Культурный код. Подвижники. Святой князь Феодор Смоленский
В святцах Русской Православной Церкви есть особый чин — благоверных правителей, сочетавших в себе государственную мудрость с подлинно христианским образом жизни. Одним из таких угодников Божиих был внук Владимира Мономаха — святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский.
Князь, как свидетельствует его житие, был воспитан в страхе Божием, чуждался распрей и ссор, хотя отличался мужеством и знанием ратного дела. За чистую благородную красоту, которой Господь наделил князя Феодора, его прозвали «Чермным», то есть — «красивым».
Ему суждено было прийти в этот мир в трудные для Руси времена начала татаро-монгольского ига, и прославился он и ратными подвигами, и мудростью. Во время нашествия Батыя по молитвам Пресвятой Богородицы Смоленск — родной город святого — был избавлен мучеником Меркурием от разорения. После кончины отца, благоверного князя Ростислава, как повествует житие, бывший ещё отроком Феодор стал княжить в Можайске «с безмолвием» «и не гневашеся на братию свою». Хотя гневаться было на что: братья Федора, князья Глеб и Михаил, деля отцовское наследие, дали младшему брату отроку Феодору лишь маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.
Однако вскоре «ради безмолвия Федорова Бог поручил ему и славный град Ярославль». В 1260 году князь женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. В браке у князя родились две дочери и сын Михаил.
Тогда перед каждым русским князем стоял трудный выбор: склонить голову перед татарами, унизительно подчиняясь Орде и спасая тем от разорения свой удел, или вступить с врагом в неравный бой, даже без надежды на победу. Сорок лет в общей сложности княжил Феодор Чермный в Ярославле и показал себя храбрым военачальником, но при этом ещё и дальновидным дипломатом.
В Древней Руси главнейшими добродетелями любого князя в мирные времена правления считались правосудие, благотворительность, благочестие вместе с храмоздательством. Этими качествами Феодор обладал в полной мере. Княжил он в Ярославле благочестиво и богоугодно, «ибо с юных лет возлюбил Христа и Его Пречистую Матерь». Особенно почитал князь Феодор священников и иноков, благотворил нищим. Пекся о благе своих подданных, угождал своему Владыке и удалялся от всякой неправды.
Тяжёлое бремя монголо-татарского ига вынуждало князя Феодора вместе с другими русскими князьями ходить на поклон в Орду. Но со времён святого Александра Невского ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены менять своё отношение к русским князьям-вассалам. Они часто привлекали Русь к союзу и обращались к её князьям за военной помощью. По воле хана Менгу-Темира князю Феодору пришлось участвовать в татарском походе против алан, которые жили близ Кавказа и не хотели платить дани Орде.
Отличившись мужеством и ратными подвигами, Феодор возвратился с богатой добычей. Доблесть русского князя, высокий рост, мужественная красота и чистота души, вежливое обхождение располагали к нему не только соплеменников, но и иноверцев. В Орде он был принят весьма благосклонно и служил при дворе хана в качестве доверенного лица, очень уважаемого. Создатель жития святого отмечает, что «князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его».
Около трёх лет провёл князь Феодор в Орде. Служа хану, он, однако, не шёл у него на поводу, твердо хранил свою веру и нравственные убеждения. Когда жена хана пожелала выдать за него свою дочь, Феодор не побоялся ответить, что у него есть супруга и он, как христианин, не может иметь другой. Ответ Ярославского князя был уважен ханом и не вызвал его гнева.
Вскоре после отказа от брака Феодор испросил себе от хана ярлык на княжение в Ярославле и уехал из Орды домой. Но по прибытии в Ярославль князь узнал, что супруга его скончалась. Между тем княгиня Ксения, тёща Феодора, по возвращении его в Отечество не впустила его в Ярославль, объявив, что там есть уже законный князь, его сын — малолетний Михаил. Даже посредничество ордынского посла не смогло убедить княгиню, поддерживаемую ярославскими боярами.
Вскоре по кончине старшего брата Михаила князь Феодор наследовал в удельное владение и Смоленск и снова отправился в Орду, где принят был с прежней благосклонностью. Жена хана Менгу-Темира усилила просьбу к нему отдать их дочь Феодору в жёны. Князь Феодор настоял на том, чтобы царевна приняла христианство. В то время в ордынской столице было не сложно принять Крещение, так как там с 1261 года существовала православная епархия и был епископ Феогност, носивший титул Сарайского. Дочь хана была крещена с именем Анна, состоялся её брак с князем Феодором, и князь ещё долгое время жил в ордынской столице. Там у него родились сыновья Давид и Константин.
Хан Менгу-Темир окружил зятя почестями, дал ему на содержание 36 городов, в том числе Казань, Чернигов, Болгары, Куманы, Арск и другие. С его дозволения благочестивый князь в улусах Орды поставил несколько православных храмов и использовал свой дипломатический талант на благо Руси и Православной Церкви. Он принадлежал к числу тех князей-патриотов, которые все свои таланты направляли на сохранение русской земли и её священных традиций от внешних посягательств, на её экономическое и духовное развитие. Ему удалось достичь мирного татаро-русского сосуществования в жизни своих уделов. Он покровительствовал находившимся в Орде единоверцам и соплеменникам, поддерживал их и оказывал благотворное влияние на самих ордынских ханов.
В 1290 году «пришла князю весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился». Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества.
Он княжил практически до самой смерти. Последний день своей жизни князь провёл в Спасо-Преображенском монастыре. Под звон колоколов его перенесли сюда из княжеских палат. В монастыре он принял схиму и благословил собравшихся ярославцев, попросив у всех прощения:
«И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него — всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми».
Завещание князя Феодора домочадцам: «Вы же, благороднии сынове мои, плод чрева моего, Бога бойтеся, и страх Его имейте пред очами вашими выну, и святых церквей не отлучайтеся; святители же и весь освященный монашеский чин чтите и любите, и по учению святых Писаний внимайте и творите, старейшин чтите, и меж себе в мире и любви жительствуйте, чуждаго же стяжания похитити не желайте, убогих милуйте, беспомощным помогайте, матери своей достойную честь воздавайте; да аще послушаете мене, будете долголетни на земли и Царствия Небеснаго сподобитеся».
Когда монахи начали читать утреню, схимник-князь осенил себя крестным знамением и умер.
По совершении погребальных молитв гроб с телом Феодора был поставлен в Преображенском соборе монастыря. Впоследствии тела сыновей Федоровых — князей Давида и Константина положили рядом с отцом.
Когда в 1463 году князей решили предать земле, во время погребального пения в храме начали совершаться чудеса исцелений. Архиепископ Ростовский Трифон, узнав об этом, прислал для проверки святости мощей своего протопопа. Тот не поверил монахам и в пылу спора разорвал одежды на мощах князя. Протопоп и епископ, усомнившиеся в святости князей, тяжко заболели. Исцеление им принесли только покаяние и молитвы у мощей. В 1463 году все трое князей были канонизованы Русской Православной Церковью.
А в монастырь к ярославским чудотворцам потянулись верующие, побывали здесь многие русские государи. У мощей молились Иван III, Иван Грозный, Екатерина II.
В 1831 году в честь святых рядом с собором построили церковь, в которой они и пребывали до революции. После 1917 года постройки монастыря распределили между светскими организациями, но «выселять» князей не решились.
В 1938 году, когда усилились гонения на Православную Церковь, святые мощи благоверных князей были отправлены на экспертизу. Медики того времени явили немалое мужество и честность, когда не побоялись написать заключение о подлинности мощей. Признавая их древность и удивительную сохранность, они сделали неожиданный для богоборцев вывод: «…последнее слово о причинах сохранности тел князей Феодора, Давида и Константина принадлежит уму и религиозной совести народа».
До конца 80-х годов ХХ века святые мощи князя Феодора и его сыновей Давида и Константина оставались в фондохранилище Ярославского музея-заповедника. Лишь в 1988 году, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, они были возвращены Православной Церкви и перенесены в ярославский Федоровский кафедральный собор, где пребывали 20 лет. Но святость Своих угодников Господь являл даже в музее: иногда смотрители тайно допускали к мощам тех, кто об этом просил. Так в 1987 году одна супружеская пара, искавшая помощи в рождении детей и уже терявшая надежду, пришла к ярославским чудотворцам. И святые откликнулись: в 1988 году в семье родились три девочки. К сожалению, одного ребёнка врачи спасти не сумели, а две других девочки благополучно выросли и стали хорошими, добрыми людьми.
С 2011 года рака с мощами благоверных князей Феодора Черного и чад его Давида и Константина в Успенском кафедральном соборе Ярославля.
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Источник: https://smolgazeta.ru/podvijniki/114875-kulturnyy-kod-podvijniki-svyatoy-knyaz.html