“Стояние Марии Египетской”
Фотогалерея
Утреню четверга с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского – “Стояние Марии Египетской” в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска возглавил епископ Смоленский и Вяземский Исидор. Его Преосвященству сослужили священнослужители кафедрального храма. Житие преподобной Марии почитал молящимся диакон Тарасий Супрыкин. Песнопения исполнил малый хор собора, регентовала Оксана Никишина.
Каждая Неделя Великого поста посвящена воспоминанию какого-то события или святого: Торжество Православия, святителя Григория Паламы, Крестопоклонная, преподобного Иоанна Лествичника… В каждой мы находим примеры назидания или укрепления на великое поприще поста. Пятая седмица носит название – преподобной Марии Египетской. Это воспоминание, как и все в церковной традиции, не случайно. Пост – время серьезной внутренней работы над собой, глубокого напряженного труда над своей душой, своей духовной жизнью, подлинно время “взять крест свой и последовать за Христом”. Воспоминание жития и духовного подвига преподобной Марии Египетской на пятой седмице, когда уже миновало преполовение поста и люди отчасти настроились на мысли о грядущем празднике, возвращает нас к великопостному пути покаяния и очищения.
И Церковь предлагает нам удивительное богослужение, более известное под “народным” названием – “Стояние Марии Египетской”. В среду пятой седмицы вечером совершается Утреня четверга с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. В отличие от Первой недели Великого поста, когда покаянный канон читается с понедельника по четверг по частям, на “Стояние Марии Египетской” канон прочитывается полностью и дополняется чтением на богослужении жития святой подвижницы.
Жизнеописание святой Марии Египетской предлагает к размышлению верующим яркий пример метанойи – подлинной внутренней душевной перемены – от тяжкого всепоглощающего греха через глубокое раскаяние к спасению и святости. Молодая женщина, ведущая распутный образ жизни, не задумывающаяся о грехе и расплате за грех, дерзает, тем не менее, прикасаться к святыне – Животворящему Кресту – и даже не ради веры, а “ради праздника”. Когда же Мария раз за разом оказывается остановлена на пороге церкви, в которую все другие входят беспрепятственно, здесь в притворе храма происходит перерождение ее души, осознание ее падения и Богооставленности. И через воззвание к Божией Матери, через обещание изменения жизни происходит возвращение Марии ко Господу. Разом оставив все, чем она жила в предыдущие годы, Мария уходит за Иордан в пустыню, и там продолжается ее борьба с собой, с собственной греховной природой, с яркими и манящими искушениями прежней жизни. 47 лет провела святая в пустыне, но итогом этого подвижничества стало спасение и близость ко Господу.
Прихожане храмов слышат на богослужении житие преподобной Марии Египетской, слышат песни Великого канона Андрея Критского, каждая из которых показывает или пример покаяния, или свидетельство благочестивой жизни. Еще и еще раз молящиеся задумываются о своей жизни, о своей готовности приблизиться ко Христу, видя в предлагаемом Церковью наследии и образы раскаяния и изменения себя и неизмеримое милосердие Божие, принимающего это покаяние.