Святые Смоленской земли: Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский чудотворец
27 августа совершается празднование в честь преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского, чудотворца. Православная Церковь отмечает память преподобного Аркадия несколько раз: 13/26 декабря – день преставления; 11/24 июля – день обретения мощей; в Соборе Смоленских святых – воскресенье перед 28 июля/10 августа; 14/27 августа – день перенесения мощей; в Соборе Тверских святых – воскресенье после 29 июня/12 июля. (1)
По преданию преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский чудотворец, ученик и сподвижник преподобного Ефрема Новоторжского, родился в начале XI века в Вязьме. Считается, что он происходил из рода вяземских купцов Сырейщиковых, отличавшихся особенной религиозностью. В то время вязьмичи построили в городе несколько деревянных храмов. С детства воспитанный родителями в глубокой вере, не обращая внимания на мирскую красоту и земную славу, блаженный Аркадий проводил дни в безмолвии, строгой молитве и постоянном плаче о своих грехах. Скромный, добрый, целомудренный, свою высокую подвижническую жизнь он прикрывал трудным подвигом юродства Христа ради. Удивляя горожан простотой и незнанием мирских дел, в мыслях святой Аркадий постоянно пребывал в Боге. Жил он, где придется, питался только подаянием. (2)
Часто блаженный Аркадий молился ночью стоя на большом плоском камне в уединенном в те времена, поросшем лесом месте, на высоком левом берегу реки Вязьмы. Здесь теперь стоит бывший соборный храм Аркадиевского женского монастыря, в котором находится центральная районная библиотека.
За два-три дня до крестного хода, совершаемого по случаю православных праздников, святой Аркадий подметал улицы Вязьмы, по которым затем проходило церковное шествие. Это было его любимым занятием. Так блаженный призывал горожан, очищать свои души, готовиться к церковному празднику и достойному принятию Святых Таин. Всегда исполненный христианского смирения и любви, он часто давал православным мудрые советы. Естественно, такой высокий, благодатный светильник не мог долго оставаться под спудом. Вскоре многие в Смоленском крае узнали об ангельской жизни блаженного Аркадия.
Однажды через Вязьму проходил принявший монашество в Киеве преподобный Ефрем, бывший конюший святых благоверных князей Бориса и Глеба, убитых князем Святополком в 1015 году. Идя из Нового Торга (впоследствии города Торжка Тверской губернии) из основанного им странноприимного дома в Киев, преподобный Ефрем заходил и в Вязьму. Здесь он узнал о духовных подвигах блаженного Аркадия, встретился с ним и укрепил его беседой и наставлениями. Святой Аркадий затем часто путешествовал к нему в Новый Торг. Под руководством опытного старца он совершенствовал свою веру и восшел на такую высоту молитвенного подвига, что по милости Божией стал творить чудеса.
Наиболее примечателен случай, когда блаженный Аркадий, увидев, как из одной глиняной миски вместе с малолетним сыном одной вдовы пил молоко уж, обратился с молитвенной просьбой к Господу: “в Троице славимый Боже, да не будет сего гада во граде Вязьме и за тридесят поприщ”. Это прошение святого исполняется вот уже более девяти веков. И не в самом городе, ни в его окрестностях молитвами блаженного Аркадия практически нет змей, несмотря на то, что вокруг города простираются несколько больших болот. (3)
Вязьмичи стали свидетелями еще нескольких чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, а он, избегая людской славы, удалился в Новый Торг к своему духовному наставнику преподобному Ефрему. (4)
Разделяя труды с учителем в новоустроенном монастыре, святой Аркадий помогал ему на берегу реки Тверцы возводить каменный соборный храм во имя святых страстотерпцев Христовых, благоверных князей Российских Бориса и Глеба. (5)
Вместе с преподобным Ефремом он подвизался в посте, молитве и благочестии. Приняв в обители монашество, преподобный Аркадий жил в строгом послушании святому Ефрему. Он во всем следовал примеру своего учителя, ходил на все вечерние, утренние и дневные богослужения, всегда являясь в храм первым. В часы послушания днем преподобный Аркадий трудился вместе с братией обители, а ночью, как и раньше коленопреклоненно молился. (6)
После блаженной кончины преподобного Ефрема, последовавшей 28 января 1053 года, еще многие годы преподобный Аркадий подвизался в Борисоглебском монастыре, пребывая в молитве, посте и безмолвии. Он отошел к Господу 13 декабря 1077 года и был погребен в соборном храме Бориса и Глеба на правой стороне паперти у западных дверей в каменном склепе. Празднование преподобным Аркадию Вяземскому и Ефрему Новоторжскому установлено в 1584-1587 годах при митрополите Московском и всея Руси Дионисии.
Честные мощи преподобного Аркадия обретены 11 июля 1677 года в царствование Феодора Алексеевича Романова, при Патриархе Московском и всея Руси Иоакиме (Савелове), вероятно по благословению высокопреосвященного Корнилия (Космы), митрополита Новгородского и Великолукского, настоятелем обители архимандритом Евстафием и других монастырей игуменами, священниками и диаконами. В том же храме 14 августа 1798 года его мощи перенесены и положены у северных дверей под спудом в каменной гробнице, служившей местом упокоения его учителя преподобного Ефрема. Здесь они подавали исцеления с верою приходящим, во славу истинного Христа Бога Нашего. Позже, в 1841 году в Борисоглебском соборе устроили придел в честь преподобного Аркадия. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения мощей преподобного Аркадия совершалось в 1977 году. В настоящее время считается, что мощи святого утрачены. (7)
По преданию, жители Торжка и окрестных мест неоднократно ощущали на себе силу благодатного воздействия преподобного Аркадия. С верой и молитвой обращаясь к нему, они всегда получали облегчение в болезнях и избавление в скорбях.
Нередко являлся святой Аркадий и жителям Вязьмы, спасая их от бед и нестроений. В 1524 году 17 апреля преподобного Аркадия увидел в тонком сне набожный и благочестивый Авдий, повар вяземского воеводы Григория Бобрищева-Пушкина. На вопрос Авдия святой объяснил, что зеленое дерево в его руке означает данную ему от Бога власть отгонять от города Вязьмы всякий гад и супостаты. Преподобный Аркадий заповедовал Авдию объявить жителям Вязьмы, чтобы они оградили камень, на котором он молился от всего “скверного и нечистого”. Вскоре горожане поставили здесь деревянный храм в честь Всемилостивого Спаса – Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня(1/14 августа) с приделом во имя преподобного Аркадия, славившийся своим богатым убранством и церковной утварью. О храме упоминалось в писцовых книгах Василия Волынского за 1594 год. (8)
В конце XVI века, в царствование Бориса Федоровича Годунова, храм Всемилостивейшего Спаса частично переделали. Усердием и радением вязьмичей к нему пристроили придел в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Жители Вязьмы свято верили в заступничество за них перед Богом преподобного Аркадия. Ему приписывали спасение города от разорения ляхами в 1661 году. Юноша на сером коне явился среди литовских полков пана Паца, и многих поразил мечем, запретив им идти на Вязьму, угрожая всем неминуемой гибелью. На вопрос кто он, юноша ответил: “Я Аркадий, град этот – мое Отечество”. В том же 1661 году преподобный явился благочестивому вязьмичу, пастуху Сергию, и велел ему возвестить горожанам об устроении вместо деревянного нового каменного храма: “устроить церковь Всемилостивейшего Спаса на старом месте, в большом остроге, в главной крепости, у наместничьего двора”. Вязьмичи не только построили храм, но и собрали братию и основали на этом месте мужской монастырь. В число братии поступил и Сергий, нареченный при постриге Спиридоном. Позже обитель закрылась, храм стал безприходным, но продолжал называться Нижне-Спасским монастырем. В 1790 году инокиням упраздненного Ильинского монастыря разрешили рядом со Спасским храмом построить богадельню и образовать общину, которую в 1832 году обратили в монастырь. (9)
По преданию преподобный Аркадий не оставлял город и в XX веке. Вязьмичи, пережившие Великую Отечественную войну, рассказывали, что видели преподобного Аркадия в черном плаще (монашеской мантии), раскинувшим руки над городом, за день до бомбардировки Вязьмы в ночь с 24 на 25 декабря 1942 года, когда город был разрушен почти полностью.
Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский изображается на иконах молодым с зеленым деревом, наподобие сосны, в правой руке, в короткой по колени зеленой одежде. Или, стоящим на камне на коленях с воздетыми к небу руками. В храмах Тверской области чаще встречается изображение святого Аркадия в преподобнической одежде. В Подлиннике иконописном дано такое описание: “Декабрь 13. И память преподобнаго отца нашего Аркадия Новоторжскаго новаго чудотворца, млад аки Галактион, в схиме, ризы преподобнические”. (10)
Тропарь, глас 4:
От духовнаго наставника, отца преподобнаго Ефрема, наставляемь, послушания добрый рачителю, отче Аркадие, от мирскаго мятежа удалился еси и, инок быв изрядный, добрым подвигом ревнуяй, от Христа Бога приял еси венец славы Небесныя; и ныне вкупе с преподобным отцем Ефремом у Престола Вышняго предстоя, о нас молися, избавитися нам от всех бед и скорбей и спастися душам нашим.
Кондак, глас 2:
К глубинам Божественнаго разума вперив ум свой, в Небесныя обители востекл еси и равноангельно житие, отче Аркадие, на земли пожил еси, и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику, преподобному отцу Ефрему, и ныне, вкупе предстояще у Престола Владыки Христа, молися непрестанно о всех нас.
Примечания:
- Православный церковный календарь. Издательство МП РПЦ. М., 2014.
- Минея декабрь. Часть первая. Издание Московской Патриархии. М., 1982. С. 498.
- Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. (включительно). Сост. И.П. Виноградов. М., 1890. С. 100.
- Минея декабрь. С. 498.
- В Государственном архиве Тверской области хранятся документы Борисоглебского Новоторжского мужского монастыря (Ф. 185. 1610-1920 гг. 985 ед. хр.). / Православные монастыри России. Краткий справочник. “Сибирский хронограф”. Новосибирск, 2000. С. 189. // Считается, что Борисоглебский монастырь в Торжке основан преподобным Ефремом около 1038 года.
- Житие Ефрема Новоторжского. / Памятники литературы Древней Твери. Сост. В.З. Исаков. Тверское областное книжное издательство. Тверь, 2002. С. 77-80. // Январь 28. Преставление преподобного Ефрема Новоторжского. Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью и местные. “Русская симфония”. СПб., 2008. С. 55-57. // Жития русских святых. Сентябрь-февраль. Т. II. “Сибирская благозвонница”. М., 2003. С. 576-577.
- Дионисий, митрополит Московский и всея Руси. На кафедре в 1581-1587 гг. Скончался в 1587 г. в Хутынском монастыре. / Иоаким, патриарх Московский и всея Руси (Савелов). Родился в 1620 г. На патриаршей кафедре находился 16 лет с 1674 г. Скончался в 1690 г. и погребен в Московском Успенском соборе. /Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. Т. I. Издание Сретенского монастыря. М., 2002. С. 390-391, 537-538. // Корнилий, митрополит Новгородский и Великолуцкий (Косма). Родился в Москве. В 1674 г. назначен на Новгородскую кафедру, которой управлял 20 лет. Скончался в 1698 г. на покое в Зеленецком Троицком монастыре. / Там же. Т. II. С. 218-219. // О том, что мощи преподобного Аркадия находились не в открытом виде в раке, а под спудом, указывается во многих источниках. / Настольная книга для священно-церковно-служителей. Сост. С.В. Булгаков. Ч. II. Репринт. Издательский отдел Московского Патриархата. М., 1993. С. 1544. / Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. “Книжная палата”. М., 2000. С. 467. / Москва православная. Декабрь. “ИНТО”. М., 2006. С. 382-383. // Месяцеслов. Сентябрь-февраль. “Харвест”. Издательство Белорусского Экзархата. Минск, 2005. С. 423-424.
- Исторический очерк города Вязьмы. С. 49, 51-52.
- Верхнее Поднепровье и Белоруссия. Полное географическое описание нашего Отечества. Сост. В.П. Семенов. “Беларуская Энцыклапедыя”. Минск, 2006. С. 237.
- Подлинник иконописный. Изд. С.Т. Большакова. Под ред. А.И. Успенского. М., 1903. – Изд. “Паломник”. М., 1998. С. 13.
Иеромонах Даниил (Сычёв)