Из истории Вяземской земли. Епископ Христофор (Смирнов)
20 (8 – ст. ст.) февраля родился преосвященный Христофор (Смирнов), епископ, бывший Уфимский и Мензелинский. Дата его кончины неизвестна.
“Христофор, то есть, Христоносец, носящий Христа в сердце своем, – имя твое; да будет по имени твоему и житие твое”.
Из речи митрополита Иоаникия при вручении жезла новопосвященному епископу Христофору. 1887 г.
Преосвященный Христофор (в миру – Фёдор Алексеевич Смирнов) родился 8/ 20 февраля 1842 года в семье диакона Алексия Смирнова села Вешек, Юхновского уезда (ныне Угранского района), Смоленской губернии.
В 1859 году Фёдор Смирнов поступил в Смоленскую Духовную семинарию, по окончании которой в 1865 году первым учеником направлен в Киевскую Духовную Академию, которую успешно окончил 1869 году.
2 декабря 1870 года ему присвоили степень магистра богословия. Около года Фёдор Алексеевич занимал должность помощника инспектора в Смоленской Духовной семинарии.
30 января 1871 года его перевели в Киевскую Духовную академию. Как один из лучших воспитанников академии, он получил от нее предложение – занять кафедру церковный археологии и литургики. В это же время Фёдору Алексеевичу присвоили звание доцента.
Первую статью Фёдора Алексеевича “Богослужение апостольского времени” опубликовали в 1873 году в № 5 “Трудов Киевской Духовной Академии”. Затем в №12 за 1874 год и в №1 за 1875 год в том же журнале напечатана его статья “Происхождение и литургический характер таинств”.
В связи с открытием Церковно-археологического музея при Киевской Духовной Академии и усилением деятельности Археологического общества в Киеве Фёдор Алексеевич стал активно заниматься церковной археологией. С 1877 по 1881 годы в “Трудах Академии” опубликовали его работу “Описание коллекции древних русских икон, приобретённой Церковно-Археологическим Обществом”. В 1879 году напечатана его статья “Общий богословский взгляд на историю древнецерковной иконографии”. В 1886 году вышли его статьи: в “Православном Обозрении” под заглавием: “Древнехристианская иконография, как выражение древнецерковного веросознания”, и в “Творенях святых Отцев” под названием: “Образы Иисуса Христа”.
С 28 октября 1877 года Фёдор Алексеевич – экстраординарный профессор Киевской Духовной академии.
В “Киевских епархиальных ведомостях” № 6 за 1883 год сообщалось: “экстраординарный профессор Киевской Духовной академии по кафедре церковной археологии Феодор Алексеевич Смирнов изъявил намерение поступить в монашество и 27 марта в Киево-Печерской лавре совершилось его пострижение с именем Христофора”.
13 апреля того же года монаха Христофора рукоположили в сан иеродиакона и 14 апреля – в сан иеромонаха.
В мае (по другим источникам 3 июня) 1883 года по определению Священного Синода иеромонаха Христофора назначили ректором Тамбовской Духовной семинарии, а 17 июля возвели в сан архимандрита.
13 июня 1885 года архимандрита Христофора переместили на должность ректора Вифанской Духовной семинарии, находившейся недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.
30 июля 1886 года его назначили ректором Московской Духовной академии.
24 апреля 1887 года император утвердил доклад Священного Синода о возведении архимандрита Христофора в сан епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии, и о совершении его хиротонии в Свято-Троицкой Сергеевой Лавре.
23 мая в Московской Синодальной конторе, в Кремле, при соборе Двунадесяти Апостолов, произошло наречение архимандрита Христофора в сан епископа. Наречение совершено в присутствии: высокопреосвященнейшего Иоаникия, митрополита Московского и Коломенского; епископа Петра, настоятеля Новоспасского монастыря; епископа Иоанна, настоятеля Симонова монастыря; протопресвитера Большого Успенского собора Н.А. Сергиевского; епископа Дмитровского Мисаила, викария Московской епархии и епископа Можайского Александра, викария Московской епархии.
25 мая во время Божественной литургии в Успенском соборе Лавры произошла хиротония архимандрита Христофора во епископа Волоколамского. Хиротонию совершили: митрополит Московский Иоаникий, архиепископ Ярославский Ионафан, епископ Дмитровский Александр, епископ Можайский Александр, в сослужении наместника Лавры архимандрита Леонида, ректора Вифанской семинарии архимандрита Иакова и другие. В академическом Покровском храме преосвященный Христофор благословил преподавателей и студентов Духовной академии.
13 декабря 1890 года его освободили от управления епархией и ректорства и назначили управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем.
С 19 декабря 1892 года преосвященный Христофор – епископ Ковенский, викарий Литовской епархии.
С 6 июня 1897 года он – епископ Екатеринбургский и Ирбитский.
С 29 марта 1900 года владыка Христофор – епископ Каменец-Подольский.
С 26 ноября 1903 года он – епископ Уфимский и Мензелинский.
17 октября 1908 года его уволили на покой по болезни, согласно прошению, с местопребыванием в Вяземском Иоанно-Предтечевом мужском монастыре Смоленской епархии. Скончался преосвященный Христофор после 1918 года (вероятно в Вязьме). Место его захоронения неизвестно.
Духовный писатель. Его обычная резолюция на деловых бумагах: “В К-рию на р-ие” (т.е. “в Консисторию на рассмотрение”).
Источники
- ГАСО. Ф. 49. Оп. 1. Д. 3. Л. 33.
- Брокгауз, Ефрон. Т. XXXVII. СПб, 1903. С. 710.
- История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. ПСТГУ. М., 2006. С. 814.
- Наречение архимандрита Христофора во епископа. / СЕВ. 1887. № 11. С. 521-532.
- Разрядный список учеников Смоленской семинарии за 1863/5 учебный курс. / СЕВ. 1865. № 15. С. 248.
- Русские писатели богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства. Биоблиографический указатель. Богословно-литургический словарь. Сост. Курочкина О.В., Степанова Н.С., Чистякова А.С. РГБ “Пашков дом”. М., 2004. С. 186-191.
- Сперанский И.П. Материалы для истории духовно-учебных заведений Смоленской епархии. (Из дел семинарского правления). Состояние Смоленской семинарии (1864 и 1865 г.) / СЕВ. 1889. № 14. С. 645.
Публиковался: “Воскресный благовест”, “Душеполезное чтение”, “Екатеринбургские епархиальные ведомости”, “Православное обозрение”, “Смоленские епархиальные ведомости”, “Труды Киевской Духовной академии”, “Уфимские епархиальные ведомости”, “Церковный вестник”.
Публикации
- “Богослужение апостольского времени”. “ТКДА” 1873, № 4.
- “Апокалипсис, как литургический памятник апостольской эпохи”. “ТКДА” 1874, № 10.
- “Происхождение и литургический характер таинств”. “ТКДА” 1874, № 12, 1875, № 1.
- “Богослужение христианское со времени апостолов до IV века”. Киев, 1875.
- “Учение древней церкви о Лице Господа Иисуса Христа”. (До первого Вселенского собора). Тамбов, 1885.
- “К Божией Правде”. Петроград.
- “Св. Афанасий сидящий, Патриарх Константинопольский”. “Русский Паломник” 1915, № 38. С. 604-605.
- “Древнехристианская иконография, как выражение древне-церковного веросознания”. М., 1887. “Православное Обозрение” 1886.
- “Образ Иисуса Христа”. М., 1887.
- “Творения Св. Отцев”, 1886.
- “Жизнь Иисуса Христа в памятниках древнехристианской иконографии”. М., 1887.
- “Иконография у дохристианских народов”. М., 1887.
- “Происхождение и значение праздника Рождества Христова”. Киев, 1887.
- “Общий взгляд на историю церковной иконографии”.
- “Описание коллекции древних русских икон, приобретенных церковно-археологическим обществом для церковно-археологического музея при Киевской Духовной академии в 1875 г. покупкою у Московского почетного гражданина Сорокина”. Вып. 1. Киев, 1883.
- “Гимн Климента Александрийского”. “ТКДА”. 1879.
- “Предостережение св. Иустина Философа”. “Русский Паломник” 1916.
- “Спасительный голос”. “Воскресный Благовест” 1905, № 10.
- “Совершишася”. “Воскр. Благ.” 1905, № 12.
- “Евхаристия”. “Воскр. Благ.” 1905, № 13.
- “О молитве”. “Воскр. Благ.” 1905, № 14.
- “Царство Христово”. “Воскр. Благ.” 1905, № 15.
- “Господи, кто верова слуху нашему”. “Воскр. Благ.” 1905, № 15.
- “Поминайте Воскресшего Господа”. “Воскр. Благ.” 1905, № 16.
- “Блажени не видевши и веровавшее”. “Воскр. Благ.” 1905, № 17.
- “Беседа Иисуса Христа с женою Самарянкой”. “Воскр. Благ.”1905, № 20.
- “Наше призвание”. “Воскр. Благ.” 1905, № 21.
- “О путях и судах Божиих”. “Воскр. Благ.” 1905, № 22.
- “Великое чудо”. “Воскр. Благ.” 1905, № 23.
- “Путь Христов”. “Воскр. Благ.” 1905, № 24.
- “Не отлучайтесь от Иерусалима”. “Воскр. Благ.” 1905, № 25.
- “Закон и благодать”. “Воскр. Благ.” 1905, № 26.
- “Чадо света”. “Воскр. Благ.” 1905, № 27.
- “О Церкви Христовой”. “Воскр. Благ.” 1905, № 28.
- “Преображение Господа и человеческая жизнь”. “Воскр. Благ.”1905, № 31.
- “Неверие – погибель народ”. “Воскр. Благ.” 1905, № 32.
- “Благодать Божия”. “Воскр. Благ.” 1905, № 35.
- “Начало христианских праздников”. “Воскр. Благ.” 1905, № 36.
- “Разумное служение”. “Воскр. Благ.” 1905, № 38.
- “Покров Пресвятыя Богородицы”. “Воскр. Благ.” 1905, № 39.
- “Бодрствуйте”. “Воскр. Благ.” 1905, № 39.
- “В чем счастье”. “Воскр. Благ.” 1905, № 41.
- “Прекраса неправды”. “Воскр. Благ.” 1905, № 44.
- “Об исполнении обязанностей”. “Воскр. Благ.” 1905, № 45.
- “На чем строить жизнь”. “Воскр. Благ.” 1905, № 46.
- “Мир с миром или со Христом”. “Воскр. Благ.” 1905, № 47.
- “Заветы узника”. “Воскр. Благ.” 1905, № 48.
- “Что сотворю?” (Слово в неделю 26-ю по Пятидесятнице). “Воскр. Благ.” 1905, № 49.
- “На зов Божий”. “Воскр. Благ.” 1905, № 50.
- “С богом ли мы?” (Слово в день Рождества Христова) “Воскр. Благ.” 1905, № 52.
- “Два слова при освящении церквей”. (Из “Литовских Епархиальных Ведомостей” Вильно 1894 г.). “Церк. Вестн.” 1895, № 37.
Публикации в Смоленских епархиальных ведомостях
- Преподобный Даниил в плену и в борьбе с врагами (в V в.) / 1915. № 17. С. 575-582.
- Преподобный Пахомий в плену и рабстве у турок / 1915. № 13-14. С. 467-476.
- Распоряжение Уфимского преосвященного Христофора. / 1908. № 8. С. 350.
- Речь архимандрита Христофора после возведения его в сан епископа Волоколамского, произнесённая 23 мая 1887 г. / 1887. № 11. С. 522-524.
- Св. Афанасий Сидящий, патриарх Константинопольский // 1915. № 8. С. 285-291.
- Слово 1-е о любви христианской. / 1914. № 11. С. 367-373.
- Слово 2-ое о любви христианской. / 1914. № 15. С. 480-487.
- Слово 3-е о любви христианской. / 1915. № 2. С. 31-38.
- Слово 4-е о любви христианской. / 1915. № 12. С. 429-437.
- Слово 5-е о любви христианской. / 1915. № 18. С. 615-622.
- Слово 6-е о любви христианской. / 1916. № 13-14. С. 277-285.
Сост. иеромонах Даниил (Сычёв)