Обновления

Культурный код. Подвижники. Альберт Сергеев. «Летописец земли Смоленской»

Главная > Публикации > Культурный код. Подвижники. Альберт Сергеев. «Летописец земли Смоленской»

  1. КК Подвижники (Сергеев)


Героя нашей программы Альберта Сергеева называют «летописцем земли Смоленской». Скульптор, Народный художник РСФСР, один из основателей художественно-графического факультета Смоленского государственного университета, преподаватель, почетный гражданин города Смоленска, более 20 лет возглавлял Смоленскую организацию Союза художников России. Альберт Сергеев – автор свыше 200 скульптурных произведений, отображающих страницы истории Смоленщины.

Вы наверняка восхищались его работами. В Смоленске – это мемориал Скорбящей матери в парке Реадовка, памятники поэту Александру Твардовскому и его литературному герою Василию Теркину, Михаилу Исаковскому на улице Октябрьской революции, бюсты генералам Барклаю-де-Толли, Багратиону, Дохтурову в Сквере памяти Героев.

Он также создал памятники Советской гвардии в Ельне, Воину-освободителю в поселке Озерный Духовщинского района, бюсты Михаилу Егорову в Смоленске и Рудне и десятки портретных работ именитых смолян.

Здания Смоленска украшают, выполненные Сергеевым, мемориальные доски Николаю Пржевальскому, Михаилу Исаковскому, Александру Твардовскому, Михаилу Фрунзе и других. Он является автором надгробных памятников Николаю Рыленкову на Братском кладбище в Смоленске и академику Александру Данилову на Новодевичьем кладбище в Москве.

Альберт Георгиевич Сергеев родился 30 апреля 1926 года в деревне Левинки Темкинского района Смоленской области. С детских лет он увлекался рисованием и лепкой. Отец часто брал сына в поездки в Москву, где они посещали Третьяковскую галерею, Исторический музей, выставки художников, парки культуры и отдыха — так молодой Сергеев приобщался к таинствам великого искусства русских и зарубежных мастеров живописи, скульптуры, декоративного искусства.

В 1936 году мать привела его в художественную студию Вязьмы, которую организовал художник Сергей Владимирович Журавлев, воспитавший не одно поколение вяземских живописцев, графиков, книжных иллюстраторов, учителей рисования. Он первым заметил талант своего ученика Сергеева. Вопрос о выборе будущей профессии был решен.

Но в 1944 году Альберт Георгиевич Сергеев был призван в Советскую Армию, до 1950 года служил ефрейтором–артразведчиком 764–го армейского истребительно–противотанкового артиллерийского полка 51–й армии Прибалтийского фронта. Был награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями.

В 1950 году поступил в Ленинградское художественное училище имени Серова (ныне — Рериха), получив по окончании специальность скульптора–исполнителя. Далее была учеба в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Академии художеств СССР (1955–1961 гг.), после чего Сергеев стал дипломированным художником–скульптором.

В 1961 году он приехал в Смоленск и был принят ассистентом художественно–графического факультета Смоленского государственного педагогического института.Стал членом Союза художников СССР.

О выставке Альберта Сергеева в Ленинграде и Москве пишут в центральных и местных газетах. Становиться ясно, что в русской скульптуре появилось новое имя. Со своим собственным видением мира, своеобразным использованием традиций национальной пластики, жанровым многообразием, высокой исполнительской техникой и культурой.

Альберту Георгиевичу Сергееву, пережившему все ужасы фашистской оккупации, были близки и понятны боль, горе и страдание людей, восхищение мужеством и героизмом партизан и партизанок — тех, кто боролся с врагом в патриотическом подполье. Он хотел увековечить подвиг советского человека на фронте и в глубоком тылу.

Этапной в творческой биографии Альберта Сергеева явилась работа над созданием скульптуры «Скорбящей матери» (1963–1965 гг.). Она является центральной фигурой в мемориальном комплексе, сооруженном возле братской могилы смоленских подпольщиков, расстрелянных немцами.

Следующей рубежной вехой в творческой биографии мастера стал памятник «Советской гвардии, рожденной в боях под Ельней» (1965–1971 гг.). В народе его чаще всего называют памятником первогвардейцам. Он изучает семейные архивы, пытливо всматривается и запоминает фотографии солдат, не пришедших с кровавых полей войны, которые «не в землю нашу полегли когда–то, а превратились в белых журавлей». Всплывали в памяти лица однополчан, погибших на поле брани. Работу над будущим памятником первогвардейцам воспринял как личную обязанность, неотвратимый долг перед теми павшими и живыми, кто защитил Отечество, выстоял в бою и победил.

Создание памятника отняло у Сергеева много сил, энергии и времени. Но творил ваятель вдохновенно, с подъемом. Часто забывал об отдыхе, отпусках. Решая композиционные проблемы, стремился к простоте и образности, лаконизму в деталях и пропорциях, к максимальной приближенности к натуре и в то же время к предельной обобщенности и выразительности, к масштабному философскому осмыслению воинского подвига, жизни и смерти человека.

Одновременно с созданием памятника первогвардейцам в Ельне Альберт Сергеев и заслуженный архитектор РСФСР Даниил Коваленко работали над проектом мемориального знака воинам 16–й армии генерал–лейтенанта Михаила Лукина, сражавшимся в жаркое лето 1941 года на улицах древнего Смоленска.

В 1969 году обелиск, представляющий собой четырехгранный винтовочный штык, был открыт у развилки улиц Фрунзе и 12 лет Октября.

Ими же создан памятник воинам 184–й Ярославской Коммунистической стрелковой дивизии в Духовщине.

Много прекрасных скульптур, посвященных женщинам родного края, создал ваятель. Особое обаяние русской женственности выражено в таких работах, как «Девушка из Смоленска», «Смоляночка», «Портрет матери», «Колыбельная», «Отдых в поле», «Полдень», «После купания».

Зодчий Федор Конь и гений русской музыки Михаил Глинка, первопроходец космоса Юрий Гагарин и великий скульптор двадцатого века Сергей Коненков, Герои Советского Союза, Герои Отечественной войны 1812 года, литераторы. Десятки скульптурных портретов выдающихся деятелей нашей культуры и знаменитых земляков сделаны руками Альберта Сергеева.

Альберт Георгиевич Cергеев ушел из жизни 12 декабря 2003 года. Он похоронен на Братском кладбище Смоленска.

 

Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера

Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Главная > Публикации > Культурный код. Подвижники. Альберт Сергеев. «Летописец земли Смоленской»