Обновления

Духовные ценности как внутренняя потребность

Главная > Публикации > Духовные ценности как внутренняя потребность

Ольга Васильевна Лебедева, кандидат педагогических наук, преподаватель предметов духовно-нравственного цикла МБОУ “Лицей №17” г. Костромы, лауреат конкурса “За нравственный подвиг учителя”.

lebedeva olga
– Ольга Васильевна, что Вы чувствовали, получая награду?

– Что меня хватит еще как минимум лет на 10 в педагогике! Я 34 года в профессии, и ощущаю себя счастливым человеком, тем более, что есть такой замечательный конкурс, который отмечает скромные достижения педагогов.

Хочу сказать, что вопросами духовно-нравственного воспитания занимаюсь давно. Еще в 1995 году я защищала диссертацию как учитель, была первым учителем в Костромской области, защитившим диссертацию по педагогике. Тема исследования – “Воспитание миролюбия в процессе изучения младшими школьниками ценностей мировой художественной культуры”, в то время люди защищались по пионерскому движению… Когда я посещала головные библиотеки Москвы и Санкт-Петербурга, очень трудно было найти что-то по моей теме, и даже о самом понятии “миролюбие”. Об идеологическом, патриотическом воспитании – да.

– Вы участвовали в секции Образовательных чтений, посвященной формированию духовно-нравственных ценностей у школьников. Расскажите, пожалуйста, о своем опыте в этой сфере.

– Я принимала участие в пятой секции и очень рада, что там было много учителей-практиков, которые делились тем, как они формируют духовно-нравственные ценности. Я тоже поделилась опытом. Кроме того, что я учитель, я занимаюсь наукой, и мне самой было интересно принимать участие в разработке той модели, которая позволит видеть результаты своего труда. Мы можем говорить о ценностях, но это останется просто декларацией, пока дети не проживут эту ценность, не пропустят через себя, а для этого нужно, чтобы учитель смог организовать деятельность ученика.

Например, я рассказала детям о подвиге великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, и как радостно стало на душе, когда ребята сказали: “А давайте мы тоже будем ухаживать за больными!” Я была у этих детей два года классным руководителем, и они заботились о двух женщинах-инвалидах, которые никогда не выходили на улицу. И я видела, какие изменения происходят и с детьми, и этими пожилыми людьми. Как-то ко мне прибегают мои ученицы: “Ольга Васильевна, сегодня Татьяна Николаевна даже не просила нас мыть полы. Она сказала: Катенька, поговорите со мной”…

Самое главное – видеть результат, изменения, которые происходят в ученике. На конференции я делилась, наверно, самым главным: как сделать так, чтобы ценности были внутренней потребностью в человеке.

– Что сегодня отличает систему духовно-нравственного воспитания в вашем регионе?

– В Костромской области богатейший опыт в области духовно-нравственного воспитания, неслучайно VII Образовательные чтения проходили у нас. Департамент образования, Институт развития образования, лаборатория духовно-нравственного воспитания, сетевое методическое объединение учителей, ведущих предметы духовно-нравственного цикла, – все мы работаем вместе. Уже 10 лет преподаем предмет “Истоки”, пятый год ведем ОРКСЭ, второй год – замечательный курс монахини Нины Крыгиной “Нравственные основы семейной жизни”.

– Что Вам дало участие в конкурсе и образовательном форуме?

– Когда мы встречаемся с педагогами на конференциях, семинарах, форумах, душа радуется от того, что рядом твои единомышленники. Каждый форум, посвященный конкурсу “За нравственный подвиг учителя”, все лучше и лучше. Я участвовала в трех конкурсах, и мы, участники, тоже растем… Я стала на три ступени выше себя в 2006 году (тогда я была победителем конкурса ЦФО, и была счастлива, что мне, простому учителю, дали слово в Кремлевском дворце съездов).

Очень благодарна этому конкурсу, благодарна тем людям, которые внимательно ознакомились со всеми работами – оно совершили огромный труд, в который вложили душу.

Главная > Публикации > Духовные ценности как внутренняя потребность