Похвала Пресвятой Богородицы: празднование в Свято-Успенском кафедральном соборе
Фотогалерея
Суббота 5-й седмицы Великого поста носит название “Суббота Акафиста”, в этот день совершается праздник Похвала Пресвятой Богородицы. Празднование было установлено в IX веке для восхваления Божией Матери за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов. Согласно церковной традиции на утрене (совершается в пятницу вечером) поется акафист Пресвятой Богородице.
Епископ Смоленский и Вяземский Исидор возглавил торжественные богослужения праздника Похвалы Пресвятой Богородицы.
Накануне праздника в кафедральном соборе города Смоленска правящий архиерей возглавил утреню с чтением акафиста, в сослужении клириков Смоленского городского благочиннеческого округа.
Акафист Пресвятой Богородице в кафедральном храме Смоленска читался у трех чтимых святынь собора: у Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрии”, по центру храма – перед образом Богородицы “Достойно есть” (святой образ был привезен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом со Святой Горы Афон и передан в дар Свято-Успенскому собору в сентябре прошлого года во время первосвятительского визита в Смоленскую епархию), и у иконы Божией Матери “Казанская”.
Его Преосвященство сказал о значении праздника в проповеди после чтения акафиста:
“В дни Святой Четыредесятницы Святая Церковь выделяет особый день для прославления Божий Матери. Этот день – суббота пятой недели поста, Суббота Акафиста, Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот день мы вместе со всей Церковью взываем словами архангела Гавриила, обращенными к Божией Матери: “Радуйся, Невесто Неневестная…”.
Но сможем ли мы стать полноценными соучастниками той великой радости, которую несла через все жизнь Божия Матерь, радуясь о Своем Сыне и о спасении человеческого рода? Я ставлю так вопрос, потому что мы можем участвовать не во всем том, что вкладывается в понятие радости Божией Матери. Ведь Ей кроме радости Боговоплощения и сошествия на Нее Святого Духа было испытание, о котором сказал еще Симеон Богоприимец, что и Ей Самой оружие пройдет душу. И этим оружием, истерзавшим Ее сердце, были страдания Ее Сына, Его смерть и погребение. Только мать может отчасти ощущать то, что ощущала Божия Матерь, видя висящего на Кресте Ее Сына, Человека и Бога.
Поэтому радость Божией Матери сопряжена и с Ее страданиями. Но Ее радость также сопряжена и с воскресением Господа, Который не только для Нее, а для всего человеческого рода принес утешение. И воскресение Господа утерло слезу всякой матери, живущей на земле, потому что именно с воскресения Христова нет смерти, а только лишь жизнь вечная.
И когда мы сегодня восклицаем Божией Матери “Радуйся, Невесто Неневестная!”, понимая и всю ту глубину смыслов Ее страданий, мы всегда прибавляем жизнеутверждающие слова: “Радуйся, Невесто Неневестная, Господь с Тобою!””.
В сам день праздника архипастырь совершил Божественную литургию. Епископу Исидору сослужили секретарь епархиального управления иеромонах Серафим (Амельченков), клирики кафедрального собора, а также братия Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского мужского монастыря.
Во время литургии в иеромонахи был возведен насельник Герасимо-Болдинского монастыря иеродиакон Серафим (Павлюченко).
После чтения святого Евангелия Преосвя-щеннейший Исидор обратился к верующим с архипастырским словом, в котором отметил:
“В оставшиеся дни Великого Поста, когда мы обращаем на состояние своей души, мы должны отследить – где-то, может быть, в глубине самого сердца, – таятся гордость и тщеславие, которые нам подсказывают, что мы, которые часто ходим в храм и причащаемся Святых Тайн, участвуем в жизни Церкви, – может, мы уже достойны того, чтобы быть рядом с Богом?
Подобная мысль является греховной, потому что никакие наши продолжительные молитвы, никакое частое причащение Святых Христовых Тайн, ни денные и ночные пребывания в церкви, сами по себе не решат близость ко Христу. А будет это определять тосостояние нашего сердца, которое приобрели благодаря этому. И одним из показателей близости к Богу является смиренномудрие. Если в нашем сердце есть осознание своей греховности, своего недостоинства перед Богом, а все это называется смиренномудрием, тогда мы, наверное, чуть ближе ко Христу.
Для каждого из нас должны быть законом слова Христа, обращенные и к Апостолам, и ко всем нам – “Кто хочет из вас быть первым, пусть будет всем слугой”.