Преподобный Герасим Болдинский
14/ 1 мая (ст. ст.) – память преподобного Герасима Болдинского, основавшего три и восстановившего один монастырь на Смоленской и Калужской земле.
“…Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников (Болдинской) обители, не одно сердце, возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества”, – житие преподобного Герасима, Болдинского чудотворца.
Преподобный Герасим родился в 1489 году на Владимирской земле, в городе Переславле-Залесском (ныне Ярославской области). Его родители – Михаил и Мария Михайловы, жившие скромно и благочестиво, сына своего нарекли Григорием. Еще ребенком, посещая храм со своими боголюбивыми родителями, Григорий находил для себя в нем много утехи и радости.
В Переславле-Залесском в те времена процветал Горицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, отличавшийся величием богослужения и строгой жизнью братии. (1)
Среди иноков обители особо выделялся праведной жизнью старец Даниил, сподвижник великого князя Василия III Иоанновича (1479-1533), восприемник при таинстве крещения его сына, будущего царя Иоанна IV Васильевича Грозного (1530-1584). (2)
Отрок Григорий часто посещал опытного старца, который в беседах о спасительных истинах веры оказывал на него большое влияние. В тринадцать лет Григорий со слезами умолил преподобного Даниила принять его к себе на послушание. Вот как об этом сказано в житии преподобного Герасима: “Прииде Григорий и припаде к ногам святаго старца Даниила и начат молити его со слезами, дабы постриг его в иноческий образ. Преподобный же старец возбраняше ему, глаголя: Чадо, юну ти сущу, како имаше понести труды иноческого жития и подвизатися? Много бо потребно терпения во иноческом образе”. Вняв неоднократным просьбам Григория, провидя, что юноша станет великим подвижником и прославит святую Церковь, преподобный Даниил принял его и по истечении послушнического искуса постриг его в монашество с наречением имени Герасим. Преподобный взял молодого подвижника под свое руководство и за много лет воспитал в духе веры и церковных преданий. Преподобный Даниил всегда оставался для Герасима примером строгой, чистой и богоугодной жизни. (3)
В то время в полутора верстах (1,6 км.) от Переславля преподобный Даниил начал строительство храма в честь Всех Святых, положившего начало Троицкому монастырю, впоследствии получившему название Данилова. (4) Обитель строилась на “Божедомии”, то есть на месте, где стояла богадельня, окормлявшая духовно и телесно увечных, слепых, хромых и не способных к работе. Новый монастырь взял на себя заботу об этих несчастных. Преподобный Даниил благословил Герасиму уход за ними. Помимо необыкновенного трудолюбия, Герасим отличался редким добронравием, кротостью и мягкостью. Всю свою жизнь он ревностно подвизался в подвигах поста и молитвы, стараясь неукоснительно соблюдать келейное правило. Под духовным началом старца Даниила преподобный Герасим прожил двадцать шесть лет. Герасима, так же, как и его духовного отца, лично знал великий князь Московский Василий Иоаннович. За подвижническую жизнь Герасим почитался и среди его приближенных бояр. (5)
В начале XVI века великий князь Василий Иоаннович овладел Смоленском (1514 г.) и окончил войну с Великим княжеством Литовским (1515 г.). Целых сто лет Смоленский край находился под властью иноземцев, и к этому времени во многих местах обезлюдел и был разорен.
По благословению своего духовного наставника преподобный Герасим направился к западным границам России с намерением поселиться в пустынном месте, чтобы предаться молитвенным трудам. Он побывал во многих землях, пока не пришел 25 марта (ст. ст.) 1528 года в окрестности города Дорогобужа. Здесь преподобный Герасим поселился в дремучем лесу недалеко от Смоленской (Московской) дороги. Долгое время ему докучали праздные люди, неблаговидного поведения, покинувшие в годы иноземного правления свои дома и хозяев. Они часто нападали на проезжавшие по дороге обозы и проходивших путников. Преподобный Герасим надеялся увещеваниями и молитвой привести заблудших людей к покаянию. В построенной им лесной келье, рядом с разбойниками, охраняемый и питаемый Господом, он прожил около двух лет. Они несколько раз нападали на преподобного, избивали его, но он мужественно переносил страдания, терпел все искушения и никуда не уходил. По преданию, после очередного разорения, у преподобного Герасима появился необычный сторож-ворон. Громким криком и ударами крыльев эта птица отгоняла непрошеных гостей. Нападал ворон и на диких зверей, искавших у уединенного жилища, чем бы поживиться. (6)
По особому видению преподобный Герасим перешел к юго-востоку от первоначального места, на поляну, где у источника рос многовековой дуб, и рядом протекала речка Болдинка. И с этого места его пытались прогнать местные жители. Они схватили преподобного, и как бродягу отвели к наместнику в город Дорогобуж. Тот, не разобравшись, велел посадить подвижника в темницу, но в этот момент к нему прибыл из Москвы царский посланник. Увидев преподобного Герасима, неоднократно бывавшего с преподобным Даниилом на приемах у великого князя, посланник низко поклонился ему, и, испросив благословение, поцеловал руку. Испуганный наместник с почетом отпустил преподобного, и с тех пор его никто уже не тревожил. Вскоре вокруг преподобного Герасима собралась братия. Они вместе поставили келии и небольшую часовню для общих молитв. Видя, что количество ревнителей благочестия увеличивается, преподобный Герасим отправился в Москву, где испросил благословение на открытие обители. Вместе с братией преподобный поставил первый деревянный храм в честь Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. 9 мая (ст. ст.) 1530 года храм освятили, положив начало Свято-Троицкому Болдину общежительному монастырю.
Преподобный Герасим не гнушался никакими работами в обители. Он принимал участие в возведении трапезной и келий, молол ручным жерновом зерна, пек хлеб, заготавливал и колол дрова, ухаживал за больными и немощными. При этом преподобный Герасим питался только хлебом с водою, спал очень мало и никогда не ложился. (7)
В конце 1535 года преподобный Герасим вместе со своим учеником Симеоном поселился в полутора верстах (1,6 км.) от города Вязьмы, на правом берегу речки Бебри (притока р. Вязьмы), в густом ольховом лесу. Место это имело недобрую славу у вязьмичей, так как оно на долгие годы стало прибежищем для людей разбойных, блудных и праздных. Преподобный устроил здесь келию и несколько лет прожил с учениками в окружении убийц и любителей игр бесовских. “Внегда же благоволи Бог создатися обители и престати тому сатанинскому умышлению, множицею вопль слышан бысть бесовский: “О горе нам! Отъята бысть корысть наша! Преподобный обиде нас, несть к тому наше жилище, но место преподобное”.
Молва о богоугодной, благочестивой и подвижнической жизни преподобного Герасима быстро распространилась в окрестностях Вязьмы. Вскоре многие начали приходить к нему за благословением и для спасительного для души собеседования. Некоторые, желая остаться при преподобном Герасиме ради любви Божией, поста и молитв, строили по его благословению новые келии.
К 1542 году количество собравшейся братии умножилось до достаточного количества для устройства обители. Преподобный “…богатый только нищетою Евангельскою, не имел ни малейших средств, никакой возможности к тому; но утвержденный и укрепленный в этой мысли явлением ему в сонном видении, как говорит предание, Крестителя Господня Иоанна, благословлявшего его на сей подвиг и возвещавшаго ему будущую славу избраннаго им уединения, воодушевился в своем намерении и твердо положил в душе своей стараться всевозможно о приведении онаго с помощию Божиею, во исполнение”.
Из Вязьмы преподобный Герасим отправился в Москву испросить благословения и разрешения на устройство монастыря, которые и получил от царя Иоанна IV Васильевича и митрополита Макария (1482-1563).
На пожертвования боголюбивых поселян, трудами братии устроили деревянный храм в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По имени главного храма монастырь получил название Иоанно-Предтечева. Устроив новую обитель, преподобный Герасим поставил над ней настоятелем своего ученика Симеона и возвратился в Болдин монастырь. Игумен Симеон, следуя примеру преподобного, управлял Предтечевым монастырем тридцать четыре года, построил второй деревянный храм в честь Вознесения Господня, снискал доверие и уважение не только братии, но и окрестных жителей. (8)
В 1545 году в 36 верстах (38,4 км.) от Дорогобужа преподобный Герасим восстановил небольшой монастырь, существовавший с конца XV века, в волостном селе Свирковы (Сверковы) Луки на левом берегу реки Днепр. Преподобный Герасим, получив в столице благословение на устройство обители, защитил собравшуюся братию от притеснений боярина Иакова Андреевича Салтыкова, владевшего землями в окрестностях монастыря. Построив храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (по другим данным Введенский и Никольский храмы), келии для братии, преподобный оставил здесь настоятелем строителя Сергия. (9)
В 1547 году в Брянских лесах преподобный основал третий монастырь – Троице-Введенский. Он поселился на правом берегу реки Жиздры (приток р. Оки) при впадении в нее речки Бродны. На возвышенном полуострове, образованном этими реками, преподобный срубил первую келию и начал строительство деревянного храма в честь Святой Живоначальной Троицы с приделами во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. За короткий срок в обители собралось сорок два человека братии, и преподобный поставив настоятелем строителя Петра (Коростелева) вернулся в Болдино. (10)
Преставился преподобный Герасим 1 / 14 мая 1554 года, на шестьдесят шестом году жизни. Перед кончиной он призвал к себе в Болдино настоятелей и насельников, из всех монастырей, числом 127, рассказал им о своей жизни, указал – кому в каком монастыре быть настоятелем, священником, диаконом, чтецом, певцом, и дал им последние наставления.
По преданию, он так говорил им: “Се аз раб Божий Герасим …вскоре чаю свое отхождение к Богу, – сохраните моя глаголы, да в мире и любви духовной по отшествии моем поживете; помните свое обещание, еже прияхом ангельский образ и еже отрекохомся мира и всех сует мирских, обещахомся последовати преподобных житию, егда бо сожительствовах с вами, по Бозе правлях обитель сию Живоначальныя Троицы, и вам чадом моим во всем образ бых; ныне же Богу изволившу отшествие мое от здешних, приближися, вас же предаю в руце Божии, той да сохранит вас, и аще угоден буду Господу Богу нудитель буду о вас, братии своей, да и вас сохранит Господь от наветов вражиих; сего ради созвах вы, братию, со всех монастырей своих, да не безизвестно будет вам мое отхождение, да не будет в вас распря многая по моем исшествии. Се же приказываю вам, кому, где пребывати наставникам, священникам, диаконам, чтецам, певцам и всем, пребывающим в монастырях. …Молю убо вас, братия и чада, соблюдайте глаголы моя устав иноческий преподобных и Богоносных древних Святых Отец, и сие вам сказую: поставляйте во игумена своих мужей из своей братии, а не чужих монастырей, понеже сии ведают общежитие и уставы общежительные, яко же аз по Бозе жительствовал с вами. Да по моем исшествии бейте челом Государю Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу и Преосвященному Митрополиту Макарию, чтобы в обитель Болдинскую иных постриженников не насылали такоже и во иные монастыри моего строения не бывало бы; а соборных братов было бы двенадцать, все было бы общее, любовь между собою имейте. Всякое дело монастырское безропотно исполнять и ходить на монашеское служение с благословения настоятеля. Одежду носить из казны, какую установил он. А если кто не захочет, то игумену, священнику и диакону давать в год на одежду два рубля. Братия моя и чада, еще вы молю и покланяюся, известно вам есть, еже при моем житии не было пития хмельнаго в обители сей, тако и по моем преставлении отнюдь не было бы, разве квас дрождежник братский, и для гостя той же и мирским людям. Никакого сокровища по келлиям не держать, кроме одежды, и та была бы общая. Так же и пищи по келлиям не держать. Питаться же обще всем в трапезе, с безмолвием, что Бог подаст, сидеть и читать жития святых Отец и поучительныя слова. Пища должна быть всем равная, игумену и братии. Той же пищею кормить и гостя или по разсуждению настоятеля. Женскому же полу в обители не входить, точию трижды в год на праздники: Святыя Живоначальныя Троицы, на Введение Богородицы и на память Преподобнаго Сергия, или кто во ин день оброк творите, служить молебен таковому не возбранно. А кто от мирских людей будет присылать пищу, то все нести в трапезу на братию. Если какой брат впадет в прегрешение, такого смирять, по разсуждению, монастырским послушанием, но из монастыря не изгонять, разве только когда не послушает наказания. …Аще же странный брат во обитель приидет и начнет не иночески жити, таковаго выслать из монастыря не безчестя; аще который работник в какую вину впадет, и таковаго смирять монастырским смирением; также и расколы творящих наказывать в кротости, а не послушающим наказания и таких от обители отгонять, да и прочии страх имут; а который от мирских трудится во обители сей, и отшедши инде поживет, паки приидет во обитель на терпение, и вам бы таковаго приимать, аще же восхощет пострищися, и таковых постригать во иноческий образ без отклада. Странных и нищих не оскорблять, и на путь подавать, что Бог в обители умножил. Игуменов почитать о Господе во всем; если же какой игумен начнет не по Бозе житиь, и не по чину монастырскому, то послать из братии к нему в келлию и беседовать с ним со смирением духовным. В должных делах и во всех монастырских потребах, без совета соборных старцев,которых должно быть двенадцать, без игумена ничего не предпринимать. А соборным без игумена, но всем сошедшимся соборовати, разве который старец соборный в отъезде будет. Игумен своих постриженников в иные монастыри не отпускал бы, понеже на постризе всяк обещается от обители, в ней же пострижен, не исходит до кончины жизни своея. Сице во всех монастырех моего строения приказываю, а кто по кончине моей в пустыне сей Святыя Живоначальныя Троицы завещания моя поперет, игумен или братия, которыя по мне будут, судятся со мною пред Богом. Аще же братия моя, сохраните заповеданная мною, сохранит вы Господь от всяких находящих на вы бед и обитель сия святая ничем не оскудеет, но во всем изобиловати будет, и незабвени пред Богом будете. Помните обещание свое, еже отрекохомся мира и иже в мире вся красная, за малое терпение вечную жизнь получим; наше бо обещание Ангели Божии написавше имеют на небеси. Се же конец моего жития приближися, вас же братию и чада своя вручаю в Троице славимому Богу и предстательству и Споручнице нашего спасения Пречистой Богородице, и проповеднику покаяния Иоанну Предтече, и Преподобному Сергию Чудотворцу, и в руце Благовернаго Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича Самодержавца всея России, и Преосвященному Макарию Митрополиту Московскому и всея России. Да будет вам известно, отцы и братия, яко бил есмь челом Государю Царю и Преосвященному Митрополиту Макарию, о брежении монастырском и обидах посторонних, да по преставлении моем не дадут в обиду; и буде, братия моя, постигнут вас каковыя скорби, и вы бы уповали есте на Господа Бога и Пречистую Богородицу, и призывали в помощь Сергия Чудотворца и били бы челом обо всем Государю, кого в то время Господь на царство подаст, и Преосвященному Митрополиту, в то время престол правящю; да будет известна сия обитель им, и в деле неповинном защитят вас, и помощию Божию не вредимы пребудете. И сия глаголя не престаю: имейте между собою любовь, еже сам Господь заповеда, любите друг друга. И Апостол поучая глаголет: аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй; и аще имам пророчество и вем тайны вся, и весь разум; и аще всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь; и аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е: любве же не имам, никая польза ми есть. Да и сим не умолкну я, благовествует возлюбленник Христов, Иоанн Богослов, сице глаголя: аще кто себе во свете мнит быти, а брата своего ненавидит, во тме есть доселе; любяй брата своего, во свете пребывает, и соблазна в нем несть: а ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть камо идет, яко тма ослепи очи ему. То же и мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию: не любяй бо брата, пребывает в смерти. Всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть: и весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечнаго в себе пребывающа. Тоже аще речет, яко любяй Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, его же не виде, како может любити; и сию заповедь имамы от него, да любяй Бога, любит и брата своего. Сие вам от Божественнаго Писания предложих яже вся в том созидаются, о сем весь закон и пророцы висят. При сем глаголании, душу мою полагаю и печатлею, и по мне в обители Живоначальныя Троицы, зовомой Болдино, да пребудет до всеобщаго воскресения. Аминь”. (11)
Настоятелем Болдиной обители преподобный Герасим оставил своего ученика игумена Иосифа Краснописца. По преставлении преподобного Герасима, игумен и соборные старцы Симеон, Макарий, Киприан, Евфимий, иеродиакон Феоктист и прочие “имеяше в память преподобного Герасима наказания и поучения, соблюдаше вся заповеди его, из его устнаго завещания преписавше многия хартии, да не землею память Преподобнаго засыпана будет”.
Прослеживая духовную связь преподобного Герасима Болдинского, мы видим, какая мощная духовная сила стоит за ним, каких выдающихся учителей и духовных предшественников он имел. Ученику преподобного Сергия Радонежского священноиноку Никите Боровскому после пострига поручили на семь лет преподобного Пафнутия Боровского. При пострижении в Пафнутьевом монастыре преподобного Даниила Переславский дали в ученики преподобному Левкию Волоколамскому, ученику преподобного Пафнутия Боровского. Прожив с преподобным Левкием около двенадцати лет, преподобный Даниил поселился в городе Переславле-Залесском. Здесь в Успенском Горицком монастыре он постриг в монашество преподобного Герасима Болдинского.
Под духовным наставничеством преподобного Герасима воспитались строгие подвижники: игумен Антоний, впоследствии святитель, епископ Вологодский (скончался в 1588), написавший не позднее 1586 года житие преподобного Герасима; Аркадий, ученик преподобного, подвизавшийся в затворе в Болдино.
Память преподобного Герасима празднуется 1 / 14 мая.
По “Иконописному подлиннику”: “Преподобный Герасим подобием сед, в схиме, брада аки Иоанна Богослова, ризы преподобническия, …брада космачками”.
Мощи преподобного Герасима находились под спудом в приделе во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Троицкого собора в Болдино. Над гробом преподобного Герасима стояла резная вызолоченная, местами посеребренная сень. Братией обители ежедневно служился молебен с чтением особой молитвы преподобному Герасиму. Мощи преподобного Герасима обретены 17 июля (н.ст.) 2001 года в Богословском приделе разрушенного Троицкого собора. Официально днем обретения мощей считается 20 июля. (12)
Примечания
Краткие сведения о Дорогобужском Свято-Троицком Болдине монастыре. / СЕВ. № 12. С. 622. // Переславский Горицкий Успенский монастырь, основные постройки которого возведены в камне в XVII-XIX веках, сохранился без значительных разрушений до наших дней. Сейчас в нем размещается экспозиция историко-краеведческого музея, а в трапезном храме возобновлено богослужение.
В 1652 году преподобный Даниил Переславский причислен к лику святых Русской Православной Церкви, память – 7 / 20 (н. ст.) апреля. Мощи преподобного Даниила хранятся в Троицком монастыре в городе Переславле-Залесском.
Смоленские епархиальные ведомости – СЕВ. № 3. 1871. С. 77-78. / Житие преподобного Герасима Болдинского.
Переславский Троицкий Данилов монастырь, основанный в 1508 году, в советский период использовался в хозяйственных целях и пришел в сильное запустение. В 1994 году в монастыре возобновлена монашеская жизнь. Продолжаются ремонтно-реставрационные работы.
СЕВ. № 3. 1871. С. 77-78.
Еще при жизни преподобного Герасима у его первой лесной келии в Болдино забил источник, почитаемый как чудотворный до сих пор. Над ним в конце XIX века устроили деревянную часовню, которая не сохранилась. В конце 1990 года в память о духовных подвигах преподобного у источника установлен первый деревянный поклонный крест.
Наибольший расцвет Герасимо-Болдинский Троицкий монастырь имел в конце XVI века. С 1611 по 1654 годы монастырь занимали католические монахи. Граница с Польшей в то время проходила в 20 км. от Вязьмы у с. Поляново. После освобождения Смоленска, в 1655 году в обители восстановлено православное богослужение. В 1812 году большое разорение постигло обитель от французов. Закрытый в 1929 году монастырь взорван в 1943 году немецко-фашисткими захватчиками. Реставрационные работы проводились с 1960 года. Монастырь вновь открыт в январе 1991 года. Продолжаются ремонтно-реставрационные работы на сохранившихся зданиях, и возводятся новые храмы и корпуса.
РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1797. Лл. 39 об., 43, 44. / Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Рукопись. Середина XIX в. Вяземский Предтечев монастырь. // Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск. 1897. С. 144-146. // Вяземский Предтечев монастырь получил развитие в XVII веке, когда построены каменные Одигитриевский и Вознесенский храмы, сохранившиеся до нашего времени. Монастырь закрыт в двадцатые годы XX века и сильно пострадал в ходе боев за Вязьму в 1941-1943 годах. Реставрационные работы проводились с начала семидесятых годов XX века. Монастырь восстановлен как мужской в 1990 году, в 1995 году преобразован в женский.
В 1656 году Свирколуцкий монастырь приписали к Бизюкову Крестовоздвиженскому монастырю, а в 1774 году упразднили и обратили в приход. Деревянный Рождественский храм прихожане перевезли из села Волкова-Егорья в 20-е годы XIX века (не сохранился). Каменный Рождественский храм построили в 1904 году (не сохранился). Сейчас на месте бывшего монастыря и села только урочище на территории Соловьевского сельского округа Кардымовского района.// Зверинский В.В. Материал для историко-топографического изследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 1. СПб, 1890. С. 220. // Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. “Дорогобужская старина”. Выпуск 2. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей. Смоленск, 2001. С. 170-171. // Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск. 1897. С. 253-254.
Жиздринский Троице-Введенский монастырь упоминается в писцовых книгах за 1614-1616 годы. В 1683 году его опись составлена подьячим Константином Ушаковым. Во второй половине XVII века вокруг монастыря образовалось село Жиздра, в 1777 году преобразованное в город Калужской губернии. В конце XVII века Жиздринский монастырь приписали к Московскому Донскому монастырю. До революции 1917 года в городе существовали Троицкий и Сергиевский приходы, проводились ежегодные одноименные ярмарки. В настоящее время храмы не сохранились. // Архимандрит Андрей. Житие Преподобного Герасима Болдинского чудотворца. М., 1893. С. 36-37. // Проскурин А.И. Край Жиздринский. М., 1998. С. 17-18. // Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 2000. С. 390.
РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1797. Лл. 43-48 об. / Болдин Свято-Троицкий монастырь. // СЕВ. № 3. 1871. С. 80-87. / Житие преподобного Герасима Болдинского. // Сперанский И. Деятели Смоленского края на пользу церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования. СЕВ. № 3. С. 173-174.
СЕВ. № 3. 2001. С. 2-5.
Иеромонах Даниил (Сычёв)