Детоводительство ко Христу
Иерей Дионисий Комчихин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Александровской епархии, Владимирская область:
– Все мы помним, что символом педагогики является пеликан, который также олицетворяет один из символов Христа. Истинный Учитель – Христос, Который должен быть примером для нас. В переводе с греческого педагог – значит “детоводитель”, раб, ведущий ребенка в школу. В нашем случае педагог – это раб Божий, так как православная педагогика рассматривают миссию воспитателя, учителя как детоводительство ко Христу. Но для того, чтобы вести за собой, педагогу необходимо знать путь, который он проделает ВМЕСТЕ с учеником. Только если человек сам находится в контексте той или иной культуры, он способен передать ее ребенку.
В области преподавания дисциплин духовно-нравственного цикла много проблем и нерешенных вопросов. Иногда ОПК преподают “случайные” люди, которые берутся вести предмет исходя из какой-то иной мотивации: “предложили вести, нельзя было отказаться”, привлекает доплата за дополнительные часы. Есть, наоборот, педагоги воцерковленные, глубоко верующие, но профессиональной компетентности в области ОПК, им не хватает. При этом область у нас очень важная: мы формируем мировоззрение ребенка.
Конечно, нам должен помогать Господь. Молитвенный труд здесь не умаляется. Без Бога невозможно сделать ничего, тем более такого важного дела, как формирование мировоззрения ребенка. Мы должны обратиться к Тому, Кто дает нам все, и, глядя на Него, выстраивать свое учительство. Но необходимо профессиональное образование – без элементарных богословских знаний предметы религиоведческого и культурологического курса вести весьма сложно. Поэтому, чтобы помочь учителям, мы создали объединение православных педагогов. Мы думаем, что Церковь должна знать педагогов, которые ходят в храм, чтобы помогать им, работать с ними. И когда педагоги объединяются, слушают богословские лекции, общаются между собой, совершают паломнические поездки, они через все это приобретают необходимый опыт.
Религия радости
– Отец Дионисий, как Вы считаете, можно ли опыт Владимирской митрополии в области работы с педагогами и со школьниками повторить в другом регионе?
– Повторить в точности нельзя, все равно что-то будет отличаться. Здесь все завязано на личности – педагога, священника. Нужен человек, который располагает к себе. Нужно, чтобы в школу пришел такой священник, который может показать, что Православие – это религия радости.
– Какие качества необходимы такому человеку?
– У каждого есть свой дар, данный Богом. У такого священника должен быть дар миссионерский, дар понимания. Самое сложное и ответственное – это разговор на богословские темы с маленькими детьми (детский сад, младшие школьники). У меня самого маленькие дети. Когда я иду к старшим школьникам, могу не готовиться. Иду к младшим – готовлюсь обязательно.
Священнику и преподавателю духовно-нравственных дисциплин важно уметь говорить на языке собеседника. У каждого человека есть грань между своими и чужими, с этим тесно связана степень доверия собеседнику, так вот – нужно быть своим. Поэтому мне приходится смотреть фильмы и слушать музыку, совсем мне неблизкую, даже знакомиться с какими-то вещами, которые мне неприятны. Но если я иду, скажем, к подросткам, то должен говорить на их языке, быть в контексте их культуры, чтобы обсуждать их проблемное поле.
– В Вашем докладе прозвучало, что педагог, ведущий духовно-нравственные дисциплины, должен и выглядеть адекватно. Что вы имели в виду: учительница в длинной юбке и платке, учитель с бородой, как у батюшки?
– Не совсем так. Просто педагог должен работать над собой, чтобы быть примером для детей во всем, даже в таких, казалось бы, мелочах, как внешний вид и стиль одежды. Поэтому я говорю, что преподаватель ОПК должен выглядеть адекватно. Особенно это важно, когда мы имеем в виду младших школьников, для которых уважаемый взрослый – образец для подражания во всем. ОРКСЭ в начальной школе проецируется через учителя. Думаю, весьма сложно учительнице в брюках раскрыть образ Богородицы – дети начинают сравнивать Марью Ивановну и Богоматерь. Дресс-код имеет огромное значение – так и считают и психологи. У нас есть православный психолог, с которым мы консультируемся, и который очень помогает в работе, и здесь он с нами солидарен.
Но мы не требуем от всех женщин-педагогов, пришедших на курсы по ОПК, срочно переодеться в юбки и повязать платки, а от мужчин – вырастить бороды. Ретроградства быть не должно. Есть заповеди, которые нельзя нарушать, а есть традиции, и они иногда нарушаются.
– Как складываются отношения у педагогов с родителями школьников? Есть ли ощущение, что вы вместе делаете общее дело?
– В идеале, дети, учителя, родители должны двигаться вместе по одному пути. На деле очень часто бывает так, что родители просто приводят ребенка в школу, считая, что воспитывать их чадо должны педагоги. Современные родители так много работают, что у них нет времени на общение с ребенком, они стараются компенсировать это какими-то материальными вещами. Идет родительское собрание, я прошу: “Поднимите руки те, у кого телефон дороже, чем у ребенка”. Таких единицы. Тем временем психологи все чаще диагностируют у детей состояние депривации – острого недостатка родительского внимания, общения с отцом и матерью. Поэтому мы работаем и с родителями, помогаем им выстроить отношения с детьми.
Несомненно, повышать нужно не только компетенции педагогов и воспитателей, но и родительские компетенции. Пока с этим связано много проблемных вопросов. Но мы должны говорить и об этом, а не только о победах (в том числе, и в рамках Образовательных чтений). А то получится как в анекдоте про письма из армии, когда бойцам разрешили писать о хорошем – синими, а о плохом красными чернилами. И вот солдат пишет “Все у нас хорошо, мама, только красных чернил нет”.
Если говорить только о достижениях, невозможно двигаться вперед.