Островок духовности
Само определение монашества предполагает уединение, удаление от мира. При этом существует немало монастырей и в крупных городах, где такое уединение, казалось бы, невозможно. Для чего строились монастыри в городах и чему учатся в них миряне? Об этом мы беседуем с настоятелем Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря игуменом Хрисанфом (Шадроновым).
– Отец Хрисанф, по Вашему мнению, для чего строятся монастыри в городах, ведь это в каком-то смысле даже противоречит монашескому образу жизни?
– Сейчас редко у кого появится желание создавать монастырь в центре города. Чаще всего в городах восстанавливаются древние обители, где монашеская жизнь уже была в прежние времена, но потом приостановилась. Для чего в городах строились монастыри? Нужно было, чтобы в русской жизни сформировались христианские ценности, монашествующим нужно было быть ближе к людям, являть собой примеры этой христианской жизни. У мирян жизнь разная – то он ходит в храм, то не ходит, то все хорошо у него в жизни, то все плохо. Монах показывает, что есть другая жизнь, непрерывная, свободная от срывов. Глядя на сельских монахов, человек думает, мол, если бы я пошел в такой монастырь, я бы тоже так жил, спасался, ведь там тихо, спокойно, но я живу в миру, и здесь это невозможно. Городские монастыри как раз являются примером того, что спасение, монашеская жизнь и вообще благочестие не зависит от того, где ты живешь.
– Отличается ли как-то монашеская жизнь в городе от жизни в удаленных монастырях?
– Монастырь в городе полностью включен в городскую жизнь: то, что происходит в городе, происходит и в монастыре, и наоборот – это такие сообщающиеся сосуды. Конечно, в городе вряд ли возможно отшельничество, и нет смысла изображать его. Но в монастырях непрерывно ведется духовная жизнь, вырабатывается духовный плод – в противовес всему тому злу, которое происходит в мире – и это влияет на прихожан. Кроме того, в сельские монастыри приходят люди, привлеченные тишиной, красотой, отвлеченностью монашеской жизни, находятся долго на послушаниях, трудятся, постепенно входят в нужное духовное состояние. В городском монастыре нет подсобного хозяйства, нет такого разнообразия послушаний, но есть много людей, суеты. Городской монастырь ставит более высокую планку перед монахом: находясь в миру, он тем не менее должен исполнить свою монашескую жизнь.
– В таком случае, чем отличается городской монастырь от обычного прихода?
– Особенность жизни – непрерывность как биологического процесса, так и духовного, поэтому первые люди, согрешив, лишились рая, духовно погибли. На некоторых приходах тоже служба, как и у нас, совершается каждый день, но монастырь – это место непрестанной молитвы, при этом важно, что монах – это человек, который почти не связан с суетой жизни. У него нет семьи, нет переживаний, эмоций, какие есть у приходских белых священников. Монах живет в своей общине, постоянно учась главным добродетелям, молчанию, смирению, терпению. Самое главное – начать ценить эти качества, понимать, что именно в них и заключается красота души.
– Получается, что миряне должны так или иначе перенимать и в своей жизни монашеский уклад?
– Если человек ведет христианскую жизнь, то на определенном этапе он к этому придет. Поймет, что иногда жизнь ставит перед ним такие задачи, которые можно выполнить только самоотречением, смирением, терпением. Жизнь сама учит нас, она и сесть тот первый дар, который Бог дал человеку. Если мы живем в примирении с Богом, жизнь всегда за нас, она ведет туда, куда нужно. При этом не каждый может быть монахом, все же это призвание.
– В связи с этим возникает вопрос: у Вас наверняка часто спрашивают – как распознать, есть ли у человека это призвание. Что Вы советуете?
– Я думаю, что многих Господь призывает к этой жизни. Мы видим, что далеко не все в миру обустроены, но в монастырь идти боятся, ведь понимают, что назад дороги нет. И это состояние неопределенности легче, хотя мне кажется, что многие из таких неопределившихся пришли бы в монастырь и стали хорошими монахами. Духовно опытные люди всегда советовали поехать в монастырь, пожить, почувствовать, “твое” это или нет. Задатки к монашеству ощущает каждый человек, но внутренне не каждый чувствует, потянет ли этот крест. Если человек чувствует, что у него есть понимание вкус к духовному подвигу, внутренняя решимость, терпение – то это признак того, что призвание есть. Человек, у которого есть монашеское призвание, вряд ли сможет жить в мирской жизни, он может работать где-то, в чем-то разбираться, но в душе всегда будет оставаться чувство, что все это он делает по необходимости, без огня.
– Сейчас миряне все чаще уезжают в монастыри в качестве трудников, некоторые проводят там отпуска. Насколько это полезно для верующих людей и возможно ли это в городском монастыре?
– К нам тоже иногда приходят люди с желанием потрудиться. Правда, если человек приезжает издалека, мы чаще всего отказываем, так как порой даже нет возможности его где-то разместить. Приходят и местные жители потрудиться во славу Божию, иногда в этом действительно есть необходимость. Для мирян это очень полезно, это создает пространство для внутреннего роста. Живя в миру, человек не ставит перед собой высоких задач, а удовлетворяется малым. И зачастую у него появляется высокая самооценка, а планка духовной жизни крайне низка. Знакомясь с опытом монашеской жизни, человек видит, что у монахов все как раз наоборот, и начинает учиться у них, больше работать над собой, развиваться духовно. При этом нужно благоразумно использовать возможность потрудиться с монахами, общения и совместной молитвы. Важно увидеть настоящую монашескую жизнь, соприкосновение со святыней, где есть молитва, общий дух.
– Кстати, есть мнение, что в городских монастырях нет должной атмосферы святости. Для этого нужно ехать в такие знаменитые монастыри, как, например, Афон…
– Дело в том, что в таких монастырях создан специальный условный мир, живущий по внутренним законам. И этот мир уважают и поддерживают все, поэтому там можно быстрее и проще достигать высоких результатов. Городской монастырь более вовлечен в обычный мир. В крупных монастырях тоже есть свои особенности, в силу повышенного внимания к ним, монашеская жизнь там не меньший крест. Прежние поколения монахов задали очень высокую планку, нужно ей соответствовать, и те, кто соответствует, являют собой сегодня высокие примеры духовной жизни. Я считаю, что людям очень полезно посещать такие монастыри, посмотреть на другую монашескую жизнь, что-то для себя почерпнуть.
– Нужно ли мирянам читать монашескую литературу? Если нужно, то какую?
– Человеку для спасения, в принципе, достаточно чтения Евангелия, Закона Божия – где это Евангелие объясняется, молитвослова. И для самого простого уровня этого уже было бы достаточно. Но это все дано как образцы Божественной мудрости, и даже Иоанн Златоуст говорил, что, если бы мы были научаемы Духом, нам не нужно было бы даже Писание, потому что Слово Божие было бы написано у нас на сердцах. Но если у нас нет такой высоты, то большим подспорьем для нас служат святые отцы. Чтение – это общение с теми людьми, которые когда-то жили. Мы не живем как они, у нас нет такой святой жизни, но мы можем общаться с ними через книги, учиться. Есть традиционный набор книг в хороших образцах, которые даны нам, чтобы познакомиться с монашеской жизнью. Это, например, такие Святые Отцы, как Авва Дорофей, Иоанн Лествичник, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и другие. Книги выполняют две задачи – с одной стороны, возвысить дух человека, а с другой – и смирить его, дать трезвение – это как два крыла. Но от одного чтения ты святым не станешь, нужно стараться подражать Отцам, попробовать жить так, как они учили.
– Отец Хрисанф, благодарю Вас за интересную беседу! Напоследок скажите нашим читателям небольшое напутствие – на что следует сегодня особенно обращать внимание?
– Сейчас человеку нужно быть более внимательным, сдержанным и аккуратным по отношению к себе и своим ближним, во всем руководствуясь Словом Божиим, чтобы жить не по своей воле, а по воле Божией. Все, что основано не на ней, а на нашей греховной воле, разрушится, как бы оно ни было искусно, умело. “Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его” (Пс.126:1). Сама жизнь – это дар Божий, и нам просто нужно быть внимательнее к ней, стараться не ошибаться.
Беседовала Виктория Самуйленкова