Лучшее, что может выбрать человек, – служение Богу
Какое дело самое главное в жизни верующего человека? Что поможет мирянину преодолеть проблему одиночества? Как узнать волю Божию? На эти и другие темы мы беседуем с протоиереем Романом Павлишовым, благочинным по Смоленскому округу по районам, настоятелем Свято-Георгиевского храма в селе Пригорском.
Фотогалерея
– Отец Роман, вы стали благочинным более трех месяцев назад. В чем Вы видите сейчас главные задачи своего служения?
– В центре моего священнического служения стоит, как и прежде, самое главное послушание – совершать Божественную литургию и предстоять у Престола Божия. Что касается церковных послушаний, то они многоразличны, и здесь сложно что-то выделить.
Моя священническая жизнь складывалась из разных этапов: когда-то нужно было строить храм в селе Пригорское, когда-то – создавать общину в деревне Митино, быть настоятелем строящегося храма в честь святителя Николая в деревне Деменщина, восстанавливать храм в деревне Рай Смоленского района – он до сих пор восстанавливается.
В каждом вопросе приходилось учиться выстраивать взаимоотношения с разными людьми. Все эти этапы были по-своему сложными, интересными, и в то же время назидательными.
– Кем является благочинный для священников округа – отцом, руководителем?
– Думаю, что благочинный – это не отец для священников, потому что отец – епископ. Благочинный скорее старший брат. Я знаю опыт благочинных, которые были и являются такими добрыми старшими братьями для духовенства, видел, как духовенство любит и доверяет им. Поэтому я хочу в первую очередь, чтобы сложились добрые, братские отношения со священниками. Считаю, что священство должно общаться между собой, а не жить обособленной жизнью. Своя община, свой приход, своя семья – и священник замыкается. Такое происходит не только в отдаленных сельских приходах, но и в городах. Это зависит от склада характера и каких-то условий, в которые человек входит, и, наверное, так позволяет себе жить. Мне кажется, что жизнь верующего человека должна быть многогранна, насыщена и интересна. И в центре этой жизни должно лежать то, о чем говорит Христос, – служение. Ситуация, когда служение подменяется желанием своих благ и выгод, – одна из причин того, что человек закрывается. Есть и другие причины, во всем нужно разбираться индивидуально.
Считаю обязанностью благочинного посетить все приходы благочиния. Причем, не просто посетить, но на каждом приходе совершить Божественную литургию, потому что это сердцевина христианской жизни. Практически все приходы нашего благочиния я знаю довольно давно.
В последние недели мне удалось побывать в нескольких приходах. Мы совершили вместе несколько престольных торжеств.
– Почему, чтобы понять, как обстоят дела на приходе, благочинному необходимо совершить совместно с настоятелем литургию, а не, скажем, поговорить за чашкой чая?
– Литургия, в переводе с греческого, – общее дело. Для священника это самое главное. И когда мы вместе собираемся около Престола, когда держим Тело Христово в своих руках, мы переживаем такое единство, которое ощущается кончиками волос. При этом есть много административных вопросов, в которых у нас могут быть различные мнения. Считаю, что если мы будем руководствоваться известной христианской мудростью: “В главном единство, во второстепенном снисхождение, во всем любовь”, тогда мы научимся выстраивать наша отношения правильно.
Во время посещения приходов я замечаю, что хорошо, а что не очень хорошо. Теперь это мой долг и обязанность – подсказать священнику, по-братски, спокойно, вежливо, что улучшить в храме, на что следует обратить внимание в ходе богослужения.
Сейчас у меня такое время, когда многому нужно учиться. Это интересно, но требует времени и усилий. И конечно приходится жертвовать – временем, проведенным со своими близкими, своими интересами, своими детьми.
В настоящее время круг священнических обязанностей настолько увеличился, что порой семья остается на периферии, а это неправильно. Церковь учит, что священник должен в первую очередь радеть о храме, во вторую очередь – о семье. Наши дети – это те, кто должен встать на наше место завтра, и если мы не будем для них живым примером веры, то для них этот выбор в современных условиях может оказаться непосильным.
– И все-таки Вам удается выкроить время для семьи?
– Чрезвычайно сложный вопрос. У меня прекрасная матушка, она моя верная спутница и помощница во всем. Она временами несет не только свой крест, но и мой в воспитании наших детей. У меня есть знакомые, уже взрослые люди, которые вспоминают, что в детстве своего папу крайне редко видели. И когда они доводили маму, и ее воспитательные средства были исчерпаны, она говорила: “пожалуюсь папе”. Сразу воцарялась тишина. Эти слова были крайним средством, чтобы успокоить расшалившихся детей. Мне не хочется быть таким папой.
Я своих детей вижу как священник в церкви, как священник, который занимается образованием, в школах, на мероприятиях. Иногда, я сижу на какой-то встрече, ребенок подходит ко мне с вопросом, а я ему должен сказать “найди маму”, и мне бывает стыдно перед моим ребенком, что в этот момент я его не услышал.
И я очень благодарен своей матушке, которая несет крест воспитания и образования детей. Старшая дочь учится в 9 классе, а младший пойдет в следующем году в первый класс. Сейчас сын посещает подготовительную школу и секцию спортивной гимнастики – приходится возить его в Смоленск. Это моя обязанность. Опыт педагогики говорит, что дочь воспитывается матерью, а сын отцом. После трех лет мама должна передать воспитание мальчика отцу, чтобы он вырос уверенным, мужественным, сильным, умеющим защищать правду и брать на себя ответственность. Одним словом – мужчиной. Мне очень хочется, чтобы дети выросли настоящими, без лукавства, в любви к Богу и своему Отечеству.
– Хотели бы Вы, чтобы дети посвятили себя служению Богу в Церкви?
– Я глубоко убежден, что самое лучшее, что может выбрать человек, – это служение Богу. Но путь этот очень сложен. Недавно был праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и перед каждым верующим человеком вновь появился образ Ее праведных родителей. Иоаким и Анна не имели детей до глубочайшей старости, но когда у них родилась Дочь, они в три года отдали Ее на служение Богу в Иерусалимский храм. Они избрали для Нее лучшее, что только может быть в человеческой жизни.
Мы с матушкой стараемся, уповая на помощь Божью, прикладывать усилия, чтобы дети научились любить Церковь, служить Богу – в том звании, в котором Господь призовет. Призвание может быть разным. Но мне бы очень хотелось, чтобы в их жизни было служение Богу.
– Расскажите о Вашей приходской деятельности.
– Мой основной приход – Свято-Георгиевский в селе Пригорское, и ему я уделяю наибольшее внимание, там сосредоточена вся наша приходская деятельность. Каждый год чем-то знаменателен: в какой-то год мы решили посетить святыни Смоленской земли, в какой-то год интересные места, связанные с религиозными и культурными традициями. В этом году у нас произошло интересное знакомство с Максимом Владимировичем Каилем – доцентом кафедры истории Смоленского государственного университета, кандидатом исторических наук. Мы попросили его провести экскурсию в Катыни – получилось очень интересно, глубоко, осмысленно.
Сейчас мы с Максимом Владимировичем сделали проект – составили диптих (список) смоленских архипастырей с датами их пребывания на кафедре, начиная с 1136 года – с начала основания Смоленской епархии. Список, который мы подготовили, мне хотелось бы распространить и в благочинии, так как священник, предстоящий у жертвенника, всегда должен иметь молитвенное поминовение своих архипастырей. Эту святую обязанность мы хотим возродить.
– Вы говорили о проблеме закрытости, отдаления от общецерковной жизни среди священников. Но бывает, что мирянин много лет является прихожанином того или иного храма, но не нашел там друзей, ни с кем не общается… Как преодолеть это одиночество среди людей?
– Как-то я прочитал статью одного греческого архимандрита, к которому его знакомый-протестант, желающий принять Православие, обращается с вопросом “Если я перейду в православную веру, я обрету друзей?”. “А когда ты звонишь своим собратьям по вере, о чем вы по телефону говорите?” – спрашивает архимандрит. – “Мы разговариваем о Боге, о вере, о том, кто и что прочитал из Евангелия, какую последнюю проповедь слышал от пастыря”. И он, выслушав друга, начинает вспоминать, о чем разговаривают по телефону православные, и откровенно говорит другу “Не думаю, что ты найдешь среди православных много друзей”.
Недавно Патриарх встретился с представителями православных СМИ и сказал, что в проповеди священника должна быть новость – такая же новость, благая весть, как та, которую несли и апостолы. Евангелие – это новость для мира. И тогда форма этой новости была такой, как представляли апостолы, сегодня она может быть облечена в иную, современную форму. И я также обращаюсь к людям, стремясь, чтобы и проповедь, и слово священника подвигало к размышлениям. И вправду, о чем мы говорим, братья и сестры? Как сделать, чтобы в нашем пространстве находилось место для разговора о том, что я прочитал из Евангелия или из Святых Отцов, о чем говорил священник на последней проповеди – чтобы эти темы были интересны для разговора в обычной жизни.
Убежден, что священник должен быть открытым для людей. Мой телефон знают все. Его номер написан на дверях храма. Люди могут в любое время позвонить, и я всегда пытаюсь поговорить с ними. Огласительные беседы, которые мы проводим перед крещением, проходят в удобное для людей время. Иногда человек звонит и говорит: батюшка, можно с вами увидеться? Мы встречаемся, и человек начинает уходить от своего одиночества, начинает понимать, что он интересен кому-то, именно через эту встречу, которая открывает для него его надобность. Я спрашиваю: “Хотите ли исповедоваться или просто поговорить?” – “Я ни разу не исповедовался”. – “Тогда давайте просто поговорим”. Человек должен подойти к исповеди, это не спонтанный шаг. Человек созревает к этому в разговоре, он рассказывает о каких-то обстоятельствах, мы пытаемся вместе рассуждать. Для православного человека самый большой авторитет Евангелие, и на него мы ссылаемся. Мне интересно, чтобы человек как-то подошел к тому, чтобы открыть Евангелие, пришел на службу. О молитве написаны сотни книг, но пока человек не начнет молиться сам, он не поймет, что такое молитва.
Поэтому нужны встречи, когда священник может выслушать человека. В богослужении это сложно, даже время исповеди ограничено. Часто именно такие встречи среди недели являются причиной того, что человек приходит в Церковь и остается в ней.
Польза таких разговоров человека со священником еще и в том, что мы начинаем вместе рассуждать. А рассуждение – одна из самых больших добродетелей. Через рассуждение человек иногда сам отвечает на сложные вопросы.
– Представим себе гипотетическую ситуацию: человек прочитал Евангелие, какую-то православную литературу, сделал несколько самостоятельных шагов к Богу, и почувствовал, что необходимо идти дальше – воцерковляться. Как такому человеку найти “своего” батюшку? Может быть, не духовного отца, но священника, у которого он будет исповедоваться, и который поможет духовно расти?
– Митрополит Антоний Сурожский говорит, что послушание состоит не из приказов и их выполнений, а из умения слышать друг друга. Так и отношения духовника и духовного чада строятся на созвучности друг другу. Чтобы найти “своего” священника, нужно быть в одной тональности с ним. А для этого нужно поговорить.
Я сторонник того, что верующий человек исповедовался у одного священника. Пусть это не духовник, но священник, у которого он постоянно исповедуется. Тогда священник понимает, что можно сказать человеку, какие книги ему читать.
Вообще обо всем нужно молиться, в том числе и о том, чтобы Господь послал на твоем пути доброго пастыря. Мы должны учиться молиться обо всем, что с нами происходит. И все, что с нами происходит, сверять с Божьей правдой и волей Божьей.
– Как узнать волю Божию? Некоторые считают, что для этого нужно ехать за тридевять земель, к старцам…
– Вопрос о Божьей воле – один из важнейших в жизни каждого христианина. Обычно просят: “Дай, Господи, узнать Твою волю, и дай сил принять ее”. Иногда мы знаем ее, но делаем все по-своему, и тогда выходит не очень хорошо. Обычно мы молимся о каком-то обстоятельстве и просим, чтобы Господь сотворил с нами Свою святую волю, и Бог начинает отвечать на нашу просьбу через обстоятельства. Обстоятельства начинают развиваться в определенную сторону. И нам нужно иметь внимательность, чтобы понять правильность направления, и просто доделать то дело, которое Бог уже совершил.
– Отец Роман, благодарю Вас за интересную беседу.
Беседовала Екатерина Дмитракова