Иверская икона Пресвятой Богородицы в Вязьме
Вяземский список Иверской иконы
В историческом центре Вязьмы на Соборный холме с 1674 года стоит каменный собор в честь Святой Троицы. Со второй половины ХVII века купцы и паломники, ходившие к святыням Москвы и Троице-Сергиевой лавры, приносили рассказы о чудесах, творимых у Иверской иконы Божией Матери, стоявшей в часовне Николо-Перервинского монастыря у Воскресенских ворот, недалеко от Кремля. Многие жители Вязьмы прониклись желанием иметь в соборном храме точный список с этой иконы. В 1765 году из прихожан Троицкого собора вязьмичи избрали двух человек – братьев, купцов Калашниковых, и отправили их в Москву. Здесь Калашниковы заказали копию с Иверской иконы. Когда образ был готов, его освятили в одном из храмов. И с этой драгоценной святыней, братья двинулись в обратный путь из Москвы в Вязьму, неся ее все двести с лишним верст на руках. 25 июля 1765 года на Московской (Старой Смоленской) дороге, в десяти верстах от Вязьмы, икону Небесной Заступницы встречали крестным ходом. С пением благодарственного молебна и под звон колоколов всех церквей города, Иверский образ принесли в Троицкий собор и установили в доступном для всех месте. На иконе до сих пор видна надпись выполненная по-гречески – “Портаитисса”, т.е. “Вратарница”.
В 1771 году, когда в России свирепствовала чума, проникнув из древней столицы почти во все города Отечества, она чудесным образом не коснулась Вязьмы. Спасение от смертоносной болезни подвигло жителей города, в память об этом событии, устроить при соборном храме придел в честь Иверской иконы Божией Матери. К 1773 году, стараниями и на средства вяземского купца Авксентия Космича Фатова, Иверский придел построили и освятили. В нем и поместили чтимый образ Богородицы. В 1830 году по молитвам перед образом Богородицы, город был защищен от холеры. В 1848-1849 годах на средства купца Сабельникова, попечителя Троицкого собора, Иверский придел полностью перестроили, добавив к нему обширную трапезную, и в 1850 году многоярусную колокольню.
До октябрьского переворота 1917 года, в Вязьме, по всем храмам города, со второго дня Пасхальной седмицы, проходил специально установленный крестный ход с Иверской иконой Божией Матери. В те дни, ни один дом в городе не оставался без посещения Иверского образа. В настоящее время чтимый Иверский образ стоит в Троицком соборе, с севера от иконостаса Иверского придела, в специально устроенном киоте.
Иверская икона в Москве
Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери привез в Москву 13/ 26 октября 1648 года архимандрит Пахомий, наместник Иверского монастыря на Святой горе Афон. Это произошло при правлении царя Алексея Михайловича, по просьбе архимандрита Новоспасского монастыря Никона, впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В 1654 году Иверский образ торжественно проводили в Вязьму, в военный поход против польских захватчиков. Его сопровождал митрополит Казанский Корнилий, несколько архимандритов и игуменов. После освобождения Смоленска чудотворную икону Пресвятой Богородицы вернули в Москву. Считается, что ныне этот Иверский образ, стоявший с 1659 году в часовне у Воскресенских ворот, находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках; список с него – в трапезном храме Новодевичьего монастыря. В 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II у Воскресенских ворот восстановили Иверскую часовню. В ней поставили, написанный на Афоне в Ксенофонтовом монастыре список с Иверской иконы Богородицы. С тех пор в часовне, практически ежедневно, духовенством столицы у образа совершаются по несколько молебнов с акафистом Пресвятой Владычице.
Иверский образ на Афоне
Древняя чудотворная Иверская икона много веков хранится в Иверском монастыре на Афоне, основанном в 965 году и названном так, потому что насельники его были выходцами из Иверии (Грузии). В обитель икона Богородицы чудесно приплыла из Византии в 999 году по волнам Мраморного моря, отпущенная благочестивой вдовой из города Никеи в иконоборческие времена. Принял Святую икону с воды благочестивый старец Гавриил, и её поставили в алтаре Соборного храма. На другой день образ нашли над Святыми вратами обители, поэтому Иверскую икону называют еще и Вратарницей. В 1680 году при вратах Иверского монастыря построили каменный храм во имя Заступницы нашей Божией Матери Вратарницы, где образ находится и по настоящий день. В 1865 году в Иверском монастыре произошел пожар, от которого пострадал весь монастырь и надвратный храм. Образ Богородицы чудесным образом спасли. Икона от времени потемнела, но до сих пор заметна рана на правой щеке Богородицы, нанесенная ей воином-варваром, который, по преданию, при виде истекшей из нее крови покаялся, принял крещение и монашеский постриг и стал строгим подвижником. С этого образа снимали копии в 1648 и 1995 годах, установленные в Москве в Иверской часовне.
На Иверской иконе Богоматерь изображается со Спасителем на левой руке. Её лик склонен на левую сторону к Младенцу, Который правой рукой благословляет всех именословно, а левой держит свернутый свиток. Вверху по сторонам венца Пресвятой Богородицы в углах помещены архангелы Михаил и Гавриил, обращенные к Богоматери. На боковых полях образа находятся изображения 12 апостолов, по 6 с каждой стороны.
Чудотворному Иверскому образу Пресвятой Богородицы торжественное празднование совершается 12/ 25 февраля, 13 / 26 октября и во вторник Светлой седмицы святой Пасхи.
Краткая история Троицкого собора
Первое упоминание о стоявшем на этом месте в городе деревянном храме во имя святителя Николая относится к 1015 году и связано с Житием преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского. Историк и археолог Екатерина Николаевна Клетнова (1869-1938 гг.) считала: “Год построения Вяземского собора теряется во тьме времен и скорее всего, может быть приурочен к 990 году, когда, согласно летописи “поиде Володимер верх по Днепру и крести все тии земли”. С 1239 года, со времени установления Вяземского удельного княжества соборная церковь значительно украсилась иконами и обогатилась утварью.
В склепе соборного храме в 1406 году погребли тело святого благоверного князя Симеона Мстиславовича Вяземского, убитого князем Смоленским Юрием в Торжке. Все имущество передали для поминовения душ его и супруги – святой благоверной княгини Иулиании Вяземской.
Здесь на протяжении ХIV-ХVII веков бывали на богослужениях и совершали в собор вклады: в 1300 году князь Андрей Владимирович Вяземский молился перед походом к Дорогобужу, городу Вяземского княжества, осажденному Смолянами; князь Вяземский Иоанн Святославич (княжил с 1390 г. по 1403 г.) особенно любил украшать собор; в 1495 году невеста князя Литовского Александра, дочь великого князя Московского Иоанна III – Елена, слушала напутственный молебен; в 1514 году правитель государства, великий князь Василий III Иоанович приносил благодарственный молебен за взятие Смоленска; в 1565 году царь Иоанн IV Васильевич Грозный оставил в соборе синодик с именами казненных им людей; в 1596 году Борис Федорович Годунов снабдил собор печатными богослужебными книгами и обновил его.
Считается, что по распоряжению Бориса Годунова к главной церкви, освященной тогда в честь святителя Николая чудотворца, пристроили два придела – во имя преподобного Сергия и трех святителей Московских – Петра, Алексия и Ионы. Приступив к работам, обнаружили, что центральный в то время Никольский соборный храм находится в ветхом состоянии, построили его заново и в 1598 году освятили.
Тяжелые времена наступили для Вязьмы и её соборной церкви в начале XVII века. В 1610 году польские войска, под предводительством гетмана Жолкевского, вступив в город, разграбили в соборе иконы и утварь. В 1612 году настоятель собора протопоп Андрей, получил из Можайска грамоту с воззванием Троице-Сергиевой Лавры к Россиянам, написанным архимандритом Дионисием и келарем Авраамием Палицыным на основе посланий святителя Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (+ 1612 г.; память 17 февраля/ 2 марта). Протопоп собрал вязьмичей колокольным звоном на моление. По окончании Божественной литургии он зачитал воззвание Лавры и благословил собравшееся вяземское ополчение на путь к Москве для освобождения её от поляков. После двухмесячной осады, в 22 октября 1612 года, объединенное русское ополчение приступом взяло Китай-город и Кремль.
В 1627 году, согласно Писцовым книгам князя Ивана Федоровича Волконского, в Вязьме стояли две Государевых, т.е. государственных, церкви – Афанасиевская (Никитская) на посаде и соборная церковь Николая чудотворца, с приделами Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы и Сергия Радонежского чудотворца. Эти храмы устроены за счет казны и в них “всякое церковное строение Государево”.
По повелению царя Михаила Федоровича в 1635 году собор весь заново отстроили и в честь заключения Поляновского мира переименовали из Никольского в Троицкий (мир заключили в дни празднования Святой Троицы на речке Поляновке близ Вязьмы). В 1640 году собор получает от царя Михаила Федоровича Евангелие с надписью: “Сия книга пожалована при цари и великии князь Михаил Феодорович всеа Руси в Вязьму в Соборную церковь Живоначальныя Троицы с приделом Сергия Радонежскаго чудотворца… в лето 7148 Маия в 20 день”.
В пятидесятые годы ХVII века Троицкий собор неоднократно посещали и делали в него большие вклады царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. В августе 1654 года, спасаясь от чумы, свирепствовавшей в Москве и многих городах Руси, в Вязьму со всей царской семей прибыл святейший Никон(1605-1681 гг.), патриарх Московский и всея Руси. Летописец писал: “И стоял Государь в Вязьме, а к Москве не ходил, потому что на Москве было моровое поветрие. И государыня Царица пришла из Калязина монастыря в Вязьму-ж…”. Во время пребывания с царем в Вязьме, Патриарх Никон неоднократно служил в соборе и составил для него и городских храмов собственноручное расписание крестных ходов. Тогда же собор именуется “всеградским”.
В 1674-1676 годах по повелению царя Алексея Михайловича, на месте деревянного, построен новый каменный храм с тремя приделами – главным, в честь Живоначальной Троицы, северным, во имя святителя Николая и южным, во имя преподобного Сергия Радонежского. Е. Н. Клетнова сообщала, что в начале XX века “…ассистентом по кафедре Русского Искусства при Императорском Московском Археологическом Институте господином В. К. Клейном найден в Московском Дворцовом Архиве документ, по которому видно, что в Вязьму для росписи Собора были присылаемы царские иконописцы …по видимому, в конце XVII века”.
В 1765 году в собор принесли из Москвы список с афонской Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В 1773 году на средства купца Авксентия Космича Фатова к собору пристроили Иверский придел, где и поместили чтимый образ.
В 1798 году на средства князя Сергея Николаевича Салтыкова и вяземского купца Константина Лаврентьевича Гайдукова собор отремонтировали, а в 1803 году расписали на средства вяземского купца Макария Зуева.
Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм сожжен неприятелем, местами от него остались только стены. Французы устроили в уцелевшей части соляной склад. По личному распоряжению начальника Калужской губернии, сенатора Павла Петровича Каверина и по благословению преосвященного Евлампия (Введенского; + 1813 г.), епископа Калужского, принимавшего участие в восстановлении Смоленской епархии, для совершения Богослужения вместо соборного храма назначили уцелевший Косьмо-Дамиановский придел Никольской церкви. В 1813 году Священный Синод выделил на ремонт Троицкого собора 15000 рублей. К концу 1815 года собор восстановили с теми же престолами, и его освятил настоятель Вяземского Иоанно-Предтечева монастыря архимандрит Иоанн.
В 1847-1849 годах в соборе провели большие ремонтные работы на пожертвования и под руководством вяземского купца Петра Гаврииловича Сабельникова. В это время с юго-запада полностью переложили Иверский придел, примыкающий к приделу во имя преподобного Сергия. В 1850 году с запада построили новую четырехъярусную колокольню. В конце ХIХ века расширили Никольский придел и к северо-западу от центрального храма устроили террасу. В таком виде Троицкий собор, с небольшими изменениями, дошел до наших дней.