Шесть героев-минёров, Микулинская «Одигитрия» и Параскева Пятница
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Жил тут богатырь Микула
Рассказ о Микулине и его достопримечательностях мы начнём с древних времён, которые определили облик этих мест и во многом их последующую роль в истории.
Деревня стоит на берегу озера Глыбай, входящего в так называемую Микулинскую систему озёр, большинство из которых образовались 10–15 тысяч лет назад, в конце валдайского оледенения. Семь водоёмов располагаются между Рудней и деревней Микулино, и почти все они связаны протоками – по ним стекала вода таявшего ледника. Особого внимания заслуживают названия озёр: Купелище, Девино, Витрино, Едрица, Глыбай, Большая и Малая Рутавечь. Почти с каждым из них связана какая-то легенда, которая описывает его возникновение. О происхождении слова «Глыбай» исследователи называют несколько версий – в том числе от слова «глыба» и от слова «голубой» как свидетельства чистоты воды. У озера в основном пологие берега, за исключением восточной его стороны, на которой и стоит деревня Микулино, в прошлом крупное село, а ещё раньше – город, впервые упоминающийся в документах конца XIV века. Впрочем, уже в XV веке он был разрушен и в дальнейшем назывался как местечко «городище».
Стоит, пожалуй, привести легенду о возникновении названия «Микулино», записанную в 1976 году от местных жителей смоленским исследователем, фольклористом и этнографом Яковом Романовичем Кошелевым и включённую им в книгу «Народное творчество Смоленщины».
«Видишь, какая кругом несуразица? То горы, то гряды, то глубокие впадины. А там озеро на озере – много их тут: Рутавец, Глыбай, Едрица, Девино, Витрино… Жил тут богатырь Микула. И деревня наша потому так и названа – Микулино. Место это ему сильно понравилось. Леса кругом, озёра, рыбы хоть отбавляй. Дубы тогда везде росли. Он много их свалил и пни повыдергал. Расчищал место под пашню. Микула пришёл откуда-то издалека. Привёз какие-то диковинные деревья, посадил их. А потом к нему приехали другие богатыри, стали звать с собой. Когда он уехал куда-то на войну, то и деревья его засохли».
Люди обжили эти места уже в древние времена – об этом говорят археологические памятники, которые, по мнению смоленского археолога Евгения Альфредовича Шмидта, относятся к концу I тысячелетия нашей эры. А в IX‒XI веках здесь проходил один из маршрутов торгового пути «из варяг в греки».
Секреты Свято-Троицкого храма
Центром древнего поселения в районе современного Микулина стал холм у восточного берега озера Глыбай. Здесь, на самом высоком месте в округе, находился детинец – центральная часть этого поселения, с трёх сторон окружённая крутыми склонами. Но и на них, по данным археологов, в том числе и знаменитого смоленского исследователя Евгения Альфредовича Шмидта, располагались земляные укрепления.
Шли века, детинец стал центром города, который упоминается в конце XIV века в перечне литовских городов, включённых в «Список русских городов». В 1430 году он относился к владениям польского короля Свидригайло, а с XVI века эти земли стали пограничными – ими в разное время владели Россия и Речь Посполитая. В начале XVIII века, как отмечают авторы изданной в 2007 году книги «Страницы истории Смоленщины», Микулино принадлежало польскому роду Огинских. Один из его представителей и построил в 1720 году храм, который изначально был католическим костёлом, принадлежавшим ордену бернардинцев. Есть, впрочем, и другая версия его появления – о ней команде проекта «Культурный код. Смоленск. 102.7 FM» рассказал иерей Василий Демчук, настоятель храма преподобного Серафима Саровского посёлка Понизовье Руднянского района, окормляющий прихожан храма в честь Святой Живоначальной Троицы.
По его словам, костёл в Микулине начали строить ещё в XVII веке монахи-бенедиктинцы, получившие пристанище в России. В любом случае, во время правления императрицы Екатерины II храм был передан Православной Церкви, но его изначальное назначение сохранилось во внешнем облике, а также во многом определило внутреннее убранство. Например, от католического собора здесь остался четырёхколонный портик – он, нарушая каноны православного зодчества, с XVIII века стоит перед алтарём.
«Тогда храм претерпел кардинальные изменения: пришлось поменять вход, место алтаря и, конечно, пришлось заменять скульптуры на иконы, которых не было в католическом костёле, – рассказал отец Василий, который служит в Микулине с 2001 года и был в числе тех, кто многое сделал для восстановления и ремонта Свято-Троицкой церкви. – По канонам, конечно, вход с колоннами нужно было убирать и делать круглый алтарь, но было принято решение его оставить. Я думаю, что у наших предков просто рука не поднялась, чтобы убрать эту красоту, и я надеюсь, что она сохранится и её смогут увидеть и наши дети, и наши внуки».
Немногим позже к храму была пристроена колокольня, с верхнего яруса которой открывается изумительный вид на окрестности, а сама церковь стала пятикупольной.
Что же касается внутреннего убранства, на колоннах внутри храма сохранились лепные кресты, на полу плитка разного рисунка, причём на одной из плиток указан знак завода и место производства – «Carl Ulmann, Riga». По словам иерея Василия, изучавшего плитку, завод закрылся в середине XIX века, то есть пол выложен ею раньше, а некоторые его элементы позволяют осторожно говорить о том, что произошло это ещё в то время, когда храм был католическим.
По заступничеству Пресвятой Богородицы
Влияние католицизма видно и в иконах храма в честь Святой Живоначальной Троицы – и тех, что висят на его стенах, и тех, что занимают своё место в иконостасе церкви. Большинство из них написаны неизвестными нам мастерами, но представляют собой скорее живописные произведения, причём даже о названии некоторых из них можно только догадываться. Эти образы лишь в последнее время стали уступать место иконам более традиционным для Православия, но иерей Василий бережно хранит их и заботится в меру своих возможностей. В храме, например, можно увидеть двусторонние иконы – с разными изображениями, а также образа, написанные не на дереве, традиционном для иконописи, а на металле. Одна из таких икон, к слову, храмовая – Святой Троицы.
«Для меня загадка, как она сохранилась до наших дней: условия в храме были очень плохие, и тем не менее она сохранилась. Это большая радость для нас. Она старинная, не каноническая, потому что Господь изображён в виде старца, а мы знаем, что по канонам изображать Бога-Отца как человека нельзя, только Христос принимал облик человека», – говорит отец Василий, поясняя, что стиль письма свидетельствует, что писали образ, скорее всего, последователи униатской веры.
Вместе с тем одна икона в храме заслуживает особого внимания – по сути, именно она делает его местом притяжения в Руднянском районе и всей Смоленской области. Речь идёт о Микулинском списке Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», написанном в начале XIX века мастерами из Орши, о чём говорит табличка на ризе образа.
«Наша икона наряду со Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» участвовала в общем молебне на Бородинском поле перед сражением с французами. После чего она была возвращена в наш храм и находилась здесь вплоть до 2012 года, когда была отдана на реставрацию. Через несколько лет, после реставрации, образ вернулся в храм», – рассказывает отец Василий.
Письмо Микулинской «Одигитрии» существенно отличается от надвратной иконы Божией Матери «Одигитрия», которая находится в смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе, что объясняется двухвековой разницей появления этих чудотворных икон. Но и Микулинская «Одигитрия» любима и почитаема многими. По словам иерея Василия, многие люди приезжают в Микулино специально для того, чтобы поклониться этой иконе. Образ – чудотворный: уже в новейшей истории храма известны случаи сохранения семей и исцеления больных, просивших помощи у Богородицы.
Как и в Смоленске, 10 августа – в день Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» – в Свято-Троицком храме проводится торжественная служба, на которую приезжают много паломников. В этот день на службу собираются около 70 человек, что для деревенского храма очень много, говорит иерей Василий. Приходят, конечно, сюда и в другие дни, причём иногда в Микулино приезжают люди издалека – были даже из Владивостока. Это и паломники, и те, кто ещё в детстве крестился здесь – церковь в деревне практически не закрывалась в советское время.
Микулинская «Одигитрия», кроме того, участвует в традиционном крестном ходе из Витебска в Смоленск: образ встречает паломников на границе с Белоруссией и сопровождает их до Рудни, а затем возвращается в храм. Мы, конечно, задали иерею Василию вопрос о том, как это происходит, поскольку икона большая по размерам, к тому же облачена в посеребрённую ризу – в итоге образ весит не менее 70 килограммов. Оказывается, для этого крестного хода из Витебска разработана специальная повозка. Но крестный ход с иконой совершается и вокруг храма в честь Святой Живоначальной Троицы, и тогда Микулинскую «Одигитрию» носят на руках – как правило, вчетвером. Возвращаясь к крестному ходу из Витебска в Смоленск, стоит отметить, что он собирает большое число паломников, правда, после пандемии коронавируса их количество значительно снизилось.
Говоря о Микулинском образе Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», нужно сказать, что многие верующие смоляне несколько лет назад могли видеть её, может быть и не зная об этом, в Свято-Успенском кафедральном соборе.
«По благословению епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (с 22 марта 2011 года по 12 марта 2013 года – правящий архиерей Смоленской епархии. – Прим. авт.) наша икона была передана в Смоленск на время реставрации Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», – рассказал иерей Василий.
Когда икона вернулась в Микулино, молебные богослужения перед образом Одигитрии возобновились. Их стараются проводить в течение всего года:
«Надеемся, что по нашим молитвам и по заступничеству Пресвятой Богородицы таким образом сохранится и наш храм, и наша земля, и вся Смоленская область».
О празднике «Пятинка»
Есть у микулинцев ещё одна важная икона – образ великомученицы Параскевы Пятницы, которая, к слову, в Русской Православной Церкви почитается не так широко, как в католицизме. И это тоже черта, делающая Микулино уникальной деревней. По преданию, икону Параскевы Пятницы в давние времена прибило водой к берегу озера Глыбай. Там её нашёл пастух, а недалеко от места находки появился святой источник, вода которого обладает целительной силой.
Раньше, рассказал отец Василий, у источника стоял храм в честь Параскевы Пятницы, в котором и пребывал образ великомученицы. В богоборческие времена храм разрушили, пытались уничтожить и святой источник:
«Власти сделали всё возможное, чтобы закопать его: туда вывозили и мусор, и землю, и песок – что только не возили! Закончилось это тем, что люди всё вручную откопали и всё равно туда ходили».
Конечно, в советское время такие службы совершались тайно, и знали о них лишь местные жители, но после перестройки ситуация изменилась. В десятую пятницу после Пасхи в Микулине совершается служба в честь великомученицы Параскевы Пятницы и крестный ход от Свято-Троицкой церкви к святому источнику, где служат водосвятный молебен. Службы, уточнил иерей Василий, торжественные: в своё время в них, например, участвовал даже архиерейский хор из Витебска.
«Это хороший обычай, и мы стараемся его соблюдать», – так отец Василий подвёл итог рассказу о празднике «Пятинка» и обычаях, связанных с ним.
Икону Параскевы Пятницы, с которой обычно ходят к источнику участники крестного хода, нам увидеть, к сожалению, не удалось: образ, найденный на берегу озера, сейчас находится на реставрации, и его в Микулине, конечно, очень ждут. Но, отметим, две иконы великомученицы в Свято-Троицком храме есть: одна находится в алтаре, а вторая – на одной из стен храма, и ей может поклониться любой желающий.
Храм – основа возрождения
Храм в честь Святой Живоначальной Троицы, говорит иерей Василий, в советское время практически не закрывался, но сложные времена в его жизни, несомненно, были. Всего несколько десятилетий назад, как рассказывали батюшке местные жители, почти вся церковь была в иконах. Многие из них, по тем же воспоминаниям, были украдены в 80–90-е годы прошлого века. По словам отца Василия, Микулинскую «Одигитрию» эта участь не постигла только потому, что её не смогли снять с места – икона была приколочена гвоздями к стене.
«И приколотили её, видимо, даже не борясь с ворами, а давно, потому что гвозди были именно кованые, старинные», – дополняет он.
Масштабное возрождение храма началось в начале уже XXI века, и этот процесс поначалу столкнулся как минимум с непониманием и неприятием происходящего. Отец Василий рассказал, что 20 лет назад в церкви буквально стояла вода, а стены были зелёными от плесени. Избавиться от сырости удалось, лишь вырубив деревья, вплотную подступавшие к стенам храма: исчезла постоянная тень, и здание начало прогреваться солнцем. Вскоре после этого в Свято-Троицкой церкви установили печи. Сначала одну, и уже после её установки даже в сильные холода в храме было +13 градусов. В принципе, тепло и, с учётом сухости воздуха, комфортно, но у нашего собеседника было своё мнение на этот счёт:
«Я подумал: к нам будут приходить, чтобы покрестить детей, и им будет не очень комфортно, – поэтому поставили вторую печь. Теперь здесь даже зимой, когда на улице минус двадцать, не меньше восемнадцати градусов тепла».
Возрождение храма, продолжает отец Василий, стало началом возрождения всей деревни: в какой-то момент здесь жили всего 50–60 человек, сейчас уже почти вдвое больше. Появляются, что особенно важно, и дети.
«Когда я сюда приехал из Понизовья, мои дети в школу одни отсюда на автобусе ездили. Потом появилась девочка с другого конца деревни, теперь ещё есть дети, так что, мне кажется, у нас жизнь возрождается. Только Бог знает, насколько в этом участвует храм, но мне кажется, что открытый храм даёт нашей деревне возможность возродиться. Не было бы храма, наверное, уже и деревни не было бы», – говорит иерей Василий.
Отметим, и сам он делает всё, что от него зависит, для возрождения деревни. Прихожан церкви священник называет маленьким дружным коллективом, семьёй, а потому каждая воскресная служба заканчивается чаепитием.
«Моя задача – чтобы храм не умер, чтобы приход жил, чтобы люди сюда приходили и чувствовали себя здесь как дома, чтобы прихожане были прихожанами, а не захожанами, чтобы они чувствовали себя единой семьёй», – делится батюшка.
Место Памяти
Завершая знакомство с Микулином, расскажем ещё об одном месте притяжения – регионального, а может быть, и федерального масштаба, – которое тоже даёт деревне стимул жить. Здесь похоронены сразу шесть Героев Советского Союза – такое количество могил обладателей высшей степени отличия СССР можно встретить разве что на столичных кладбищах, а для небольшого населённого пункта это уникально.
Памятник шести героям-минёрам, кроме того, ещё и один из самых старых в Смоленской области из тех, что посвящены событиям Великой Отечественной войны. Здесь похоронены гвардии старший лейтенант Николай Васильевич Колосов, гвардии старший сержант Владимир Петрович Горячев, гвардии младший сержант Вячеслав Борисович Ефимов, гвардии рядовые Иван Кириллович Базылев (к слову, уроженец деревни Болтутино Глинковского района), Филипп Иванович Безруков, Михаил Васильевич Мягкий – члены диверсионно-разведывательной группы, действовавшей в тылу гитлеровских войск в апреле – мае 1943 года. Бойцы не только передавали сведения о передвижении войск противника, но и уничтожали его эшелоны, взрывали мосты. Обнаруженная гитлеровцами, разведгруппа несколько дней уходила от преследования, а затем, прорвав окружение, заняла одну из высоток у ныне не существующей деревни Княжино. Они успели окопаться, заминировать склоны и приняли бой с батальоном эсэсовцев. Это произошло 12 мая 1943 года. В результате боя с шестью разведчиками погибли 120 карателей, трупы которых, по свидетельствам очевидцев – жителей деревень Княжино и Дубровка, – вывозили на грузовиках. Погибших минёров похоронили возле деревни Княжино трое местных жителей: Иван Захаренков, Матрёна Шукаева и Мария Сазоненкова.
Подробности последнего сражения группы старшего лейтенанта Колосова стали известны после освобождения Руднянского района – в конце сентября 1943-го, а уже 4 декабря этого года командующий 1-м Прибалтийским фронтом генерал армии Иван Христофорович Баграмян написал в приказе: «Представить героев-гвардейцев к высшей правительственной награде – званию Героев Советского Союза – посмертно». Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении шести минёрам звания Героев был издан 4 июня 1944 года.
Вскоре появился и памятник в Микулине, где похоронили останки Героев. Его создали солдаты инженерных войск 1-го Прибалтийского фронта: одиннадцатиметровый обелиск из тёсаного гранита открыли за день до Победы – 8 мая 1945 года. Он и сейчас стоит на холме практически в центре деревни, возле дороги, которая ведёт в том числе и к Свято-Троицкому храму. С двух сторон обелиска установлены шесть плит с барельефами героев-минёров, за ним – Вечный огонь, скульптура солдата и стена, на которой выбиты имена погибших в годы войны жителей окрестных деревень.
В день последнего боя героев-минёров, 12 мая, на мемориальном комплексе проводятся памятные мероприятия, но стоит отдать должное местной власти: её руководители не ограничиваются их организацией, а заботятся о мемориале, занимаясь не только благоустройством территории, но и его ремонтом.
Деревня Микулино находится в 7 км к северу от Рудни, в 5 км к востоку от автодороги Рудня – Демидов. Добраться сюда можно на автомобиле, в том числе и с помощью навигатора, указав координаты 55° 02′ 02″ с. ш., 31° 06′ 40″ в. д.
Фото: Ольга Базылева, Николай Дементьев
Прослушать радиоверсию программы о Болдинском монастыре можно, отсканировав приложенный в конце публикации QR-код, либо из браузера
Фотогалерея
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив