“Каждый православный христианин должен постоянно стремиться к духовному возрастанию”
В преддверии XXX Международных Рождественских образовательных чтений в Смоленской области проходят VII региональные Рождественские образовательные чтения Смоленской области “К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность”. Областной форум будет проведен в период c 1 ноября по 15 декабря 2021 года.
Мы начинаем публикации тематических интервью с руководителями отделов Смоленской епархии, посвященных актуальным вопросам развития профильных епархиальных структур и участию в региональных Чтениях.
Сегодня мы беседуем с руководителем Отдела Смоленской епархии по религиозному образованию и катехизации иереем Александром Коржаковым.
– Добрый день, отец Александр!
– Добрый день!
– Вы возглавляете епархиальный Отдел по религиозному образованию и катехизации. Что для Вас означает понятие “религиозно образованный человек”? Насколько катехизическая миссия Церкви актуальна сегодня?
– Термин “религиозное образование” светский, но для нас самих он означает именно православное образование — процесс усвоения человеком, уже уверовавшим во Христа, истин православной веры и жизни в Церкви.
Евангелие от Матфея заканчивается словами Иисуса Христа: “… идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; … Я с вами во все дни до скончания века”. То есть, вхождение в Церковь должно по заповеди Спасителя предваряться некоторым “образовательным процессом”. Так и было с самых ранних времен жизни Церкви. Перед принятием Крещения человек проходил определенную подготовку, которая заключался не только в усвоении им тех или иных “теоретических” положений христианства, но и в изменении своего образа жизни. Это и называлось катехизацией, или, в переводе на славянский язык, – оглашением.
В какой-то момент такой порядок был утрачен. Это произошло из-за того, что крестить стали, в основном, младенцев. Сами они, в силу возраста, еще не были способны к обучению, а их родители и восприемники уже были христианами. Дети росли в христианских семьях и с самого раннего детства постепенно впитывали в себя христианское учение, нормы поведения и входили в жизнь Церкви. Но сейчас дела обстоят иначе. Годы богоборчества в нашей стране привели к тому, что несколько поколений россиян были воспитаны в отрыве от подлинного христианского учения и от полноценной церковной жизни. Христианское учение у большинства наших соотечественников было подменено отдельными традициями “бытового Православия”, а церковная жизнь была сведена к формальному принятию Таинства Крещения в бессознательном младенческом возрасте. Поэтому, снова возникла необходимость обучать основам христианского вероучения тех, кто хочет принять Таинство Крещения сам или желает крестить своих детей (последних сейчас – подавляющее большинство). Более 10 лет назад на общецерковном уровне было принято решение об обязательном проведении перед Крещением минимум двух огласительных бесед с родителями и восприемниками крещаемых младенцев или с теми взрослыми, которые сами собираются принять Святое Крещение. Сейчас эта норма плотно вошла в современную церковную жизнь.
– На что, на Ваш взгляд, в первую очередь необходимо затратить больше всего ресурсов, чему особенно уделить внимание в деле развития религиозного образования и катехизации в Смоленской епархии?
– Традиционно ОРОиК Смоленской епархии, как и все епархиальные отделы религиозного образования и катехизации, помимо вопросов внутрицерковных, связанных с православным образованием, занимаются вопросами церковно-общественного и церковно-государственного взаимодействия в сфере духовно-нравственного просвещения. В этом направлении Смоленской митрополией совместно с государственной системой образования в Смоленской области уже много десятилетий осуществляется плодотворное взаимодействие по преподаванию в общеобразовательных школах основ православной культуры, проводятся просветительские мероприятия, решаются важные для региона вопросы в сфере духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Высокая планка этого взаимодействия была задана еще Святейшим Патриархом Кириллом в бытность его Смоленским архипастырем, высокий уровень этого соработничества, как мне кажется, нам удается сохранять до сих пор. В немалой степени в этом заслуга Главы Смоленской митрополии, Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора.
При этом, наиболее важными для нас должны оставаться вопросы православного образования в жизни самой Церкви. Ведь, как показывает практика, даже при условии проведения огласительных бесед перед Крещением, лишь немногие родители после Крещения детей приобщают их к жизни Церкви, и часто от самих собеседований спустя непродолжительное время у них остаются лишь фрагментарные воспоминания. Для полноценного приобщения человека к православной вере недостаточно сообщить лишь теоретические знания. Необходимо его полноценное и всестороннее вхождение в жизнь Церкви, в молитвенную и общественную жизнь конкретной православной общины. Для этого нужен ряд условий. Во-первых, сам православный приход должен быть именно общиной, а не просто местом сбора незнакомых друг другу людей, посещающих богослужения для удовлетворения своих “религиозных потребностей”. Во-вторых, в самой общине должны быть работающие механизмы включения в себя новых членов, община не должна быть закрытой, замкнутой в самой себе. В-третьих, научение вере не должно заканчиваться периодом до совершения Таинства Крещения, в идеале, оно не должно заканчиваться никогда, потому что каждый православный христианин должен постоянно работать над своим духовным ростом, в том числе повышая уровень православного образования.
В этом направлении сейчас ведется важная работа Синодального отдела религиозно образования и катехизации. Решением Священного Синода три года назад была принята “дорожная карта” первоочередных мер по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви. В русле данного документа сейчас происходит серьезный пересмотр отношения к участию детей в жизни Церкви, уход от традиционного понимания “воскресной школы”, как приходского учреждения дополнительного образования к полноценному включению детей, а следовательно и их родителей, в молитвенную и общественную жизнь прихода. Это очень важная тема, о которой, наверное, надо говорить отдельно. Вопрос о повышении уровня православного образования совершеннолетних прихожан наших храмов также остается в высочайшей степени важным и, во многом, до сих пор нерешенным.
– Как пандемия отразилась на деятельности Отдела религиозного образования и катехизации в Смоленской епархии?
– Пандемия отразилась негативно практически на всех сторонах жизни людей во всем мире, и на жизни Церкви в том числе. Достаточно сказать, что почти повсеместно сократилось количество участвующих в богослужениях прихожан, не только пожилого возраста, но также детей и молодежи. Во многих приходах по этой причине, а также из-за реального опасения за жизнь и здоровье прихожан были временно прекращены просветительские занятия с детьми и взрослыми. Все это, безусловно, сильно усложняет решение самых актуальных проблем жизни Церкви. Вместе с тем, мы отчетливо осознали необходимость личного общения друг с другом. Это еще раз подчеркивает, что духовная жизнь не сводится только к теории, это практика живого общения с Богом и друг с другом.
То же касается взаимодействия Смоленской епархии с региональной системой образования, которая также подверглась серьезному стрессу из-за распространения новой коронавирусной инфекции. Болезнь учителей, временный перевод образовательного процесса в дистанционный формат, запрет на посещение общеобразовательных организаций третьими лицами — все это сильно осложнило проведение традиционных уже для Смоленской области мероприятий в сфере духовно-нравственного просвещения. Отчасти, в решении этих проблем помогли современные средства интернет-коммуникаций. Многие значимые для региона просветительские мероприятия перешли в заочный и дистанционный формат.
– Расскажите о наиболее успешных проектах Отдела в 2020—2021 гг.?
– В самом начале 2020 года завершился грантовый проект Отдела по разработке и апробации нового учебно-методического комплекта “Православная культура Смоленской земли” для преподавания православной культуры в 8-х классах общеобразовательных школ Смоленской области. К сожалению, в условиях пандемии в 2020 году не удалось полностью реализовать планы по развитию этого проекта, но, как мне кажется, главное было сделано: в кратчайшие сроки были внесены необходимые уточнения и дополнения в текст 2-го издания учебного пособия. Когда стало понятно, что мы можем не успеть к началу нового учебного года напечатать полный тираж 2-го издания, было принято решение создать интернет-сайт с интерактивным текстом учебного пособия и дополнительными материалами. Я рад, что усилиями Смоленской Православной Духовной Семинарии, которой был передан наш проект, в нынешнем году удалось выпустить полный тираж и уже сейчас по нему занимаются практически все восьмиклассники Смоленской области.
Уже в начале пандемии стало понятно, что в ближайшее время мы столкнемся с серьезным дефицитом необходимых нам ресурсов — и финансовых, и временных, и человеческих. Поэтому было принято решение сосредоточиться на сохранении уже достигнутого в прежние, более благополучные годы. Нам удалось сохранить относительно высокий уровень участия в общецерковных конкурсах “За нравственный подвиг учителя” и “Красота Божьего мира”. Продолжились, хоть и в ограниченном формате, значимые для региона просветительские проекты: фестиваль “Отечество мое Православное”, научно-практическая конференция “Шаг в науку”. Конечно же, мы проводили ежегодные региональные Рождественские образовательные чтения.
– Расскажите, как планируется проведение VII региональных Рождественских образовательных чтений в Смоленской области? Каков будет формат мероприятия на каждом из этапов Чтений?
Международные Рождественские образовательные чтения — церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. Каждый год он проводится в Москве под почётным председательством Патриарха Московского и всея Руси и собирает более тысячи участников. Первые Чтения были проведены в далеком 1993 году и стали расширенным продолжением конференции православных педагогов города Москвы. Постепенно формат мероприятия расширялся, с каждым годом увеличивалось число участников, расширялся спектр обсуждаемых тем. Начиная с 2004 года каждый форум имеет определенное тематическое направление, связанное с той или иной значимой юбилейной датой. Так, XXVIII Рождественские чтения (2020 год) были посвящены теме “Великая Победа: наследие и наследники” в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Тема Чтений, прошедших в нынешнем году — “Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа”, поскольку в 2021 году мы отмечаем 800-летие со дня рождения святого благоверного князя. Тема чтений следующего, 2022 года, “К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность”.
В преддверии международного этапа в различных регионах нашей страны и за рубежом проходят региональные этапы Рождественских чтений. В рамках Рождественских чтений Смоленской области в каждой из епархий в составе Смоленской митрополии, начиная с 2018 года, проводятся Епархиальные Рождественские чтения.
Международные Рождественские чтения проходят почти по 17 различным направлениям, включая такие как “Личность, общество и Церковь в социальном служении”, “Церковь и молодежь”, “Взаимодействие Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными органами”, “Православие и спорт” и многие другие. В рамках регионального и епархиального этапов Рождественских чтений Смоленской области так же проводятся мероприятия по целому ряду различных направлений. Точно так же, как мероприятия чтений международного уровня организуются различными синодальными структурами, на региональном уровне за их проведение отвечают профильные епархиальные отделы.
Одним из значимых направлений Чтений являются Международные Рождественские парламентские встречи, которые проходят в Федеральном собрании Российской Федерации с участием парламентариев, представителей Русской Православной Церкви, а так же иных религий и конфессий. С 2017 года Рождественские Парламентские встречи стали проходить и в рамках региональных Рождественских образовательный чтений Смоленской области.
– Недавно в рамках Рождественских чтений прошел VIII слёт педагогических династий: “Современный учитель глазами старшего поколения: взгляд в будущее”. Расскажите об идее проведения данных слетов.
– Первый слет педагогических династий, насчитывающих три и более поколений педагогических работников был проведен Смоленским областным институтом развития образования в 2013 году.
С 2017 года слеты проходят в рамках региональных Рождественских образовательных чтений. Постоянным почетным гостем мероприятий является митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.
В 2018 году по инициативе Смоленского областного института развития образования в проект по исследованию династий смоленских педагогов были включены и династии священно- и церковнослужителей Смоленской земли, поэтому во время проведения V слета педагогических династий и династий священнослужителей впервые памятные удостоверения были вручены династии священнослужителей Мельничук.
В 2019 году VI слет педагогических династий и династий священно- и церковнослужителей проходил в стенах Иоанно-Предтеченского храма в форме тематической площадки “Судьбы, опалённые войной” образовательного направления Рождественских чтений Смоленской епархии “Великая Победа: наследие и наследники”.
В нынешнем году слёт прошел в онлайн-формате и вновь среди получающих удостоверения были династии священнослужителей Трубиных-Курмелевых-Колесниковых и Чайкиных.
Каждый слет — это праздник встречи нескольких поколений педагогических работников и служителей Церкви.
– Благодарю Вас за беседу, уважаемый отец Александр!
– Спасибо Вам!