Выступление митрополита Меркурия на Парламентской Рождественской встрече
Выступление Высокопреосвященнейшего Меркурия, митрополита Ростовского и Новочеркасского, главы Донской митрополии, Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви на Международной региональной Парламентской встрече в рамках Рождественских образовательных чтений Смоленской митрополии “Молодежь: свобода и ответственность”
Администрация Смоленской области, г. Смоленск, 4 декабря 2018 г.
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка митрополит Исидор! Ваши Преосвященства архиепископ Софроний, епископ Сергий, епископ Мелетий! Уважаемые Алексей Владимирович, Игорь Васильевич!
Дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую организаторов и участников Межрегиональных Парламентских встреч, проходящих в эти дни в Смоленской епархии.
Парламентские встречи в рамках регионального и международного этапов Международных Рождественских образовательных чтений были радостным и полезным начинанием. Эти Встречи стали константой, традиционным церковно-государственным действом. Это хорошо, хорошо то, что мы не стоим на месте и последовательно движемся в определенном направлении, которое обещает быть плодотворным и спасительным.
На Смоленской земле впервые в прошлые годы этот формат расширился, объединив в диалоге гостей из соседних регионов.
Отрадно констатировать, что проведение межрегиональных смоленских парламентских встреч стало живой развивающейся традицией.
Сегодня в этом зале руководители и депутаты Смоленской, Брянской, Псковской областных Дум, Законодательного собрания Тверской области, делегация Могилевской области Республики Беларусь, деятели культуры, представители Русской Православной Церкви и общественных объединений.
В этом году, в соответствии с темой Чтений “Молодежь: свобода и ответственность” во главу угла, в оптику общественного внимания поставлена проблема, правильнее сказать – весь спектр проблем “отцов и детей”, подростков и молодых людей. Для меня как архиерея, как главы митрополии, вопросы, связанные с жизнью нашей молодежи, представляются наиболее острыми. Тем более, что они таковыми и являются.
С разных трибун в этом году нередко звучит тезис о том, что свобода без ответственности невозможна, безнравственна. Он уже успел превратиться в некое клише, удобное для призыва общества к порядку и послушанию. Но что есть сама свобода для молодежи? И есть ли она у современных молодых людей? Является ли свобода абсолютным благом, или она должна иметь четкие границы?
В обыденной жизни свободу чаще всего ассоциируют с отсутствием каких-либо ограничений. Принято считать, что мы живем в свободном обществе, главная ценность которого – законодательно гарантированная свобода личности. Порой может показаться, что только переступив черту, можно ощутить подлинную свободу. Для многих современных молодых людей, действительно, выход за рамки, участие в экстремальных практиках, эксперименты с сознанием на границах человеческих возможностей являются проявлением свободы, проверкой на прочность собственного существования и бытия окружающих. Здесь, действительно, нет границ и нет внутренних пределов.
Очевидно, что выйти за грань допустимого, переступить черту дозволенного – именно в этом направлении осуществляются современные молодежные поиски “божественного” дара свободы. Однако так ли это? При более внимательном взгляде, именно молодежь более всего подвержена ограничениям, и я говорю отнюдь не о правовых, родительских, школьных или религиозных запретах. И это тоже не секрет, что в основании большинства подобного рода революционных заявлений, проявлений юношеской агрессии, лежит отнюдь не свобода мысли, или поступка, но бегство… От кого, или от чего? Может быть, ответив на этот вопрос мы могли бы если не решить существующие проблемы, то, по крайней мере, приблизиться к их сути.
Совсем недавно, на встрече с учителями словесности, Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ замечательно говорил о необходимости прививать молодежи вкус к хорошему чтению и в целом к отечественной духовной культуре. Кроме того, в его выступлении было и предостережение от последствий существования вне культуры, вне традиции: “Через акцент на личную свободу, на абсолютную автономию человеческой личности общество становится легко управляемым и внушаемым, потому что каждого, кто воспитан в мысли, что он все решает, и никаких особых авторитетов нет, легко превратить в инструмент влияния, в том числе со стороны сил глобального масштаба”.
Человеку, которым манипулируют, легко говорить о свободе. Но так ли много он знает об истинной свободе? Люди, желающие сломить существующие системы, в том числе государственные, действительно нередко делают ставку на молодежь. Но молодежь склонна не столько к революциям, сколько к бунтарству как таковому. Революция предполагает радикальную смену существующего порядка, за которой всегда стоит хаос и неизвестность, нередко – войны, голод и смерть. С этим молодость не хочет мириться, молодость желает жить. Ее бунтарство – это неготовность принять несправедливость и неправду окружающего мира, но готовность пострадать за то, что воспринимается как правда и справедливость.
В лучших своих проявлениях, эти желания – жизни, правды и справедливости – будучи сопряжены с верой и любовью к Отечеству, к своим близким, рождают святых и национальных героев. Пример этому – равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь, когда ему не было еще и 30 лет, благоверные князья Александр Невский, Димитрий Донской, совершившие великие подвиги в юные годы. Благоверный князь Андрей Смоленский? Совсем иной подвиг – отказ от власти как протест против распрей князей, тихое служение Богу в безвестности в качестве простого пономаря при храме, и лишь смерть открыла его княжеское происхождение. И ответы на свои важнейшие вопросы они искали не где-то на стороне, но в самой сути переданной им духовной и культурной традиции.
Молодежь восстает против привычной рутины, против лжи и неправды. Против того, что начинает казаться привычным, нормой более старшим и уже не желающим ничего менять людям. В результате вместо разъяснений неприглядных, сложных сторон существования, мы стараемся отвлечь, “подкупить” наших детей комфортом, удовольствиями, вместо ответов – развлекаем. Это с самых первых дней ребенка начинается в семье: дать игрушку, чтобы не мешал…и продолжается до взросления. А потом, развлечения заканчиваются, а недоуменные вопросы и не уврачеванные проблемы остаются.
Куда обратится юноша или девушка если ни в семье, ни в школе, ни в обществе так и не услышали ответа, не встретили понимания в своих поисках смысла и правды? Молодые люди, действительно, переживают даже не оторванность от корней, а одиночество, и этот внутренний вакуум заполнять приходится самим, часто, чем угодно: кайфом, эмоциями, драйвом? И ведь это они и называют свободой! Ни от кого не зависеть, никому не подчиняться, никому ничем не быть обязанным. Такая свобода без корней – это свобода срезанного цветка, срубленного дерева.
Авторитетом становятся социальные сети, молодежные сообщества, в которых действуют искаженные понимания правды и смысла жизни. Итог очевиден. За примером ходить далеко не нужно – только за нынешнюю осень мы пережили и массовую расправу в училище в Керчи, и террористический акт в Архангельске, и несколько резонансных убийств в разных регионах, совершенных несовершеннолетними, в разных регионах задержаны несколько школьников, изготовившие взрывные устройства.
Что мы можем сделать? Первое – надо начать с себя. Нужно не бояться общаться с детьми. Не говорить, учить – а именно общаться. Не боятся сложных вопросов. Надо самим себе позволить быть откровенными и искренними. Ведь, если наши слова расходятся с делом – доверия не будет.
Учитывая, насколько важно для молодых людей понятие свободы и насколько присуще им стремление к счастью, надо с юных лет учить их свободе. Учить искать и находить ее там, где она на самом деле есть. Когда человек чувствует себя действительно свободным? Когда человек по-настоящему любит. В послании апостола Иоанна говорится: “В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх… Боящийся несовершен в любви” (1 Иоан. 4, 18). Любовь к близким, к родине, к Истине – многими нашими поколениями усвоена как наших предков усвоена как духовная природа нашего народа. Без восприятия хотя бы основ этой культуры человек вырастает с мнением, что свобода – это “всё позволено”, “бери от жизни всё”.
Православная вера воспитала в нашем народе его лучшие качества – милосердие, благородство, терпение, стойкость в защите истины. Именно вера дает понять, что свобода, которую с таким пылом ищут молодые, которую пытаются обрести, отстоять, почувствовать, – есть внутренняя победа над собой и одновременно дар Божий каждому человеку, которого отнять никто не может. В какие бы клети человека ни запирали, дух его остается свободен. Вспомните фильм “Андрей Рублев”. Ключарь храма, образ которого на экране гениально воплотил Юрий Никулин, истерзанный, запытанный, измученный татарами, остался свободен до конца, до своего мученического конца. Так же, как наши новомученики оставались свободны и в узах, и в лагерях, и на краю расстрельных рвов. Вспомним слова одного из них – преподобномученика Игнатия (Лебедева): “С Богом везде хорошо – и на Фаворе, и на Голгофе”. Это свобода!
Удивительные слова находим в послании апостола Иакова: “Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы” (Иак. 2, 12). Парадоксально – “судимы по закону свободы”. То есть главное, что оценивает наши действия, – это то, как мы распоряжаемся своей свободой.
Вот о чем надо говорить молодым. Точнее, не молодым, а с молодыми. Не просто вещать им нечто, что нам интересно, а говорить с ними на их языке – языке доверия, языке диалога, а не поучений, языке примера собственной жизни, а не теоретических рассуждений.
И показывать этот пример молодежи должен не один человек, а все вместе – и духовенство, и миряне, и представители власти, и педагоги. Мы сами должны учиться этой свободе. Путь это будет главным делом нашей жизни и нашего совместного служения Богу, Отечеству и нашему народу. А потому и вас, уважаемые депутаты, приглашаю не словами только, а самой жизнью обратиться к молодежи, явить пример достойный подражания.
Желаю вам помощи Божией и поздравляю с сегодняшним праздником – Введением во храм Пресвятой Богородицы, Ее молитвами да поможет Господь нам и нашим детям хранить в мире нашу святую землю и Православную веру!
Благодарю за внимание.