“Пост нужен нам, чтобы стать лучше”
Великий пост – это подготовка к самому важному православному празднику, Воскресению Господню. Как провести это время с пользой для души и без вреда для здоровья? Об этом в новом выпуске программы “Одигитрия” рассказал клирик храма в честь апостола Иоанна Богослова г. Смоленска, заведующий заочным отделением Смоленской Православной Духовной семинарии иеромонах Лука (Лисовский).
Предлагаем вниманию читателей текст беседы с иеромонахом Лукой.
– Здравствуйте, отец Лука.
– Добрый день.
– Скажите, с каким настроением вы встречаете Великий Пост?
– Я не слукавлю, если скажу, что Великий пост я, как и многие мои друзья: священники и миряне, встречаю с радостью. Многие думают, что время Великого поста – это время, когда мы должны страдать. На самом деле, христиане называют Великий пост весной души. Смысл его заключается в том, что мы отказываемся от лишнего и ненужного, отказываемся от того, чем захламили свою жизнь. Выбрасываем это и жизнь становится легче, чище. В этом плане Великий пост воспринимается исключительно как время радости, пусть это и сложный период.
– Расскажите, в чем смысл Великого Поста?
– Как Вы правильно заметили в самом начале, смысл Великого поста заключается не в самом посте. Это так же абсурдно как тренировка ради тренировки. Великий пост имеет цель подготовить себя к встрече Воскресшего Господа, к празднованию Пасхи Господней. Именно поэтому продолжительное время Великого поста верующие готовят себя телесно и духовно к тому, чтобы уже в свою жизнь искренне принять Воскресшего Господа. Вместе с апостолами и женами-мироносицами возрадоваться этому событию и построить свою жизнь в рамках нового пространства – пространства Воскресения Христова. Поэтому единственный смысл поста – это ни в коем случае не похудание, ни в коем случае не страдание ради страдания. Пост – только для того, чтобы стать лучше, чище и ближе к Богу.
– Почему наступивший пост – Великий и как была определена его продолжительность?
– Замечательный вопрос. Пост называется Великим потому, что в древней Церкви был только он. Это первый христианский пост. Мы не знаем времени, когда его не было. Мы знаем время, когда не было Рождественского поста, когда не было Петровского, Успенского поста.
Мы знаем, что продолжительность Великого поста была установлена не сразу. Поначалу первые христиане постились всего сорок часов перед Пасхой в память о том, что Господь был мертв телом сорок часов. Мы знаем, что время между смертью Господа на Кресте и Его Воскресением составляло около сорока часов. В память об этом христиане налагали на себя очень строгий пост. Они все сорок часов ничего не ели, а не просто в чем-то себя ограничивали.
Чуть позже пост стал растягиваться на несколько недель в память о страданиях Спасителя, о Тайной вечери, о молитве в Гефсиманском саду, Его аресте, об избиении Господа Иисуса Христа и Его распятии.
В конце первого века к этой неделе добавились еще сорок дней, которые были установлены по двум причинам. Первая, идейная, – в память о том, что Господь наш Иисус Христос, до того как Он начал проповедовать, Сам сорок дней постился. Пост, в этом плане, воспринимается как подготовка перед чем-то очень важным, перед тем, чтобы мы начали что-то очень ответственное и новое в нашей жизни. Пасхой не заканчивается жизнь христианина, Пасхой Христовой она только начинается.
Вторая причина была максимально практичной – в Церковь входили новые люди. Они ничего не знали: не знали весть о Христе, не знали, как им жить по-христиански. Последний, финальный этап оглашения – подготовки человека к Святому Крещению, к его новой жизни, длился как раз сорок дней. Вот так, уже к концу первого века, была определена продолжительность поста: сорок дней Великого Поста и одна неделя Страстной седмицы в память о Страстях Господних. Итого получается сорок восемь дней.
– Расскажите, пожалуйста, что меняется в Церкви в это время?
– В период Великого поста церковные богослужения меняются очень сильно, в отличие от других постов. Те, кто постоянно ходят в Церковь, привыкли, что в Церкви чаще всего служится Литургия Иоанна Златоуста. Однако же во дни Великого Поста, по воскресеньям мы служим литургию Василия Великого. Она несколько иная.
Если на будние дни Великого поста не выпадают Великие праздники, например, Благовещение Пресвятой Богородицы, то Божественная литургия в обычные будние дни не служится. Литургия это радость, это торжество и в дни Великого поста она служится по воскресениям. Чтобы не оставлять верных без Причастия, Святая Церковь еще с незапамятных времен, даже, как утверждают некоторые историки Церкви, с апостольских времен, устанавливает такое богослужение как литургия Преждеосвященных Даров, где верующие на вечернем богослужении вместе молятся, а потом вместе причащаются, но причащаются теми Святыми Дарами, которые были приготовлены в воскресенье накануне. И это, действительно, великое сокровище Христианской Церкви. Мы даже не знаем, как давно служится литургия Преждеосвященных Даров. Может, быть, даже около 1900 лет, как сообщают некоторые историки. Также Великим постом служатся покаянные каноны, и самый главный из них – Покаянный канон святого преподобного Андрея Критского, который читается на первой неделе Великого поста в первые четыре дня. Это очень долгий Великий канон. Поэтому Церковь разделяет его на четыре дня: понедельник, вторник, среду и четверг. На этом богослужении мы, вспоминая о своих грехах, приносим Богу покаяние с надеждой оставить эти грехи в прошлом. Очень правильно, что чтение Великого покаянного канона совершается в начале Великого Поста, когда мы не просто признаем перед Богом, что мы согрешили. Мы признаем перед Богом и перед самими собой, а это, наверное, еще более важно, что мы своими грехами изранили свое сердце. И просим у Бога исцелить нас, просим Его помощи жить дальше без этих грехов, без этих ран, без этого груза. Жить полной жизнью, жизнью, наполненной верой, надеждой и любовью.
– Многие сейчас обсуждают, что можно есть, что нельзя. Как Вы определяете ограничения Великого поста?
– Замечательный вопрос, потому что он является злободневным каждый пост. На самом деле, древние прославленные монастыри, такие как, например, Студийский, или другие, прописывали для своих монахов определенные правила о том, как вести себя в пост. Это и пищевые, гастрономические правила, и любые другие: что читать, что делать и так далее. Для “немонахов” такие правила тогда четко не прописывались, но с течением времени многие люди, даже не находящиеся в монашеском чине, решили пробовать поститься как монахи. Правила эти очень строгие, но нам нужно помнить несколько вещей. Во-первых, если человек хочет взять на себя это монашеское правило – это, конечно, подвиг. В любом случае, это работа над своим телом, это работа над своей волей и это заслуживает только одобрения. Но здесь нужно помнить две очень важные вещи. Первое – пост не должен навредить человеку. Мы в пост освобождаемся от лишнего. Лучше в пост перестать употреблять алкоголь, что Церковь и рекомендует. Курильщику лучше бросить эту вредную привычку, а если это по какой-то причине невозможно, то хотя бы ограничить себя. В пост мы отказываемся от лишнего, чтобы нам стало легче. И второе – пост не должен приводить к осуждению. Это самое главное правило христианского поста. Люди есть разные, с разным здоровьем. Когда мы налагаем на себя очень строгое правило, когда мы несем это как бремя, то спрашивается: а нужен ли кому-то этот пост? Ведь Богу наши посты не нужны. Пост нужен нам, чтобы стать лучше. Если рядом с нами живет человек, который по тем или иным причинам со своим священником договорился на какое-то послабление в этот пост, это не наше дело. Самое худшее, что мы можем сделать, это воспринимать пост как великую милость для Бога и как повод для осуждения ближнего. Это самая страшная ошибка. Поэтому, определяя свое гастрономическое правило на пост, мы должны разумно об этом подумать.
– Что самое важное нужно сделать за время Великого поста и каковы ваши напутствия для наших зрителей?
– Я отвечу теми словами, которые сказал Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди. Три важных дела, которые мы должны делать на протяжении всего Великого поста. Это молитва, пост и дела милосердия. И ни одно из них нельзя забывать ни в коем случае. К сожалению, многие делают упор только на еде, а это неправильно. Да, пост, действительно, очень важен. И ограничения в пище, и ограничения в чем-то лишнем себе в жизни, не только в пище. Например, телевизор, видеоигры, телефон, социальные сети. Ни в коем случае никто не призывает полностью “уйти в пещеры”, но нужно все перечисленное ограничить до разумных пределов и не выходить за рамки необходимого. Второе – это, конечно, молитва, в которой мы обращаемся к Богу, общаемся с Ним. И третье – это дела милосердия. В пост мы стараемся еще больше служить тем, кто в этом нуждается. Если можем помочь кому-то материально – замечательно. Если мы можем кого-то накормить – тоже неплохо. Иногда люди нуждаются просто в общении: в этом мире множество одиноких людей, с которыми мы знакомы лично. Может быть, это даже наши родственники. И, наверное, нам не всегда хочется уделять им много времени. Если в пост мы ограничиваем себя от всего лишнего, время у нас появляется. И если мы это время будем употреблять для того, чтобы эти люди не были одиноки, для того чтобы с ними просто поговорить и узнать, в чем они нуждаются, вот тогда этот пост будет на пользу и нам, и им. Еще один очень важный момент, о котором очень многие забывают. Обычно слово “пост” ассоциируется с лишением. Это правда. Мы лишаем себя чего-то ради чего-то. Но мы также можем налагать на себя что-то. Мы больше молимся. Каждый из нас по необходимости может взять дополнительные личные правила на этот пост. Самые простые бытовые. Например, в этот пост я обещаю мыть посуду каждый вечер перед сном. И это такое мое постное правило. Это кажется глупостью, но на самом деле жизнь меняется из-за таких мелочей, меньше становится ссор и так далее. И если каждый из нас посмотрит, в чем нуждается его семья, в каких бытовых мелочах, и на этот пост возьмет на себя дополнительное правило, тогда польза от поста, я думаю, будет намного больше.
– Спасибо большое за замечательные ответы.
Программа “Одигитрия” подготовлена при поддержке Администрации Смоленской области и Смоленской епархии