Обновления

“Мы воспитываем не тем, что говорим, но тем, как действуем”

Главная > Публикации > “Мы воспитываем не тем, что говорим, но тем, как действуем”

Мы беседуем с Татьяной Александровной Артемовой, кандидатом социологических наук, ректором Калужского государственного института развития образования

artemova tatiana
– Калужская область – один из регионов, известных своим инновационным подходом в сфере духовно-нравственного образования. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– Сегодня Калужский государственный институт развития образования является федеральной стажировочной площадкой в сфере духовно-нравственного образования и воспитания. У нас создана сеть ресурсных центров духовно-нравственного воспитания, которые работают не только в плане преподавания ОРКСЭ или преподавания ОПК в школе, но и в плане формирования школьного уклада, который способствует духовно-нравственному развитию. Вся основная программа школы, деятельность учителей урочная и внеурочная должна вести к формированию уклада жизненного, потому что мы воспитываем не тем, что мы говорим, но тем, как мы действуем.

– С какими проблемами при подготовке и переподготовке учителей приходится сталкиваться?

– Только в 2007 году в Государственном стандарте образования появилось такое понятие, как “формирование духовно-нравственной личности”. До этого такая задача в нашем законе об образовании не была закреплена. В дальнейшем она нашла развитие в федеральных образовательных стандартах. Появляется новая предметная область – “Основы духовно-нравственной культуры народов России”. Теперь перед учителем ставится две задачи: формирование способности к духовному развитию и изучение традиционных религий, их роли в культуре, истории, настоящем и будущем России. К решению этих задач педагоги не готовы, до сих пор в университетах их этому не учили. В ряде вузов России сейчас проходит эксперимент: как сегодня готовят 5 лет учителя истории или математики, так и они готовят учителя духовно-нравственных дисциплин (педагогика духовно-нравственного воспитания). Но сколько времени должно пройти времени прежде, чем мы этого учителя подготовим? Пока мы дождемся массового притока таких специалистов в школы, нам нужно как-то за 72 часа или за 108 часов подготовить учителей, у которых появится мотивация к преподаванию дисциплин духовно-нравственной сферы. Это сложно, но мы идем по этому пути. Первая наша задача – создать мотивацию учителя. Вторая – подготовить к первым профессиональным шагам в этом направлении. Третья – методическое обеспечение, четвертая – сопровождение учителей, завучей по воспитательной работе, руководителей образовательных организаций.

Конечно, мы работаем в тесном сотрудничестве с епархией. Часть курса у нас читают священники, преподаватели Калужской духовной семинарии. Это те батюшки, которые могут быть интересными, которые являются примером для современных молодых людей. Например, курс “Православная семья” ведет отец Алексий, ему 27 лет, у него 5 детей, он служит в монастыре – литургия каждый день, кроме понедельника. При этом он – современный молодой человек, владеющий компьютером, машиной…

Хочу подчеркнуть: согласно стандарту, духовно-нравственное воспитание должно присутствовать на всех предметах: и на математике, и на физике, и на химии, а не только ОРКСЭ или ОПК. И в этом тоже заключена проблема – современные предметники говорят: моя задача – научить детей математике, а духовно-нравственным воспитанием пусть занимается классный руководитель и завуч по воспитательной работе. Но передать можно только то, что ты имеешь. Только если сам идешь определенным путем, ты сможешь повести за собой и других.

– Сегодня в школе изучаются разные культурные и религиозные традиции. Как сделать, чтобы в голове у ребенка не возникла путаница?

– Такая проблема есть, и я считаю, что прежде, чем изучать другие культуры, мы должны изучить свою. Если у тебя нет своей идентичности, если ты не чувствуешь себя русским, православным, если у ребенка не сформирована национальная идентичность, как он сможет воспринимать все остальное? Думаю, что класса до 7-8-го мы должны преподавать нашу культуру, а дальше, когда у человека сформирована идентичность, нужно смотреть, что и как у других.

– А как быть, если семья ребенка, скажем так, далека от христианских традиций? Расскажите, пожалуйста, о работе с родителями.

– Сейчас вышел новый профессиональный стандарт педагога, утверждённый Министерством образования. В согласии с этим стандартом, у педагога должна быть новая квалификация “работа с родителями”, а у образовательной организации новая компетентность – “создание системы работы с семьей”. Сейчас школы должны создать систему работы с родителями, а не просто ограничиваться родительскими собраниями и классным часом. Это профессиональная квалификация педагога – уметь работать с родителями, убеждать родителей. Нужно работать с семьей, а семьи бывают разные, полные и неполные, русскоговорящие, где ребенок не знает русского языка, где только бабушка и дедушка воспитывают. Учитель должен уметь работать со всеми типами семьи.

– Как удается установить такой контакт с семьей?

– У нас 7 ресурсных центров, где мы отрабатываем разные модели работы. Это может быть киноклуб для родителей, которые приходят, смотрят кино духовно-нравственного содержания. В Обнинске проходит православный кинофестиваль “Встреча”, президентом которого является монахиня София. Мы сотрудничаем с этим фестивалем. Иногда родительские собрания проходят в форме кинопоказа и обсуждения увиденного. Недавно мы также разработали методическое пособие, как учитель может использовать кино в своей работе с детьми. Эти фильмы помогают самому учителю начать работать, самому как-то продвинуться. Мы очень благодарны матушке Софии, которая сотрудничает с нами в плане фестивального кино.

– В Вашем докладе вы говорили о погружении педагогов в православную культуру через жизнь в монастыре…

– Да, у нас есть такой опыт: три недели педагоги, которые готовятся вести Основы православной культуры, проводят в Духовно-просветительском центре монастыря. Приезжают другими людьми, изменившимися внутренне и внешне постройневшими, – чаще всего монастырь может принять нас в пост. Многие удивляются тому, что едят постную пищу и при этом едят вкусно, и не остаются голодными… Как можно объяснить человеку, что ему станет легко, если он какое-то время не будет есть мясо? Это нужно самому пережить. Окунание в купель поначалу воспринимается, как медицинская процедура. Но после этого наши педагоги удивительно хорошо себя чувствуют. Так, мало-помалу они погружаются в православную культуру. Такого результата невозможно достичь даже на самых гениальных лекциях. Как показать, что Бог – это Любовь? Как показать, что пост – это испытание, но и радость? Все эти моменты человек должен сам перечувствовать.

Нужно сказать, что любовь, открытость, забота – первое, что встречают наши учителя в монастыре. Курсы в обители у нас начинаются с того, что батюшка, обращаясь к гостям, говорит: “Вы приехали сюда на три недели, мы ваши имена записали, и будем все это время за вас молиться – каждый день, вся братия монастыря”.

– Образовательные чтения ЦФО в Смоленске завершились. Традиционный вопрос: расскажите о ближайших планах.

– В январе состоятся Рождественские чтения, которые ежегодно проходят в Москве, в храме Христа Спасителя. Это площадка рефлексий, площадка дискуссий и обмена опытом для педагогов. Я и мои коллеги ездим на Образовательные чтения каждый год, бывали в разных регионах. Хочу отметить: Смоленск – на высочайшем уровне. Это касается и форума, и самого города, который производит очень сильное впечатление. Город воинской славы, город-герой… Место, полное смыслов, исторических, духовных, культурных. Я очень рада, что мы с коллегами смогли приехать в Смоленск.

Главная > Публикации > “Мы воспитываем не тем, что говорим, но тем, как действуем”