Международная научно-практическая конференция в СПДС
Фотогалерея
15–16 мая в Смоленской Православной Духовной Семинарии состоялась международная научно-практическая конференция “Интеграция светского и религиозного образования в российской и международной практике в условиях развития культурно-образовательной среды”. Конференция посвящена 25-летию возрождения образовательной деятельности Смоленской Духовной школы.
Введение в российское образовательное пространство нового для нашего общества понятия “интеграция” во многом меняет представление об образовании в России. Интеграция светского и религиозного образования – это положение настоящего времени, которое привлекает к себе внимание широкой педагогической общественности и требует научного обоснования и осмысления.
Каковы условия и особенности интеграции светского и богословского образования в высшей школе? Какова модель педагогического образования, целостно развивающая духовную личность учащегося? Какие трудности испытывают преподаватели религиозных дисциплин в школе? Какие риски ожидают на пути интеграции светского и религиозного образования? Эти и многие другие вопросы определили проблемное поле конференции.
В конференции приняли участие представители Варшавской христианской академии во главе с епископом Семятычским Георгием (Паньковским), викарием Варшавской митрополии, Ординарием Войска Польского, Литовского эдукологического университета, Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета, Московской Духовной академии, Санкт-Петербургской Духовной академии, Российского православного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Русской христианской гуманитарной академии, Свято-Филаретовского православно-христианского института, Балтийского федерального университета им. И. Канта, Московского государственного областного университета, Академии социального управления, Смоленского гуманитарного университета, Смоленского областного института развития образования, Смоленской, Донской и Калужской духовных семинарий, представители Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, Управления образования города Смоленска, Смоленского педагогического колледжа, а также учителя, методисты, тьюторы Смоленска и Смоленской области. Общие количество участников конференции составило 120 человек.
Форум был открыт вступительным словом ректора СПДС протоиерея Георгия Урбановича. В своем слове отец ректор отметил важные этапы в истории образовательной деятельности семинарии, подчеркнув ключевую роль митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Патриарха Московского и всея Руси) в становлении и развитии Смоленской Духовной школы. Протоиерей Георгий сформулировал задачи конференции как поиск точек соприкосновения и путей сотрудничества, соработничества между религиозными и светскими образовательными структурами.
Правящий архиерей Смоленской епархии епископ Смоленский и Вяземский Исидор передал благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с юбилейной датой Смоленской Духовной семинарии.
На пленарном заседании перед собравшимися выступил епископ Семятычский Георгий, проректор Варшавской христианской академии. Епископ Георгий рассказал о системе теологического образования в Польше и, в частности, о структуре образовательной системы Варшавской христианской академии, определил место теологического образования в государственной образовательной системе, показал преимущества и сложности Болонской системы, которые возникают перед религиозной школой, входящей в данную систему.
Важным событием международного форума стало подписание договора о сотрудничестве между Варшавской христианской академией и Смоленской Православной Духовной семинарией. Договор предполагает различные формы взаимодействия и сотрудничества в сфере научной и образовательной деятельности.
После пленарного заседания была продолжена работа секции “Интеграция светского и богословского образования в высшей школе”. В рамках секции прозвучали доклады по следующим темам: “Формы и направления взаимодействия государственных вузов и религиозных организаций в области духовного образования и религиозного просвещения” (проф. В. Д. Лаза, директор института государственно-конфессиональных отношений Пятигорского государственного лингвистического университета, помощник по образованию архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта), “Проблема интеграции светского гуманитарного и духовного образования в условиях постсекулярного общества” (проф. Д. К. Бурлака, ректор РХГА, Санкт-Петербург), “Православное образование в контексте межкультурной коммуникации в рамках магистерской программы” (проф. А. О. Бударина, зав. кафедрой лингвистики и лингводидактики БФУ им. И. Канта, Калининград),”Перспективные направления сотрудничества Смоленского областного института развития образования и Смоленской Православной Духовной семинарии в контексте интеграции светского и религиозного образования” (О. С. Кольцова, ректор Смоленского областного института развития образования), “Компетентностный подход в современном социально-ориентированном конфессиональном образовании” (проф. М. В. Фирсов, проректор по научной работе РПУ, Москва), “К вопросу о формировании педагогической компетентности учащихся духовных школ Русской Православной Церкви” (проф. С. Ю. Дивногорцева, заместитель декана по научной работе педагогического факультета ПСТГУ, Москва), “Модель педагогического образования в Смоленской Православной Духовной семинарии в условиях реализации госстандарта “Теология”” (Л. Н. Урбанович, руководитель отдела по научной и учебно-методической работе СПДС, Смоленск), “Преподавание дисциплин религиоведческого цикла на богословских факультетах духовных и светских учебных заведений” (М. В. Шилкина, декан факультета религиоведения Свято-Филаретовского института, Москва) и др.
Второй день конференции был посвящен религиозному образованию в высшей и средней школе, методологическим аспектам введения в образовательный стандарт начальной и средней школы предметной области “Духовно-нравственная и религиозная культура народов России”. В работе секции “Теория и практика преподавания религиозных дисциплин в школе” приняли участия О. Л. Янушкявичене, профессор Литовского эдукологического университета и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, М, В. Захарченко, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Т. М. Зыбина, профессор Смоленской Духовной семинарии, иерей Григорий Гриднев, проректор по учебной работе Донской духовной семинарии, О. В. Розина, доцент кафедры социальных дисциплинМосковского государственного областного университета и др. На секционные занятия были приглашены учителя города Смоленска и Смоленской области, преподающие модуль “Основы православной культуры”. Докладчики определили основные методологические принципы и концептуальные положения методики преподавания православной культуры в школе. Были поставлены острые вопросы, касающиеся конфессионального самоопределения учителя; проблемы, как совместить главную цель курса – воспитание и развитие духовно-нравственной личности – с задачами ФГОС – формированием успешного человека; зачем изучать в школе религиозную лексику и многие другие вопросы и проблемы, которые вызывают сегодня затруднения у педагогической общественности. Участники конференции наметили основные подходы и принципы преподавания предметов гуманитарного цикла, которые призваны в интеграции с православной культурой решать задачи духовно-нравственного воспитания школьников.
Практический блок работы конференции был представлен мастер-классами, которые провели доктор педагогических наук, профессор О. Л. Янушкявичене (“Основные дидактические принципы в приложении к урокам по Основам православной культуры”) и доктор философских наук, профессор М. В. Захарченко (“Использование технологии педагогической мастерской в преподавании ОПК”). Предложенные ведущими материалы были восприняты учителями с интересом и благодарностью. Организационную помощь и содействие в проведении мастер-классов оказали Смоленский областной институт развития образования и Управление образования города Смоленска.
По итогам конференции была организована встреча участников за круглым столом, где состоялось обсуждение регионального опыта взаимодействия церковных и государственных образовательных структур в сфере духовно-нравственного и религиозного образования и воспитания, проблем и рисков, связанных с процессом интеграции, были намечены пути дальнейшего сотрудничества между регионами, представители которых участвовали в научно-практическом форуме. Все гости и участники единодушно отметили высокий научный, методический и организационный уровень мероприятия, научно-практическую эффективность и необходимость проведения подобных форумов.
Гости Смоленска в рамках культурно-эксурсионной программы могли познакомиться с храмами и монастырями, культурными достопримечательностями города Смоленска, а также посетить мемориал в Катыни. Двухдневное взаимообщение участников конференции позволило выявить и понять круг важных образовательных задач, которые сегодня стоят перед Русской Православной Церковью и российским обществом.