Будем здоровы!
Один неверующий человек как-то спросил у меня: “Если Бог создал человека и все вокруг, почему тогда люди болеют? Как Церковь объяснит существование мелких, не различимых глазом микробов, которые атакуют нас? Они тоже – творение Бога?” “Вот, посмотри, – ответил я, – была пасмурная погода, сырость, и микробы нам портили жизнь. Но ушел циклон, выглянуло солнце – и эпидемии как не бывало! Именно так Христос действует в нас: Он, Солнце Правды, освещает человека, и грех исчезает. От нас требуется лишь очистить от туч небо нашей души… ” Конечно, мой ответ был далеко не полным и не совсем понятным. И сегодня мы поговорим подробнее о таком явлении в нашей жизни, как болезнь. Тем более, прошедший февраль принес массу неприятностей в связи с очередной вирусной атакой.
У нас в гостях настоятель прихода храма Святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, священник храма святых Новомучеников и Исповедников Российских протоиерей Павел Петровский
– Отец Павел, благодарю Вас за то, что согласились побеседовать с нашими читателями. Первый вопрос – что нужно делать заболевшему православному христианину? Благодарить Бога за посланное испытание или каяться и молиться о прощении греха?
– В течение жизни многие дни человек должен проводить в болезнях, или немощи тела. Как говорит пророк Давид, “Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь…” (Пс. 89, 10).
По существу, несчастье для человечества составляет не болезнь, а причина ее – болезнь души – страсти и грех, которые и лежат в основе болезни тела. Как пишет о. Иоанн Кронштадтский, “Все наши болезни суть наказание Божие за грехи, они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его”.
“Здоровье есть дар Божий”, – говорил преподобный Серафим. Но не всегда бывает полезен этот дар. Как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать наши грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставляет задумываться, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Преподобный Марк Подвижник писал: “Когда увидишь человека грешащего, который никогда не каялся и никогда ничем не болел, знай, что его ждет немилосердный суд”.
Поэтому болезнь есть как бы напоминание нам от Господа про нашу более страшную беду – поражение грехом нашей души. Отсюда для излечения болезни нужно, прежде всего покаяние. Господь, прежде чем исцелить расслабленного, простил его грехи (Мк. 2, 3-12). А когда Он исцелил у “овчей купели” болевшего 38 лет, то сказал ему: “Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже” (Ин 5, 14). Отсюда можно думать, что исцеление болезней по молитвам Церкви или праведника ведет к прощению грехов (Иак. 5, 16), и, как результат этого, следует выздоровление.
Однако болезнь и немощь – удел не только больших грешников. Господь сказал апостолу Павлу: “Сила Моя совершается в немощи”, и апостол Павел говорит о себе: “… я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен” (2 Кор 12, 9-10).
Старец Варсонофий Оптинский говорил: “Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия помышления о человеке”. Вот почему страдания и несчастья люди духовные называют “посещением Божиим”. “Господь того любит, кого наказывает” (Евр. 12, 6). А когда грешник живет легкой, спокойной жизнью, они видят в этом оставление Богом человека, которому грозит страшная участь в загробной жизни. Как часто страждущие души просят у Господа о прекращении страданий, но о том ли надо просить? Не грех ли живет в основе страданий? И если бы он был устранен искренним покаянием, то устранилось бы и страдание. Когда к Господу принесли расслабленного, то Он, прежде всего, простил ему грехи и потом уже, как следствие прощения, даровал и исцеление (Мф. 9, 2-8).
Тот же старец при болезнях не советует усиленно просить об исцелении. Он говорит: “Нехорошо усиленно молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно. Предоставь это Сказавшему, …знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения (Мф. 6, 8). Помолись же Богу, говоря так: “Владыко, я в руках Твоих, помилуй меня по воле Твоей и, если мне полезно, исцели меня вскоре”.
Проси молиться о том же и святых и веруй несомненно, что Бог сотворит полезное для тебя и благодари Его во всем, вспоминая слово Писания: “За все благодарите” (1 Фес. 5, 18), и получишь пользу душевную и телесную”.
Итак, в болезнях нам также надо надеяться, прежде всего, не столько на помощь земных врачей, сколько на милость Божию и для этого приносить покаяние и искать исцеления в таинствах исповеди, причащения и елеосвящения.
– Здоровье душевное и телесное имеют прямую зависимость?
– Преподобный Оптинский старец Макарий пишет: “Падения наши в гнев и прочие действия страстей доказывают нам предварившую духовную гордость и уже невольно нас смиряют; будем стараться истреблять корень сей, то ветки сами отвалятся; это сказано о душевном положении, а оно сопряжено и с телесным; от раздражения душевного раздражаются и телесные нервы и на весь организм тела имеют влияние, или, просто сказать, чрез душевные болезни страдает и тело… ничего не значит – телесная болезнь; надо опасаться, чтобы душевные недуги не остались неисцельными… телесная болезнь мало тело помучит и после принесет душе пользу, но душевная болезнь вечна; того-то ради Врач душ наших здесь посещает нас болезнями и скорбями, чтобы спасти душу в будущем веке”.
– В миру душевнобольными называют людей с помрачением ума. Насколько логично такое именование? Может ли Бог лишить рассудка грешного человека?
– Как описывается в “Цветнике” аввы Дорофея: “Помрачение ума возникает у человека от страстей, от многословия в речах, от споров и долгих бесед. Помрачение ума возникает у человека от неумеренных хлопот и забот, от рассеянности мыслей и от пленения. Помрачение ума возникает у человека от объедения, от сластолюбия и сладострастия. Помрачение ума возникает у человека, если он долго спит, часто ест и пьет не вовремя. Помрачение ума возникает у человека от лени и праздности, то есть от прекращения своего правила: пения, молений и молитвы, – которое служит оружием и стеной против бесов. Помрачение ума возникает, когда человек в гордыне удаляется от Бога, и попускаются ему смятение, богооставленность и блуждание мысли. Помрачение ума возникает у человека и от других страстей. И когда у какого-нибудь человека наступает помрачение, тогда его духовные стремления увядают, остывает тепло сердца, изнемогает душа, и Ангел Божий отступает от него, а демоны приближаются”.
В “Основах социальной концепции Русской Православной Церкви”, принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе (прошедшем в Москве 13-16 августа 2000 года) в частности сказано: “Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Есть три главные причины развития психических заболеваний. Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей – алкоголизм, наркомания, игромания, блуд и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное лечение.
Священник Константин Пархоменко (Санкт-Петербург) из своей практики заключает: “Душевнобольной человек должен лечиться медикаментозно, но и ходить в храм. Рядом с собором, в котором я служу, находится психиатрическая больница. Врачи и пациенты этой больницы – наши прихожане. И вот врачи мне говорили: “Вы не представляете, как благотворно влияет храм на наших пациентов, они становятся другими людьми. Никакие лекарства не сделают этого”. Так что – лечение и обязательное посещение храма”.
Врач Научного центра психического здоровья РАМН (НЦПЗ РАМН) Ольга Щелокова сообщила, что по статистике Научного центра психического здоровья при НИИ психиатрии Министерства здравоохранения и социального развития, в нашей стране насчитывается порядка 21 миллиона 680 тыс. людей с различными психическими заболеваниями, что составляет 14% населения России. (По словам председателя Общества православных врачей Санкт-Петербурга и руководителя душепопечительского центра при обществе православных врачей, протоиерея Сергия Филимонова, доля психически больных на православных приходах составляет от 10 до 50%).
Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи.
– Во время болезни близкие страждущего человека также несут скорби. И при тяжелых, неизлечимых болезнях это растягивается на месяцы и годы. Что Вы посоветуете людям, в семье которых живет такое несчастье?
Болезнь – это ключ к пониманию ошибок и изменению жизни. Так устроил Господь. И сделал он это, чтобы спасти души. Ведь не всякая душа сможет после смерти жить вечно, а только та, которая стремилась быть совершенной. И часто болезнь – это способ переоценить свою жизнь. Кто-то умирает внезапно, а у тяжелобольного есть шанс подготовиться к следующему этапу жизни. У него есть возможность переосмыслить жизнь, примириться с близкими, примириться с Богом и совестью, раздать милостыню, придти к сознанию перехода к новой жизни. Родственники, не удаляйтесь в это благословенное время от больного, но с благодарностью Богу молитесь друг за друга, “друг друга тяготы носите”, увещая болящего терпеливо принять Божье посещение. Прошу: не ходите к бабкам и целителям разных мастей, но идите сразу к Богу. В такой ситуации лучше обратиться к Таинствам Православной церкви, которые призваны возвести человека от земли на небо. Необходимо исповедоваться, причаститься, а тяжкобольным обязательно собороваться. Посоветуйтесь с батюшкой, как лучше все сделать. Священника можно позвать на дом к неходячему больному. Бывало немало случаев чудесного выздоровления после приобщения к Таинствам Церкви. Не оставляйте на потом то, что нужно сделать сейчас! Делайте!
– Часто успех в выздоровлении связывают с достижениями фармакологии. Лично я противник химических способов лечения и уважаю те страны, где антибиотики нельзя приобрести без рецепта, а несовершеннолетним не прописывают препаратов, которыми у нас пичкают всех подряд. А что скажете Вы как священник?
– Да, вы сейчас привели очень распространенный стереотип. Однако он не совсем верен. В древности люди лечились травами, кореньями и т. д. Но что было в них действующим началом? Что оказывало лечебный эффект? Этим действующим, лекарственным началом была не “солома” – клетчатка, а определенные химические вещества, содержащиеся в тех или иных растениях. Позже эти вещества стали выделять из трав в виде настоев, экстрактов и т. д. А еще позднее многие из этих веществ были получены в чистом виде в лабораторных условиях на основе естественных аналогов или искусственным путем и стали продуктом фармацевтической промышленности. Все они многократно были опробованы на подопытных животных, прошли клинические испытания. Говорить о том, что таблетки отравляют наш организм, живя в ныне существующей экологической обстановке, используя продукты и воду того качества, которое мы имеем, не уместно, напротив иногда правильно подобранный способ медикаментозного лечения снимает обострения и человек возвращается к нормальной жизни.
Но злоупотреблять медицинскими препаратами, а особенно заниматься самолечением, любой ребенок скажет, опасно для здоровья.
В Священном Писании сказано, что врача тоже создал Бог, поэтому врачебную помощь человек отвергать не должен. Врачи, медицина, лекарства ниспосланы нам Промыслом Божиим. Можно вспомнить и слова очень авторитетного среди верующих афонского старца Паисия, который пишет, что если человек заболел, он должен обращаться к врачу. Конечно, это не значит, что больной может перестать молиться. А вот если медицина не может помочь, то, конечно, тогда он должен уповать только на помощь Божию.
По слову блаженного Иеронима: “Если ты болен, то пригласи опытного врача и воспользуйся предписанными им средствами. С этой целью возникают из земли столь многие благодетельные растения. Если ты по гордости отвергнешь их, то ускоришь свою смерть и сделаешься самоубийцей”.
Следует помнить, что проблемы, связанные с медикаментозным лечением – это не церковные, а медицинские вопросы. Сегодня малоцерковные и невоцерковленные люди, по сути, являющиеся церковными неофитами, искусственно втягивают Церковь в решение проблем, не относящихся к области вероучительных истин, то есть несвойственных ей вопросов. Поскольку многие православные родители, прежде чем делать ребенку прививки, советуются со своими духовниками и получают порой диаметрально противоположные благословения; это вносит раздор в церковную среду. Однако стоит напомнить, что в решении этой проблемы, прежде всего, необходимо учитывать саму ценность дара жизни, данного человеку Богом и высокую вероятность смерти, связанную с особо опасными инфекциями.
Человек – существо материальное. Имея бессмертную душу, он, тем не менее, не является духом, а состоит из плоти и крови, имеет тело. Тело, которое своевременно нуждается в еде, питье, сне, одежде, а в какие-то моменты – в лекарствах. Другое дело, что вкушаем пищу мы – с молитвой, ложимся спать – с молитвой, и прием лекарственных препаратов тоже должен сопровождаться молитвой, молитвой об исцелении. Впрочем, это относится и к уколам, и к оперативному вмешательству, и к другим медицинским процедурам. Пример сочетания молитвы и врачевания вместил в себе святитель Крымский архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.
Но при всем этом есть моменты, когда Церковь категорически против так называемых достижений современной медицины – таких, как генная медицина, где через операцию убивают людей, когда смертью младенца люди пытаются продлить свою жизнь, – это самое настоящее людоедство, или косметическая медицина, стоящая в одном ряду. Еще одно явление в современной медицине, прикрывающееся именем науки, – воздействие на душу человека. Например, практика врачей-экстрасенсов или же влияние на человеческое подсознание через гипноз. Все псевдонаучные разработки в этой области, конечно же, не принимаются Церковью.
– Духовную составляющую заболевания, конечно же, признают очень многие. Особенно те, кто говорит, что “какая-то сила над нами есть”. И даже приписывают причину болезни сглазу, порче, действию нечистой силы… Находится целительница, или “бабка”, которая с помощью “заговора” снимает боль. Насколько богопротивен такой способ лечения?
– Когда человек невоцерковленный сталкивается с проблемой неразделенной любви, резкой болезнью и тому подобное, первое, что приходит к нему на ум, это обратиться за помощью “умельцев”, не отдавая себе отчет о последствиях. Да и сами “целители” порой не осознают всей ответственности за производимые ими манипуляции.
Отношение Священного Писания (Библии) и Церковного вероучения к данному вопросу всегда было однозначно отрицательным. Еще более чем за 1500 лет до Рождества Христова святой пророк Моисей повелевал от имени Бога еврейскому народу: “Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой, изгоняет их от лица твоего”. (Вт. 18, 10-12).
В Новом Завете категоричность в осуждении подобного рода занятий сохраняется: “Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая”. (Откр. 21, 8). Под чародеями здесь понимаются не какие-то абстрактные злодеи, а люди, практикующие в своих занятиях “целительством” различные виды магии.
– А если целитель утверждает, что его дар от Бога, и пользуется в своей практике молитвами, предметами священнодействия, иконами, святой водой?
– В лечебных обрядах используются не только молитвы, но и заговоры или некие заговорные конструкции с упоминанием имен святых, бесконтактные “энергетические” манипуляции, “выливание воском” и т.п., порицаемые Церковью. Кроме того, имеется достаточно большое количество заговоров, призванных обеспечить благополучие в семейных отношениях, однако, с точки зрения Церкви это – нарушение свободы воли человека. Более того, зачастую молитвы используются знахарями не как собственно молитвы, а скорее, как заговоры, с другой стороны, нередко заговоры именуются “молитвами”.
Таким образом, негативное отношение Церкви к использованию знахарями церковной утвари, святой воды, молитв, свечей и даже возложения рук обусловлено тем, что они находят в знахарском обряде лечения не свойственное им применение. Так, молитвы читаются в неподобающей обстановке, сочетаются с заговорами, а возложение рук и вовсе является узурпацией права священника. Можно сказать, что знахарь в таких действиях как бы “обезьянничает” с церковными обрядами, что вовсе небезобидно, ибо обезьянничание божественного есть занятие бесовское.
Знахари под личиной православия иногда даже отправляют человека в церковь исповедоваться, причаститься и, казалось бы, ведут к Богу. Надо знать – что дьяволу радостно, когда человек на крещении отрекается от сатаны, и тут же идет к его слугам (целителям, магам, знахаркам…), он прикасается святыне и тут же идет от Бога к сатане, доверяя ему свою душу. Цель дьявола – надругаться над святыней и заставить человека согрешить, чтобы тот потом отвечал за такое кощунство. В этом и есть правда околоправославного целительства.
– Сегодня очень популярны всевозможные обереги, амулеты. Есть торговые лавки, где в изобилии подковы, благовония, ленточки с 90-м псалмом, разноцветные камушки, иконки святых – все это лежит на одной витрине. Как относится церковь к “охранным грамотам”?
– Протодиакон Андрей Кураев по поводу веры в исключительную “охранительную силу” 90-го псалма замечает: “Не человек защищает себя от “ужасов в ночи”, разбрызгивая вокруг святую воду и развешивая повсюду талисманы. Господь хранит того, кто полагает в Нем свою надежду. И сам этот псалом никого и ни от чего не защитит. Защита не в том, чтобы носить его в кармане, привязать к притолоке или обвязать вокруг талии. Не псалом защищает, но Господь – если человек верит в Бога как в Господа (то есть в то, что воля именно Божия, а не колдовская определяет ход событий в его жизни и господствует над нею), в Его защиту, в Его могущество (а не в могущество пояска, бумажки или своей молитвы-заклинания). Каково условие того, что Господь дает такую защиту? – Просто вера человека в нее. “Ибо ты сказал: Господь упование мое”. И этого обращения сердца к Богу достаточно для защиты. Дальнейшее определяется только волей двух: волей Бога и волей человека (не отречется ли он от Завета, обернувшись в сторону язычества?). Желания же всех остальных: врагов, колдунов, язычников, бесов – здесь уже бессильны”.
– Воцерковленный человек, положим, не будет покупать неправославные предметы. А можно ли вне храма приобретать “Живый в помощи…” или иконку целителя Пантелеимона?
– Как правило, все предметы церковного обихода, в том числе и иконы и пояса православные христиане приобретают в качестве благословения в храмах, где все освящается особым чином священником. Обычай специального освящения крестов и икон восходит к ветхозаветному повелению Господа. Освящение выполняет, прежде всего, функцию ритуальной очистки дела рук человеческих, а также функцию посвящения Господу. Поэтому почитание неосвященных изображений возможно, но молиться все же лучше перед освященными иконами, взирая на которые, восходим к первообразу и через них, верим, Господь посылает особую благодать.
– Еще одна “охранная грамота”, популярная в миру, – это страховка. Люди страхуются от болезней, смерти, от разных неудач. Означает ли визит в страховую компанию – отсечение упования на волю Бога? Страхуют ли свою жизнь, свое здоровье священнослужители?
– Можно рассматривать страхование жизни и имущества как выражение любви к своему семейству, как средство осуществить свое родительское попечение о благе детей избавлением их, осиротелых, от крайнего бедствия, нужды и нищеты – это отнюдь не противно христианскому учению, ибо, по словам апостола Павла, только то грех, что не по вере. (Рим. 14, 23). И если христианское учение запрещает нам чрезмерную заботу о благах земных, то право на попечение о насущном хлебе нам дал Господь Иисус Христос в преподанной Им самим молитве (Матф. 6, 11).
Конечно, жизнь человека в руках Божиих, как и все существующее. Но это нисколько не противоречит идее страхования. Сам Бог побуждает нас заботиться об обеспечении ближних именно в виду возможности смерти. “Сия глаголет Господь: устрой попечение о дому твоем, умираеши бо ты” (Исх. 28, 1). Страхование и есть, по моему мнению, один из способов “строения дома” и потому не противно воле Божией. Но прежде чем страховаться, необходимо исследовать цели и методы страховой компании, чтобы не навредить своей душе и душе своих ближних.
– Что Вы пожелаете нашим читателям?
– Если же человек будет роптать на болезни и скорби, будет искать виновника этим скорбям среди людей (околдовали, сделали), бесов, обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять, а через это приведет душу такого человека во мрак, отчаяние, безнадежие, желание уйти в другое место, скрыться хоть под землю, лишь бы не видеть, не слышать мнимых врагов, а на самом деле слушая и услаждая действительного смертельного врага своего – диавола, внушающего ему все это и желающего погубить его.
Блаженный Иероним говорит: “Главною причиною малодушия и ропота на Бога во дни страданий у многих бывает недостаток веры в Бога и надежды на Его Божественный Промысел. Истинный христианин верует, что все, случающееся с нами в жизни, делается по воле Божией; что без воли Божией и волос с головы нашей не падает на землю. А если Бог посылает ему страдания и скорби, то он видит в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание веры и любви к Нему. Потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на Бога, но, смирясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что не забывает его; что по милосердию Своему Бог хочет временными скорбями заменить для него вечные; поражаемый скорбию, он говорит с праведным Давидом: “Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим”.
Возложим же упование на Господа, обратимся к Нему в день печали, а лучше на всякий день Владычествия Его…
Наставление духовным чадам
Игумен Виссарион, (Остапенко)
Пролетает скоротечно
Жизнь земная, как в гостях.
Прекращайте жить беспечно
И коснеть в своих страстях.
Крест безропотно несите,
Как велит Святой Закон,
Свыше помощи просите,
У святых молясь икон.
Без молитвы и смиренья
И полезного труда
Нет надежды на спасенье
В День всеобщего Суда.
Мудрым девам подражайте,
Ожидавшим Жениха,
Лень молитвой отражайте,
Бойтесь праздности греха.
Покаянье приносите
За погрешности свои
И прощение просите
У Владыки-Судии.
Свое сердце очищайте
От пороков и страстей
Зреть “сеансы” прекращайте
Под предлогом новостей.
Обличенье принимайте,
Как целительный бальзам,
Сострадаючи, внимайте
Нищих просьбам и слезам.
Жизнь мгновенно пролетает
На высоких скоростях.
Демон страсти нагнетает
Всем на жизненных путях.
Вражьи козни познавайте,
Бойтесь злобе доверять,
Места лени не давайте,
Чтоб души не потерять.
Душегубца побеждайте
И молитвой, и постом,
Помощь свыше ожидайте,
Подаваему Христом.
Со смирением молитесь
За мирян и чернецов,
К службе Божией стремитесь,
Чтите пастырей-отцов,
Кои души полагают
За духовных чад своих,
Всем спасаться помогают,
Кто хранит советы их;
Указуют путь-дорогу
В благодатные края,
Чтоб они стремились к Богу
От земного бытия,
Чтоб слезами покаянья
Грех омыли дочиста
И благие воздаянья
Обретали у Христа
– Отец Павел, благодарю Вас за интересную беседу!
Беседовал Владислав Благовестов