«Ко Христу всех надо стараться привести»
Продолжаем публикации тематических интервью с руководителями отделов Смоленской епархии, посвященных актуальным вопросам развития профильных епархиальных структур.
Сегодня у нас в гостях руководитель Миссионерского отдела Смоленской епархии протоиерей Георгий Свитцов.
– Добрый день, отец Георгий!
– Добрый день!
– Каковы, по Вашему мнению, важные качества, которыми должен обладать православный миссионер?
– Есть миссия в принципе, не зависящая от того, к чему миссионер обращается. И на самом деле необходимых качеств у миссии много. Первое качество – это вера. Мы очень часто говорим о технологии общения, как преподнести знания, как проводить какие-то встречи. Но любой человек, который, как бы технологично не преподнесли ему ту или иную информацию, если он не чувствует сердцем, то вести диалог с ним будет очень сложно, я бы сказал бесполезно. Есть такая цитата митрополита Антония Сурожского: «Никто никогда бы не стал монахом, если бы однажды не увидел в глазах другого человека сияние вечной жизни». На самом деле, вера – это одно из важных качеств человека. Главное, чтобы человек не просто проповедовал какие-то идеи, в которые он не верит, а, действительно, чтобы в нем самом горела та самая вера, и он бы сам веровал, старался с этими идеями жить не с 8.00 до 17.00, а ежедневно – 24 на 7.
Второе качество – это знание. Мы проповедуем о вполне конкретных вещах. И знание Священного Писания, в том числе, и знание того, о чем человек говорит, конечно, очень и очень важно.
На третьем месте – правильное общение с человеком. Для миссионера совершенно не подходит менторский тон, общение с человеком свысока. Мы не должны и не можем подойти к человеку и начать рассказывать о том, как ему нужно жить. Наоборот, мы должны подходить к человеку только с любовью и с пониманием: чтобы человек чувствовал, что мы его понимаем, что мы сопереживаем ему, и только потом, по-дружески, мы можем постараться в близком общении поделиться с ним своим опытом, не учить, а именно поделиться своими мыслями и взглядами.
Четвертое – это определенная смелость. Наша миссия – это обращение к людям, которые невоцерковлены, которые являются христианами по Крещению, а по образу жизни – почти язычники, почти безбожники, неверующие. У нас должна быть эта определенная смелость, потому что миссионер должен понимать, что не всегда есть возможность, что его миссия, его подход, его обращение к людям могут быть нейтрально или правильно восприняты окружающими верующими людьми. Если мы будем стараться угодить всем верующим, то такая миссия абсолютно выродится. Миссию у нас не получится выполнить, ведь любой наш подход – это в принципе достаточно современный подход, с использованием гаджетов, мессенджеров, с помощью рассылок, имеющих нетрадиционно церковный язык, которым не проповедуют регулярно. Зачастую действия миссионера непривычны, они не всегда уместны и могут показаться окружающим верующим вызывающими. Здесь важно стараться ориентироваться на молитву, на свои внутренние чувства, но не стараться именно угодить, потому что угодить всем не получится.
– Вы сказали о вере и о знании. Где лучше всего черпать знания?
– Знания – это Священное Писание, это творения Святых отцов. Можно изучать опыт современных и несовременных миссионеров.
– А вера?
– Вера же черпается в молитве, в церковной жизни, участии в Таинствах. Других рецептов у нас нет.
– Отец Георгий, что, в первую очередь, надо учитывать, когда речь идёт о миссии Церкви в XXI веке? В частности, среди смолян?
– В предыдущем ответе я отметил, что это и современные средства связи, это и понимание современной культуры. Если мы говорим о миссии среди молодежи и эта миссия касается любых определенных социальных групп, которые так или иначе есть в обществе (военнослужащие или представители силовых структур, спортсмены, врачи и т.д.), то надо понимать, что везде есть свои специфические моменты. То есть, мы должны понимать, что если мы, например, говорим про аборты, общаемся на эту тему, то мы понимаем, что это не специфическая миссионерская тема, но тем не менее, когда мы говорим о врачебных темах и говорим на языке дилетантов, то это вызывает недоверие, складывается ощущение нашей некомпетентности и даже мракобесии, в худшем смысле этого слова. Поэтому, общаясь с человеком индивидуально или организуя миссионерское мероприятие, мы должны быть компетентны в том, о чем говорим. Тема должна быть нами изучена, понята. Мы, конечно, не можем быть во всем профессионалами, но должны быть достаточно компетентны в том, о чем говорим.
В сложившейся ситуации работа миссионера – это во многом работа личная, глаза в глаза, и здесь, конечно, есть нюансы. Синодальный Миссионерский отдел ориентирует нас на работу в социальных сетях. Здесь своя специфика. Когда мы с человеком общаемся лично, он соблюдает рамки приличия, старается вести себя культурно. В соцсетях таких тормозящих моментов нет, и люди иногда ведут себя совершенно некультурно, безобразно. Здесь к человеку надо подходить с определенным тактом. Пандемия это еще раз подчеркнула, к этому направила. На данный момент публичных мероприятий мало, в основном проходит работа в режиме онлайн или в порядке личных встреч и общения по тем вопросам, которые человека интересуют. В перспективе – продолжение работы с вузами, участие в конференциях и встречах как с молодежью, так и с людьми старшего возраста.
– Какую личность из истории Церкви Вы бы выделили с точки зрения миссии и почему?
– Среди множества достойных миссионеров для нас особенно дорог святитель Николай Японский – наш выдающийся земляк, в этом году отмечается 110-летие его преставления. Это уникальная личность, которая особенно значима и связанна со Смоленской епархией, на чей образ мы должны ориентироваться.
– А из современников?
– Многие из наших современников вдохновляют нас даже после смерти. Например, Даниил Сысоев, принявший в 2009 году мученическую кончину в храме апостола Фомы в г. Москве. Школа, которую он основал, является Школой Православного Миссионера при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Александр Люлька, который не называет себя миссионером, но является достойным учеником отца Даниила. Также священник Георгий Максимов, который сейчас в Африканском Экзархате организует миссию, совершенно новое служение, которое появилось в конце 2021 года. Есть и миссионеры, с которыми я общаюсь лично, близко. Мы плодотворно общаемся с руководителем Миссионерского отдела Калужской епархии протоиереем Георгием Казанцевым, а также с иереем Александром Пермяковым, заместителем руководителя Синодального миссионерского отдела. В мае этого года мы с ним встретились рамках XXX Международных образовательных чтений и обсудили несколько мероприятий миссионерской направленности, которые хотим организовать. Во многих вещах мы являемся с ним единомышленниками, обсуждаем многие вопросы. В Русской Православной Церкви есть много активных мирян, каждый из которых на своем месте старается быть полезным Господу и Церкви.
– Как Вы считаете, почему люди в современном мире попадают в секты?
– По разным причинам. В социальных сетях у многих человек зачастую по 100-1000 друзей. И при этом кажущемся обилии общения есть искреннее человеческое одиночество, которое испытывает человек XXI века.
Есть тяга человека к Богу – человек хочет услышать Бога. Оказавшись в сложной ситуации, человек начинает искать Бога, пытается найти того, кто подскажет решение в тот или иной момент жизни. Не имея религиозного духовного воспитания, не имея ориентиров религиозных, он рискует попасться на какие-то простые вещи, которые можно назвать с точки зрения общения с Богом, вещами не первой значимости. Человек может заблудиться, запутаться и принять какое-то искреннее человеческое внимание за то, что ему предлагают пойти именно в организацию. Только потом человек начинает разбираться в вере.
– Как этого избежать?
– Среди православных обязательно должна быть «миссионерская приветливость», мы должны выходить из своей внутренней автономности. Миряне должны помогать людям, которые, может быть, первый раз оказались в храме, которые нуждаются в доброте, сострадании. Надо сказать, что человек, который оказался в секте – это человек, который искренне искал и ищет Бога. Разговор с сектантами полезен и правилен в чем-то и для нас. Поэтому здесь ни на ком нельзя «ставить крест», но ко Христу нужно стараться всех привести.
– Если человек все-таки уже попал в секту, что бы Вы посоветовали его родственникам?
– Нужно понимать причину. Никто из людей не оказывается там просто так. Надо понять, почему человек туда пришел, что он там искал, чего не нашел, почему заблудился.
И секты бывают разные. Бывают секты, действительно, максимально опасные для психологического здоровья. Например, секта «Свидетелей Иеговы» – официально запрещенная в Российской Федерации секта судом (эта секта входит в перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).
На Приходе в честь святого Серафима Вырицкого в микрорайоне Королевка города Смоленска мы предоставляем возможность при личной встрече получить информацию. Делимся полезными книгами, можем передать электронный носитель с полезной информацией, и, конечно, поделиться житейским опытом. Нужно знать, что и почему человек искал. Повторюсь, начинать всегда надо с причины.
– Что чаще всего ищут люди?
– Ищут любви, избегая одиночества, ищут Бога. Иногда – умения общаться с Богом. Люди ищут общения, ищут общину. Перед нашими православными приходами стоит задача по сплочению этих общин. Не вижу ничего плохого в послушаниях, которые могут быть даны прихожанам по их желанию. Не потому, что мы, священники, хотим использовать силы и время человека. Это и социальная работа, и забота о ближнем. На самом деле, любой желающий человек может приложить свои силы в родном храме, проявить себя. Придя в храм, человек должен почувствовать в нас ту общину, в которой он хочет остаться. Это обязательно. Это важно.
– Как могут вести миссионерскую работу верующие люди среди своих сослуживцев, одногруппников, друзей, людей мало верующих или совсем неверующих? Как их приобщать к Православию? И стоит ли, на Ваш взгляд, приводить их ко Христу?
– Никогда не надо стесняться Христа. «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10, 32). Нужно, конечно, давать некий образец отношения, но при этом избегать исключительно поучительного общения. Нельзя показывать свою брезгливость, пренебрежение к ближнему. Нужно подходить с любовью. Быть действительно приветливым. Это общечеловеческие принципы. Надо подходить с желанием делиться своим временем, знанием – если человек спрашивает. Но нельзя оттолкнуть, напугать, необходим религиозный и человеческий такт. Будьте «священниками», миряне, проповедуя Христа неверующим. Ведь миряне являются «священством» для тех, кто к Христу не пришел. Конечно, эта миссионерская обязанность есть у каждого христианина. То есть, действительно, Господь всех нас назвал светом мира, и наша задача окружающих привести к Свету, ко Христу. Это задача, которую Господь поручил всем христианам, не только священникам.
– Бывает, что люди теряют друзей, придя в храм, придя ко Христу? Что посоветуете?
– Конечно, нужно выбирать только Христа. Особенно если друзья агрессивно настроены. Друзья ведь тоже должны быть тактичными и относиться к нам с уважением, а не считать нас слабоумными, друзья не должны нам грубить, если мы им ценны как личности. Если мы им нужны только для каких-то внешних вещей, приятного времяпрепровождения, то, я думаю – слава Богу, что такие отойдут в сторону. А зачем продолжать общение, если мы для таких людей не являемся личностью, которая развивается, чем-то интересуется, открывает для себя Христа.
На самом деле, правильный настрой друзей очень важен. Если ты видишь в человеке какую-то попытку понять, уважение, но при этом не готов что-то принять, возможно, что и можно продолжить какое-то общение, чем-то делиться ненарочито, без всякого напряжения. Но если человек не готов открыть свое сердце и мы сталкиваемся с агрессией, то не стоит продолжать общение и делиться чем-то сокровенным.
– Какова обстановка в нашем регионе, в частности, на территории Смоленской епархии, с сектами?
– Возникают сейчас опасения из-за достаточно вредного увлечения неонацистскими группами, которые, в итоге, выродились сейчас в русофобские и противохристианские движения. Они в основе своей идеологии имеют языческую идеологию. И эта языческая идеология – антихристианская. Она имеет культ силы и агрессии к ближнему. Очевидно, что это неоязычество. Это не возрождение каких-то исторических культов, а именно неоязыческая идеология. Она очень влияет на личность, на гордость, которая есть в каждом человеке, затрагивает «животные» чувства, но при этом при всем, не касаясь каких-то других вещей, имеет в основе псевдонаучные мифы, которые пытаются извратить и перевернуть историю.
– Как распознать, что перед тобой сектант?
– Нужно понимать, что православные христиане собираются, в первую очередь, в храмах на богослужениях, а не в домах культуры, например, или в других непредназначенных местах. Есть, конечно, такие мероприятия, которые мы проводим в учреждениях культуры, в спортивных заведениях, но они всегда обозначены, потому что Русская Православная Церковь всегда себя обозначает. Другие, в том числе христианские, секты не сразу раскрывают, что они не являются православными христианами, а человек понимает это уже на мероприятии. Надо внимательно смотреть, куда и кто приглашает.
С сектантами, агитирующими в секты, не стоит вступать в диалог. Можно вежливо отойти, поблагодарить за внимание, можно ответить, что мы обязательно придем к себе в храм и сможем помолиться там, где молились наши предки много лет назад, веками, самостоятельно поищем ответы на вопросы. Здесь нужно иметь внимательность к себе и осторожность.
– Отец Георгий, спасибо за беседу! По традиции – Ваши пожелания нашим читателям и всем смолянам.
– Я желаю всем нам радости, потому что в это непростое время, мы, как никогда, понимаем цену радостных минут. В первую очередь – радости духовной, непреходящей. Второе – радости общения с ближними. Это, действительно, то, ради чего стоит жить, иметь с Богом и с ближними общение и дарить любовь, к которой тебя призывает Господь, а через это приобретать силы, потому что только так мы сможем сохранить себя, найти счастье и покой.
Беседовала Марина Княжинская