Возлюбленный ученик и “сын громов”
Сегодня в беседе со священником мы вспомним одного из интереснейших людей Христова времени, любимого ученика Господа – апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 9 октября Церковь отмечает годовщину преставления этого святого. У нас в гостях настоятель храма святой мученицы Татианы города Смоленска иерей Димитрий Литвищенко
– Отец Димитрий, давайте сначала напомним нашим читателям, кто такой Иоанн Богослов. В истории церкви много святых с именем Иоанн: Иоанн Креститель, Иоанн воин, Иоанн Златоуст… К сожалению, даже те, кто сравнительно часто ходит в храм, путают этих святых.
– Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, согласно Священному Писанию, был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.
Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: “Жено, се сын Твой” и к нему: “Се Мати твоя” (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.
– Итак, апостол Иоанн не только был любимым учеником Иисуса Христа – в какой-то степени Иоанн приходился Ему родственником. Возможно, поэтому Господь с креста благословил Иоанну быть с Пресвятой Богородицей до Ее кончины?..
– Возможно, это не совсем верно, потому что словами “вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь” (Мф.12:49-50) Иисус Христос выразил мысль, которой проникнуто все новозаветное учение: духовное родство выше кровного. Идея эта заняла первенствующее место в начавшейся проповеди Царства Небесного. В царстве новой жизни нет места деления по земным признакам (национальным, родственным, социальным). Человек, ищущий спасения, должен облечься в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3:10-11). Спаситель воспользовался стечением множества народа, чтобы преподать это учение. Традиционный иудей с трудом воспринимал эту идею, потому что в Ветхом Завете придавалось важнейшее значение родословиям. Поэтому святой апостол Павел призывает своего ученика Тимофея увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере (1Тим.1:3-4).
– Какие чудеса при земной жизни апостола нам известны?
– Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В то время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя.
– Самое главное творение святого апостола Иоанна Богослова – это Евангелие, самое позднее из четырех, написанное по иной композиции. Например, Иоанн ничего не говорит о родословной Иисуса, о Его рождении, крещении, искушении в пустыне. Зато в нем мы находим более подробное описание служения Иисуса Христа в Иерусалиме, Его общения с иудеями и Своими учениками. Но, помимо Евангелия, апостол Иоанн написал и несколько посланий. Поскольку на церковных службах они читаются значительно реже, чем, скажем, послания апостола Павла, поможем нашим читателям разобраться, кому эти послания предназначались и о чем они…
– Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.
– И, наконец, самое удивительное и до сих пор не разгаданное окончательно произведение апостола – “Апокалипсис”. Отрывки из него не читаются за богослужениями, но оно входит в Новый завет. Скажем несколько слов и об этой книге…
– Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. “Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель” (Откр. 1, 8), – возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана “Книга Откровения” (“Апокалипсис”) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
– Почему “Апокалипсис” завершает Новый Завет?
– “Апокалипсис”, или в переводе с греческого “Откровение Святого Иоанна Богослова”, есть единственная пророческая книга Нового Завета. Она является естественным завершением всего круга новозаветных священных книг.
В книгах законоположительных, исторических и учительных христианин почерпает знания об основании и историческом росте жизни Церкви Христовой и руководство для своей личной жизнедеятельности; в Апокалипсисе же верующему уму и сердцу даются таинственные пророческие указания о будущей судьбе Церкви и всего мира.
– 9 октября Церковь отмечает день кончины святого апостола и евангелиста Иоанна. Это событие также овеяно некой тайной…
– Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.
Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.
– Благодарю Вас, отец Димитрий, за беседу. От редакционного коллектива газеты желаю Вам дальнейшего становления и развития Вашего прихода, добрых прихожан, крепкого здоровья.
Беседовал Владислав Благовестов