Быт и чудеса в сельском приходе
В маленьких сельских приходах необыкновенно отражается вся красота Православия. Именно там явно присутствует та самая святая простота, которую в городском благолепии не всегда почувствуешь сразу. Один из таких храмов находится в деревне Вонлярово Смоленского района, освящен он в честь благоверного князя Александра Невского. Настоятель храма, иерей Алексей Болтушенков, рассказал нам об особенностях своего служения.
Фотогалерея
– Отец Алексей, расскажите немного о храме, в котором вы служите: имеет ли он давнюю историю или его построили недавно?
– Храм в честь благоверного князя Александра Невского довольно старинный: в прошлом году мы отмечали 160 лет с момента его возведения. До того, как меня поставили настоятелем, богослужения в храме совершались лишь раз в год на Пасху, при том, что здесь была абсолютная разруха. Худая крыша, не было окон и отопления. К слову, отапливался храм в прежние времена вообще особым образом. По всему полу здесь были сделаны дымоходы, а в подвале (который, кстати, по площади как сам храм) стояли две печки. Теперь у нас стоит хороший котел, батареи во всю стену, но даже они не дают такого тепла, какое давали раньше дымоходы. Сейчас мы ими, конечно, не пользуемся: одно время храм использовался как хранилище, и дымоходы эти были разрушены и засорены.
– Это первый ваш приход?
– Да, после того, как меня рукоположили, я какое-то время проходил практику в соборе, а потом меня отправили на приход в Вонлярово. Конечно, сначала испугался: я же совсем еще молодой батюшка был, только закончивший семинарию и почти ничего не понимающий во всех этих хозяйственных делах. А тут мне дали разрушенный храм: хорошо, что было лето, можно было и без окон служить. Помню, на первую свою Литургию привел друга. Он недоумевал: как ты, говорит, собираешься тут дальше служить – снег пойдет, а у тебя ни газа нет, ни печку не растопишь, и крыша течет. Но пришло время, похолодало, и мы нашли выход: поставили в храме что-то вроде палатки – как бы храм внутри храма получился. Нам пожертвовали тепловую пушку, которая потом три года спасала нас от лютых морозов. Так, когда в храме вокруг палатки зашкаливало за минус 20, внутри градусов 5 тепла было. Одевались все тепло, служили в валенках, но самое удивительное, что ни один человек за это время, даже слабые бабушки, – никто не пришел и не пожаловался, что заболел. Да и сам я не болел, даже на Крещение, когда по нескольку раз в воду окунался. Наоборот, всякую хворь как рукой снимало. Это сейчас мы уже сделали в храме хороший ремонт, полностью заменили крышу, поставили окна, провели газ, в храме тепло, но пришлось пройти и через такие, в каком-то смысле экстремальные условия.
– Как так получилось, что храм был разрушен и в нем перестали звучать молитвы?
– На самом деле молитва в храме не прекращалась, несмотря на то, что он был закрыт. Местные люди ходили туда, читали акафисты, вместе молились о восстановлении, некоторые просто проходя, проезжая мимо всем сердцем желали увидеть храм возрожденным. А когда восстановление началось, равнодушными не остались: одни помогали копеечкой, другие техникой, третьи приходили потрудиться во славу Божию. Особенно мы благодарны настоятелю Верхне-Георгиевской церкви города Смоленска, отцу Иоанну Божелко. С самого начала моего служения и до сего дня отец Иоанн изыскивает средства и всячески помогает со своими прихожанами нашему храму. Кроме того, стоит отметить, что храм наш не был поруган, даже находясь в запустении: здесь всегда присутствовал Дух Божий. Когда в храме стали совершаться Таинства, Господь являл разные чудеса. Были случаи, когда люди делали снимки во время венчания, и на них отображался лик Александра Невского в схиме на заднем плане. Часто говорят, что в окнах, которые тогда еще стояли без стекол, видели образ святого.
– Расскажите немного о ваших прихожанах: большая ли община, есть ли у них какая-то совместная деятельность?
– Понятное дело, что приход у нас сельский, а если учесть, что в селе всего-то осталось пара десятков домов, то община большой не будет. Часто приезжают верующие из Смоленска, а также из близлежащих деревень – Сметанино, Катыни и других. Тем не менее, человек по 20-30 в выходные дни в храме бывают. Два года назад в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы мы открыли воскресную школу для детей. Там они изучают Закон Божий, занимаются самодеятельностью. Периодически я прихожу к ним, беседую на разные темы, совершаем мы и паломнические поездки. Дети у нас активные: часто ездят с выступлениями, участвуют в сельских мероприятиях. Прихожане всегда объединены какими-то общими делами: например, мы стараемся, насколько возможно, творить дела милосердия. Это всегда актуально, ведь в любом селе есть люди, которые нуждаются в помощи – больные, старики, малоимущие, а с недавних пор появились еще беженцы. Все друг друга здесь знают и стараются помогать – вещами, деньгами, физическим трудом.
– Отец Алексей, правда ли, что престольный праздник вы празднуете дважды?
– Действительно, есть два дня памяти святого Александра Невского – 12 сентября и 6 декабря, мы обязательно их празднуем, приглашаем гостей из Смоленска, Белоруссии. В сентябрьский праздник обычно проходим крестным ходом по всей деревне от креста на въезде у дороги и до храма. Это уже стало нашей традицией: все объединяются, часто подключаются местные жители. Кстати, есть у нас и еще одна традиция. Каждый год на праздник Крещения Господня мы вырезаем во льду иордань – огромный восьмиконечный крест. Однажды замерив его, оказалось, что его длина 19 метров, так случайно вышло, перестарались! Как правило, людей приезжает очень много, особенно из города. Было и такое чудо: одна пара рассказывала, что долгое время в их семье не было детей, а вскоре после окунания в день праздника в иордань супруги узнали, что их ждет пополнение.
– Раз уж мы заговорили о чудесах, расскажите, что еще такого значимого происходило за то время, что вы здесь служите?
– Много разных случаев было. Иногда прихожане приходят, что-то рассказывают, и ты вроде бы даже сначала не придаешь чему-то значения. Помню, когда меня только поставили настоятелем, а храм был разрушен, я решил первым делом покрасить фасадную сторону, чтобы люди видели, что храм начинает оживать. И вот я нанял рабочих, мы стали поднимать леса и вдруг увидели радугу над храмом. Причем обычная радуга всегда появляется в форме полукруга, а эта радуга образовала аккуратное кольцо, и прямо над куполом! Рабочие заговорили тут же, что это хороший знак. И действительно, работа пошла хорошо. Потом, когда мы устанавливали крест, нас ожидала одна интересная находка. Так получилось, что крест на куполе храма был завален и угрожающе свисал, необходимо было его заменить. Когда рабочие поднялись на крышу, в его основании нашли самую настоящую пулю, которая находилась там еще со времен гонений на Церковь. Когда храм пытались осквернить, по куполу неоднократно стреляли, о чем свидетельствует одна из таких пуль, сохранившаяся до сих пор.
– Отец Алексей, расскажите о каком-нибудь дне или событии на приходе, которое вам особенно запомнилось.
– Запоминается всегда хорошее, то, что связано с людьми, с их радостью или победой. Помню, в храм начала ходить одна женщина, которая всю жизнь страдала страстью табакокурения. Как-то я старался ей объяснить, что перед Причастием хорошо бы воздерживаться от курения дня три. По мере воцерковления эта женщина поняла, что курить и одновременно с тем молиться и причащаться нельзя, и вскоре поборола эту страсть. Это была и для меня большая радость.
– Вы уже не первый год служите на селе. В чем прелесть сельского прихода?
– Приходы на селе маленькие, и здесь они во всех смыслах как одна большая семья. Ведь в деревне все друг другу если не родственники, то крестные, знакомые или друзья. А приходят в храм – все друг друга знают, поэтому на службах всегда тишина и необыкновенное молитвенное состояние. В больших храмах всегда много людей, в большинстве своем они не знают друг друга, многие приходят по каким-то своим нуждам. А у нас в храме всегда тихо, никто не разговаривает, нет суеты, люди искренне молятся, и эта молитва очень чувствуется. Да и сам я знаю каждого своего прихожанина, знаю их проблемы, переживания. Все они разные, но всех их объединяет любовь к Богу, Церкви, ближнему. За время моего служения я прихожан своих полюбил, они стали для меня частью моей семьи.