Иерей Святослав Будревич: “Даже находясь дома, мы должны духовно возрастать”
Беседа с настоятелем смоленского храма святой блаженной Матроны Московской планировалась как разговор в преддверии престольного праздника, который отмечается 2 мая. Но жизнь внесла свои коррективы, и, конечно, мы не могли обойти темы приходской жизни в период пандемии и роли священника, когда общение со многими прихожанами возможно только по телефону
– Отец Святослав, ваш приход молодой, а храм – один из тех, что строились по благословению Святейшего Патриарха в спальных районах города. Как создавался приход? Какой путь прошли ваши прихожане за эти 3-4 года?
– Изначально приход святой Матроны Московской складывался из тех, кто давно в Церкви. Раньше эти люди были прихожанами других храмов, а потом, когда появился храм в шаговой доступности, стали приходить сюда.
Сейчас есть и другие прихожане. Те, для кого путь к вере начался именно с нашего храма. Новоначальные христиане, жители домов в округе прихода святой Матроны. Раньше они бывали в церкви только на Пасху и Рождество.
А теперь (я говорю о времени до эпидемии) они стали посещать богослужения каждый праздник и воскресный день. Это, в основном, люди пенсионного возраста, которые полюбили наш храм.
До сих пор с теплотой вспоминаю период стройки, которая была завершена благодаря труду, молитве и иной помощи многих людей. Кто-то помогал финансово, кто-то трудился вместе с нами на стройке, кто-то готовил обед для всех… Общим делом мы называем Божественную литургию, нас объединяют Таинства Церкви, Святое Причастие, в котором люди получают благодать и душевное исцеление. Но строительство храма всем приходом тоже стало объединяющим делом. Это время переживается заново каждый раз, когда на богослужении поминаются строители и благоукрасители святого храма сего.
Прихожане привыкли к тому, что почти за каждой Литургией они причащаются Тела и Крови Христовой. Я обычно наставляю, что, как мы каждый день моем свое тело, так же должны очищать и душу, а грехи омываются только Телом и Кровью Христовой.
– Таким людям, наверно, особенно сложно в самоизоляции?
– Думаю, что да. Я попросил прихожан воздержать от посещения храма. Для многих это очень тяжело. Человек привыкает, что он регулярно принимает участие в Таинствах, что у него есть пастырская поддержка: спросить о том, что волнует, попросить помолиться, взять благословение. Теперь, когда этой возможности нет, людям, конечно, нелегко.
– Как поддерживаете прихожан? По телефону?
– Да, по телефону. Еще у нас есть группа во “ВКонтакте” и “Одноклассниках”. Там ведутся беседы, выкладывается видео, текстовая информация, чтобы люди, находясь в самоизоляции, могли духовно возрастать. Не праздно проводить время в интернете, а что-то полезное для души почитать, посмотреть: размышления святых отцов, обращения священноначалия, информацию о праздниках и памятных датах.
Что касается живого общения, мой личный контакт как настоятеля есть у всех прихожан. Я всегда на связи, люди звонят, пишут, консультируются, просят о ком-то помолиться. Кто-то присылает записки, которые читаются на богослужении. Примерно так строится пастырская деятельность “на удаленке”.
Конечно, совершение исповеди удаленно, я считаю, неприемлемо. Исповедь – это общение человека с Богом через священнослужителя. Это Таинство, а Таинства не совершаются дистанционно. Мы не можем окрестить или причастить по телефону.
Когда человеку необходимо причаститься и исповедаться, я приезжаю, используя все средства защиты и совершаю Таинство с соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, принятыми на период пандемии коронавируса.
Прежде чем, поехать к человеку на дом для совершения Таинства, необходимо знать, есть ли у него температура. И бывают случаи, человеку лучше воздержаться от исповеди и причастия.
– Как быть, если человеку нужна исповедь, а прийти в храм нельзя?
– Духовная беседа по телефону может поддержать человека в таком случае. Это похоже на исповедь, но в конце не совершается разрешительная молитва. Но такая беседа дает человеку утешение, помогает понять, где были допущены ошибки, как дальше строить свою жизнь.
– Скажите, воскресная школы при храме существует в каком-то виде в период самоизоляции? Как проходили занятия до эпидемии?
– До начала эпидемии занятия в воскресной школа для детей проводилась каждое воскресенье после Божественной литургии. Занятия начались с сентября 2019. Приходили обычно 10-12 ребят. Первые уроки касались главных событий Священной истории, двунадесятых праздников. На каждом занятии дети не просто слушали лекцию, но творчески передавали свои впечатления, понимание услышанного – через рисунки, поделки. Занятия проходили в игровой форме. Воскресной школой для детей у нас занимается студентка иконописного отделения ЦПЦС, очень увлеченный человек. Я тоже иногда оставался на занятия воскресной школы – мне кажется, священник должен там присутствовать. На Рождество наши дети подготовили свою первую творческую программу: читали стихи, исполняли песни на тему праздника.
Занятия взрослой воскресной школы для взрослых проводил священник Павел Моисеенков, у которого есть не только семинарское, но и светское историческое образование.
Сейчас все занятия прекращены. Но информация на духовные темы, как я уже сказал, публикуется на сайте прихода и в социальных сетях.
Человек может ко всему адаптироваться. Но привыкнуть к тому, чтобы не посещать храм, люди не могут. Невозможно с этим смириться. Уверен, что пройдет период самоизоляции, и все вернется на круги своя. Будем молиться о том, чтобы Господь смилостивился над нами.
Это испытания посылается, чтобы мы в период нахождения дома задумались о своей жизни, оставшись наедине с собой и Богом. Даже находясь дома, мы должны молиться, читать духовную литературу. У каждого прихожанина есть Евангелие, Библия. В эти дни стоит перечитать книги Священного Писания более вдумчиво, ведь у нас появилось на это время.
– Расскажите о святынях вашего храма.
– Наши главные святыни – ковчег и икона с частицами мощей блаженной Матроны. Люди приходят и просят о помощи. Кто-то просит деток, кто-то молится о создании семьи, кто-то – о разрешении семейных неурядиц. И во многих случаях, действительно, создаются семьи, рождаются дети. О том, что молитва была услышана и исполнена, свидетельствуют те дары (крестики, цепочки), которые украшают икону.
Прихожане оставляют записки святой Матроне (традиция Покровского монастыря Москвы, которая прижилась и у нас). Для наших верующих – это и некое общение со священнослужителем, который еще раз читает эту записку, сопереживая человеку. Молитва и сопереживание – это очень важно. Пишут по-разному: кто-то просто указывает имена близких для молитвы, кто-то просит помощи у блаженной Матроны в какой-то конкретной ситуации. Эти записки я переношу в алтарь, а имена из них – в список поминаемых за сорокоустом.
– Кто ваши самые активные прихожане? Как они помогают сейчас, в период пандемии?
– Самые активные прихожане – это те люди, которые изначально пришли и стали помогать, когда храм только строился, хотя никто не планировал строить его своими силами, своими руками. Те, кто был моим помощником тогда, остается им и сейчас.
Когда приход открывался, я, кроме совершения богослужений, делал очень многие вещи: нужно и просфоры привезти в храм, и о всех хозяйственных нуждах позаботиться. Но постепенно прихожане стали брать на себя те или иные обязанности.
Сейчас, в период сложной эпидемиологической обстановки, люди сами приносят в храм маски, перчатки, антисептики.
Приход принял решение, что если человек участвует в богослужении, то приходит в маске, перчатках, со своими дезинфицирующими салфетками, которыми протирает икону после того, как приложился.
Среди прихожан есть пожилые, не очень мобильные люди, и есть волонтеры, которые им помогают. Мы поддерживаем и многодетных, – такие семьи у нас тоже есть. Эта помощь оказывалась до эпидемии, и ее продолжают оказывать сейчас. Приход – это семья, все связаны друг с другом.
Каждый мой прихожанин знает, что может позвонить батюшке, попросить о чем-то, и священнослужитель ответит в любое время суток, утешит словом. Если необходимо, приедет. Сейчас пастырская работа идет по телефону и в интернете.
У нас есть традиция подавать записки на весь Великий Пост. Мной принято решение, что эти записки будут прочитываться на каждом богослужении до снятия режима самоизоляции. Нужно поддержать тех, кто сейчас не может помолиться в храме.
– Что бы вы пожелали людям на Пасху, которую в этом году многие встретят дома?
– Самое главное – не впасть в грех уныния. Богослужения будут совершаться на всех приходах и каждый христианин сможет почувствовать молитву своего духовника, священнослужителей своего прихода.
Я все-таки надеюсь, что освящать куличи будут не сами пенсионеры, которым запрещено посещение улицы, а их родные, дети, внуки. Люди более молодого возраста придут во двор храма, где чин освящения пасхальной снеди совершит священник, а затем передадут пасхальные дары своим пожилым близким.
Во дворе нашего храма лавки будут расставлены на безопасном расстоянии. И пусть пришедшие не смогут присутствовать на богослужении, но во время чина освящения они услышат тропарь Воскресения Христова и на приветствие “Христос Воскресе!” ответят радостным “Воистину Воскресе!”. И вместе с куличом и пасхальным яичком смогут принести домой частичку Светлого Праздника.
С наступающим праздником Светлого Христова Воскресения всех читателей и всех смолян!
– Благодарю Вас за беседу, отец Святослав.
Беседовала Екатерина Дмитракова
Фото из архива пресс-службы Смоленской епархии