщины, неразрывно связана с судьбой нашей страны, и времена расцвета обители регулярно сменялись временами разорения.
«Чего только не претерпела за свою историю наша обитель, находящаяся на Старой Смоленской дороге, – говорит отец Пётр. – По этой дороге всегда шли люди, но не всегда с добром. И поляки, и литовцы, и французы шли к Москве, и каждый раз монастырь разорялся».
Первый расцвет монастыря был прерван Смутным временем и нашествием поляков. Дорогобуж более 40 лет находился под их властью, монахи покинули обитель, а саму её передали католическому учебному заведению. После возрождения монастыря речи о былом богатстве уже не шло: в конце XVII века он владел всего 20 деревнями, а потом и вовсе утратил свои земли. Выжить ему в это время помогли благотворители, главным из которых был князь Андрей Долгоруков – представители этой династии похоронены в Троицком соборе.
Второе разорение обители относится к 1812 году: французы, разграбив монастырь, превратили его в тюрьму для русских солдат.
Но настоящим временем испытаний для Болдинского монастыря стал ХХ век, перевернувший его жизнь.
«Двадцатый век, когда к власти пришли богоборцы, когда вся Церковь была поставлена вне закона, стал самым страшным временем для обители», – рассказывает отец Пётр.
В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, но жизнь в нём, в том числе и православная, сохранялась до 1929 года, и произошло это благодаря упомянутому выше Петру Барановскому. В обители проводились реставрационные работы, был создан музей, в который устроились работать последние насельники монастыря. Под видом дворников и смотрителей они проводили службы – вплоть до окончательного закрытия монастыря и прекращения всех работ по его сохранению.
Последние дни жизни обители запечатлены на фотографиях, которые хранятся в монастыре. Они были сделаны историком Михаилом Погодиным по просьбе Барановского. На чёрно-белых снимках запечатлены и рядовые монашествующие, в том числе один из последних звонарей, и те, кто возглавлял монастырь, например, настоятель игумен Пафнутий. На фото он сидит за столом со стаканом чая, погружённый в раздумья…
«С этих фотографий на нас, по сути, смотрит благословение дореволюционного монастыря: это всё исповедники, – отмечает отец Пётр. – 1929 год, Церковь вне закона, а люди служат, молятся, живут в обители, которая им уже не принадлежит, и не знают, что день грядущий им готовит».
Фотографии были сделаны летом 1929 года, а буквально через три месяца последних монахов выселили из обители, ставшей для них родным домом…
Монастырские постройки, как было принято в 20–30-е годы, использовались под зернохранилище и сырзавод, в часовне, построенной на месте кельи преподобного Герасима, установили сепаратор для молока.
А в 1943 году готовившиеся к отступлению гитлеровские войска заминировали основные постройки монастыря и взорвали их – правда, как говорили старожилы, только со второй попытки. Обитель ведь строили на века.
Первые шаги к возрождению
Через 20 лет после войны всё тот же Пётр Дмитриевич Барановский сделал первые, пожалуй, самые важные шаги по спасению монастыря. С 1966 года всеми реставрационными работами в Болдине руководил ученик Барановского Александр Михайлович Пономарёв – неутомимый подвижник возрождения обители.
Этапы этого долгого, сложного пути также запечатлены на фотографиях: поросшие травой руины Троицкого собора, первый этаж трапезного Введенского храма под консервационной крышей, колокольня в лесах. Восстановлением монастыря занимались и специалисты – сотрудники Союзреставрации, и студенты – бойцы стройотрядов, которые десять лет, исключительно в летние месяцы, заново отстраивали колокольню. Помимо обмеров и фотографий Барановского в работе широко применялся метод анастилоза: взорванные постройки распались не на кирпичи, а на большие, иногда многотонные блоки, и из них, как из конструктора, собирали колокольню, заполняя пустые места новым кирпичом.
На новый уровень возрождение обители вышло с конца 80-х годов – времени, когда в обществе и государстве изменилось отношение к Церкви. Итогом этого потепления, например, стало активное участие в работах военнослужащих батальона спецсвязи, который дислоцировался в Сафонове. Солдаты, в частности, восстанавливали Введенский храм, который был освящён 4 декабря 1997 года.
В 1989 году монастырь впервые посетил архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне – Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Через год по его благословению в монастыре снова началась литургическая жизнь: первая служба состоялась 14 мая 1990 года – в день памяти преподобного Герасима – в полуразрушенном малом храме в честь святителя Тихона Задонского. В 1991 году был назначен настоятель обитель – им стал архимандрит Антоний (Мезенцов). Уже более 30 лет он является игуменом монастыря, вместе с братией трудится над возрождением святой обители и сохранением её прошлого.
«Когда мы были ещё молодыми послушниками, монахами, никогда не думали, что на месте бывшего собора, где мы собирали землянику, где были руины, мы когда-нибудь будем совершать свои молитвы, трудиться», – вспоминает отец Пётр.
Освящая Троицкий собор монастыря 6 июня 2010 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам церемонии:
«Однажды я приехал в это место, где, мне сказали, раньше был монастырь. Что же я увидел? – развалины… Всё было разрушено. Я действительно не могу вспомнить другого монастыря Русской Церкви, который бы полностью лежал в руинах. И отец Антоний был назначен на эти руины, где негде было жить, он начал собирать братию и восстанавливать обитель. И сегодняшним освящением Свято-Троицкого собора мы как бы ставим точку после первого, может быть, самого важного этапа жизни монастыря от всей программы его восстановления».
Источник живой воды
В 2001 году, в разгар восстановления монастыря, произошло настоящее чудо: обитель обрела свою главную святыню – мощи преподобного Герасима.
Конечно, чудом можно назвать уже сам факт того, что они не были утрачены столетие назад, когда в Болдинский монастырь приехала специальная комиссия, члены которой намеревались осквернить мощи основателя обители. Тогда богоборцев удалось перехитрить: братия положила в беломраморную раку, установленную над мощами, останки другого человека, которые предварительно завернули в парчу. Эти останки члены комиссии, уверенные в том, что они обнаружили мощи преподобного Герасима, перезахоронили на деревенском кладбище.
Однако мощи основателя обители остались в соборе, а после его уничтожения гитлеровцами – под руинами. Обретены они были после того, как братия расчистила южный придел Троицкого собора, где сразу после этого начались раскопки. После обретения мощи находились в Введенском храме, поскольку главный собор монастыря тогда ещё лежал в руинах. В раку в Троицком соборе мощи преподобного Герасима поместили в 2009 году, когда храм был выстроен заново.
«С того времени, когда были обретены мощи преподобного Герасима, началась новая веха в истории нашей обители, новый виток в её возрождении – начали приезжать люди, появились благотворители… Как будто был открыт источник духовной живой воды», – говорит отец Пётр.
14 тонн – в одном колоколе
Самый яркий, наверное, пример силы этого источника – обустройство звонницы Болдинского монастыря. На сегодняшний день она одна из лучших в Смоленской области, а по некоторым параметрам превосходит все остальные.
Звонница появилась в обители в 2006 году после того, как архимандрит Антоний обратился за помощью к благотворителям монастыря, попросив у них всего лишь один колокол весом в 1,5 тонны – такой, каким был главный колокол в дореволюционные годы. Но дело пошло в полном соответствии с одной из любимых фраз настоятеля: «Просите у Господа меньше, а Господь даёт то, что считает нужным». Владельцы Донецкого металлургического завода приняли решение отлить не один колокол, а всю звонницу – её вес в общей сложности составил 19 тонн. А через полтора года в обитель снова позвонили сотрудники предприятия и рассказали, что готовы сделать монастырю ещё один подарок. Им стал колокол весом почти в 14 тонн, по прибытии в Болдино получивший имя «Силы Небесные».
На главную колокольню обители он не поместился, и поблизости была построена ещё одна колокольня, на первом ярусе которой обустроили водосвятную часовню. Колокол, кстати, соответствует своему имени: в сырую погоду, когда звук распространяется лучше всего, он слышен в Дорогобуже – за 20 километров.
Пойдём в музей!
Монастырский музей, который уже упоминался выше, создан по благословению и при деятельном участии архимандрита Антония, который, как сказал отец Пётр, не может спокойно пройти мимо старинной вещи. Причём состояние этой вещи в момент её находки может быть самым непрезентабельным – есть, например, случаи, когда обретались иконы XVIII века, на протяжении нескольких десятилетий бывшие подпоркой в деревенском сарае.
Музей устроен в бывшем доме игумена, у которого своя сложная история. Небольшой домик пережил революцию и войну, но в 70-е годы прошлого века сгорел в результате случайного пожара. Восстановить его получилось только благодаря сохранившимся фотографиям, и в первые годы возрождения монастыря в нём жил настоятель, останавливались гости обители.
Сейчас несколько комнат превращены в выставочные залы. В первом из них представлены изразцы со старинных монастырских печей. Искусством изготовления изразцов братия овладела в конце XVI века, когда они редко встречались даже в боярских домах, а в монастыре были практически в каждой келье.
В экспозиции представлена вся история обители – от основания до упадка и возрождения, предметы церковного обихода: дореволюционные лампады, священнические и диаконские облачения, многое из того, что ранее использовалось во время богослужений. Все экспонаты отреставрированы и бережно хранятся.
В витринах, а кое-где и просто на полу стоят и старинные предметы крестьянского быта. Они станут основой следующих залов, говорит отец Пётр:
«К нам приезжают много людей, в том числе и молодых, и школьников, которые уже очень много не знают, и здесь они соприкасаются с целым пластом нашей общей культуры и истории».
Здесь ждут всех
Завершая рассказ о Болдинском монастыре, вернёмся к его территории, а точнее – к деревьям, растущим здесь. Дуб, рядом с которым преподобный Герасим построил первую келью, не единственный в обители. Совсем недалеко от него растёт дуб, посаженный Святейшим Патриархом Алексием II во время его визита в монастырь. Монахи рассказывают, что незадолго до кончины Святейшего дерево заболело и выздоровело не так давно.
А за стеной монастыря растёт ещё один приметный дуб, который будет интересен любителям литературы и кино. В Дорогобужском районе, как известно, снимались многие сцены эпопеи «Война и мир», и под этим дубом снималась знаменитая сцена, в которой князь Андрей Болконский вновь обретает интерес к жизни.
Почувствовать такое же обновление души может каждый, кто приедет в Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь, – и паломник, и обычный мирянин, интересующийся историей и культурой своей Родины. К слову, испросив разрешения, в монастыре можно провести несколько дней. Но надо иметь в виду: обитель – это в первую очередь место молитвы, а совсем не курорт, и после первых трёх дней пребывания на богослужениях и участия в Таинствах Церкви (исповеди и причастии) паломнику дадут посильное послушание, которое нужно будет исполнять. Каким оно будет, сказать сложно – в монастыре всегда найдётся чем заняться.
Отправляйтесь в Болдинский монастырь, уважаемые читатели! Вы точно не пожалеете о времени, проведённом в дороге, и обязательно получите пользу духовную и телесную, культурную и интеллектуальную.
Фото: Игорь Гладко-Прохоренко, из архивов Александра Пономарёва и Смоленской епархии
Источник: https://smolgazeta.ru/mesto-prityajeniya/110931-ot-polnogo-zapusteniya–k-polnoy-jizni.html