Обновления

Великий пост: время покаяния и добрых дел

Главная > Новости > Великий пост: время покаяния и добрых дел

Интервью митрополита Смоленского и Рославльского Исидора в программе “Одигитрия” на телеканале “Россия 1 – Смоленск”

Анастасия Артеменко: Великий пост для православных христиан – это важное время подготовки к празднику Воскресения Христова. Это период внутреннего обновления и преображения. Как следует провести Великий пост, каких правил стоит придерживаться, а что является суеверием? Об этом мы расспросим гостя сегодняшней программы митрополита Смоленского и Рославльского Исидора. Здравствуйте, Владыко!

Митрополит Исидор: Здравствуйте, уважаемая Анастасия! Мне очень приятно приветствовать в епархиальном управлении Вас и наших уважаемых телезрителей.

Анастасия Артеменко: Скажите, пожалуйста, что лично для Вас значит Великий пост?

Митрополит Исидор: Для меня Великий пост – это время моих особых, сугубых молитв Богу о себе и о возглавляемой мною Смоленской епархии. Это время всякий православный христианин употребляет для того, чтобы молиться, чтобы совершать говение, чтобы чаще посещать богослужения, чаще прибегать к Таинству Покаяния и Таинству Причащения Тела и Крови Христовых. Одним словом, Великий пост – это время нашего спасения.

Анастасия Артеменко: С началом Великого поста многие заняты размышлениями о том, что можно съесть и что нельзя, есть ли в этом хлебе яичный меланж… Расскажите, расскажите, как связаны душа и еда и что лично Вы едите в Великий пост.

Митрополит Исидор: Душа и тело, безусловно, связаны друг с другом, и в этом ни у кого из нас нет никаких сомнений. Поскольку мы употребляем пищу, это влияет на состояние нашей души. Когда мы переедим, нашей душе хочется спать, она становится вялой. И наоборот, когда наше тело голодно, то душа бывает бодрой.

Я, как и всякий христианин, следую требованиям Великого поста. Эти требования состоят не только в том, чтобы исключить из рациона мясную и молочную пищу, но и в том, чтобы ограничить количество употребляемой еды. Для человека, который привык много есть, это тоже является подвигом. Для себя я облегчаю эту проблему тем, что нахожусь все время на богослужении, и стараюсь отвлекаться от этой темы. Как и всякий христианин, я стараюсь в это время есть меньше, исключаю еду животного происхождения. Сказать, что это очень трудное занятие, не могу, поскольку есть опыт совершения постов. Но для всякого человека это, безусловно, определенного рода крест, который нужно достойным образом пронести, и всякий человек, даже немного ограничивая себя в той еде, к которой он привык, испытывает привязанность к ней. И в этом также состоит подвиг Великого поста.

Анастасия Артеменко: Многие верующие, особенно, с не очень большим опытом пощения, говорят о том, что когда начинается пост, они постоянно думают о еде. Что бы Вы им посоветовали?

Митрополит Исидор: Знаете, я на начальном этапе, когда стал христианином, переживал те же чувства. Я рекомендую тем людям, которые только вступили на путь христианского делания, и опыт совершения поста для них является чем-то новым, стараться заполнить мысли о еде молитвой, произнося про себя самые простые слова: “Господи, помилуй!” И тогда, если это делать сердечно, с чувством по отношению к Богу, то быстро можно быстро ощутить эту помощь Божию немощной человеческой природе и переживать это испытание, телесное и духовное.

Анастасия Артеменко: Один из самых насущных вопросов, которые обсуждают буквально все: можно ли в Великий пост отмечать какие-то праздники и как относиться к скоромныи угощениям? Если, например, родственники пригласили к себе и угощают мясом, пирогами и так далее? Как вести себя – соглашаться или нет?

Митрополит Исидор: Рекомендую в эти дни максимально снизить количество больших праздников, но если все-таки таковые бывают в жизни человека – это и семейные юбилеи, и другие важные события, то желательно это время посвятить встрече друг с другом, и такая встреча не обязательно должна сопровождаться чрезмерным употреблением спиртного или едением скоромной пищи. Тем более, что практика и традиции Великого поста предлагают так много блюд постной пищи, и таких блюд, которые иногда даже очень трудно отличить от пищи скоромной.

Анастасия Артеменко: Но если мы идем в гости к тем, кто не держит пост? Например, моя мама приготовила для меня котлеты. Стоит ли мне от них отказаться или нет?

Митрополит Исидор: Из горячей любви к маме, может быть, и не стоит отказываться от котлет, но не нужно стараться съесть все котлеты разом. И при этом, может быть, принести маме в подарок свое постное блюдо – постный торт, попробовав который, Вы и Ваша мама могли бы убедиться в том, что праздник можно провести и с постными блюдами.

Анастасия Артеменко: Многие рассказывают о том, что когда начинают поститься, чувствуют раздражительность, начинает болеть голова, они злятся. Стоит ли в таких случаях как-то ограничивать пост или прекращать его?

Митрополит Исидор: Безусловно, время, когда мы ограничиваем себя в пище, когда Церковью предлагается частая молитва, коленопреклонения, воздержание от каких-то особых телесных привязанностей, все это может сопровождаться головокружением и плохим самочувствием, тем более – весна, авитаминоз. В совокупности все это часто создает грустное настроение у человека. Но эти физические состояния могут преодолеваться горячей молитвой к Богу, общением друг с другом, добрыми делами, которые оказывают на нашу душу положительное влияние и создают внутреннее сокровенное хорошее настроение. Если особо болит голова или скачет давление, конечно же, необходимо обратиться к врачу. Древние святые отцы советуют таким образом соблюдать пост, чтобы он не вредил нашему здоровью, а помогал душе и телу обрести главное назначение – служить человеку, выйти из того плена, в котором личность находится под воздействием грешной блудной души и постоянно требующего к себе внимания тела.

Анастасия Артеменко: Стоит ли привлекать к посту детей? Если да, то с какого возраста? Многие родители боятся нанести вред здоровью ребенка.

Митрополит Исидор: Это очень важная тема, и она сопрягается с медицинскими показателями, которые очень важно учитывать при совершении Великого поста. Конечно, Святая Церковь с древних времен делает послабления в употреблении пищи для беременных женщин, для людей, у которых не все в порядке со здоровьем. И тут по благословению духовника – священника, который является духовным руководителем христианина, можно немного ослабить пост.

Если верующая семья предлагаем маленькому ребенку ограниченное количество мясной и молочной пищи, заменяя ее фруктами, овощами, то это не может повредить здоровью. Но полностью исключить эту пищу из рациона маленького ребенка, конечно же, нельзя. Это подтвердят и врачи. Но определенного рода ограничения желательно сделать и для ребенка, постепенно приучая его к практике говения.

Анастасия Артеменко: Как еще можно организовать Великий пост для ребенка, если, например, ограничения в питании недопустимы? Что еще можно предложить?

Митрополит Исидор: Важно учесть те привязанности, которые появляются у ребенка. Речь идет о греховных привязанностях. Ведь не секрет для всех нас, что во многих семьях родители, чтобы сократить время своей воспитательной работы, отдают детей на воспитание интернету. В дни Великого поста желательно посвятить время ребенку, общению, прогулкам, занятиям спортом с ребенком, прочтению с ним сказок и высокой художественной литературы.

В дореволюционный период Святая Церковь предлагала семьям в дни Великого поста всем вместе прочитывать “Жития святых” святителя Димитрия Ростовского. Когда вся семья читает хорошую книгу, это замечательный опыт проведения Великого поста, это объединяет, это делает семью крепче.

Анастасия Артеменко: Скажите, пожалуйста, действительно ли Великий пост – это тяжелая и унылая пора? Существует мнение, что в Великий пост нельзя смеяться, развлекаться. Так ли это?

Митрополит Исидор: Время Великого поста лучше провести в покаянии, в молитве, в ограничении, в том числе, увеселительных мероприятий. Но это не значит, что это время скучно в нашей жизни. Наоборот, это время духовно возвышенное, время проявления духовной радости, духовного восторга, коим сопровождается возвышение наших мыслей, наших чувств к Богу. Нельзя сказать, что время Великого поста – это время грусти, безрадостное время. Нет, это время духовного подъема, которое мы должны использовать для нашей души.

Анастасия Артеменко: Действительно ли в Великий пост нельзя начинать больших дел?

Митрополит Исидор: Неправда. Всякое большое дело можно совершать Великим постом, потому что это время молитвы, нашего сугубого обращения к Богу. Нет никаких препятствий, чтобы в Великий пост совершать какие-то важные, значимые для нашей жизни дела.

Анастасия Артеменко: Как определить меру своего поста?

Митрополит Исидор: Очень сложный и в то же время очень простой вопрос. Сложность состоит в том, что каждый человек стремится сделать так, чтобы ему было легче. Но есть общие требования, которые распространяются на всякого православного христианина: необходимо избрать такую меру поста, которую человек способен понести. Каждый христианин на опыте своего частного поста должен найти золотую середину, которая позволит ему, с одной стороны, духовно возвышаться, с другой сторон, – сохранить здоровье, и даже, как об этом говорят святые отцы, улучшить состояние своего здоровья.

Мой опыт, в частности, свидетельствует о том, что в начале Великого поста трудно делать поклоны, потому что появляются и лишние килограммы, и проявляется леность и нерадение к собственной душе и телу. К концу Великого поста (это не только мой личный опты, но и опыт всякого христианина) очень легко делаешь эти поклоны, потому что убирается лишний вес, легко идешь на богослужение, легко относишься к людям, потому что время поста – это время покаяния, когда мы просим друг у друга прощения. Все эти меры облегчают наше духовное и телесное состояние и служат тому, чтобы человек подумал о Боге и о себе.

Анастасия Артеменко: Стоит ли поститься невоцерковленному человеку?

Митрополит Исидор: Мы с вами должны ясно понимать, что пост – это не диета. Пост нужен нам для того, чтобы наладить наши взаимоотношения с Богом и своей душой. Поэтому пост распространяется только на тех, кто думает о Боге и своем духовном состоянии. Пост нужен не для всякого человека. Сейчас очень модно сыроедение и все прочее, но это к посту не имеет отношения.

Анастасия Артеменко: Что обязательно стоит сделать в Великий пост?

Митрополит Исидор: В дни Великого поста каждому православному христианину рекомендуется как можно чаще посещать церковь Божию, потому что в храмах в это время совершаются особые великопостные богослужения, располагающие душу каждого вошедшего в храм к покаянию и молитве. В дни Великого поста каждому христианину предлагается воздерживаться от того, что пленяет душу и тело. Это относится не только к пище, но и к тем пристрастиям, которые, к сожалению, присутствуют в жизни всякого человека. Это может быть наша привязанность к смотрению продолжительное время телевидения. Сегодня существует проблема интернета, когда молодежь и даже люди взрослые настолько увлечены свои присутствием в социальных сетях, что перестают чувствовать окружающую реальность, погружаясь в реальность виртуальную и считая это жизнью. Мы предлагаем в дни Великого поста реально взглянуть на свою жизнь, на состояние своей души, свои духовные запросы. Особым образом древние святые отцы предлагают в дни Великого поста максимально совершать добрые дела, чтобы явить тем самым свою человечность.

Анастасия Артеменко: Как определить, что человек проживает Великий пост правильно? И что делать, если пост заканчивается, а в душе ничего не изменилось?

Митрополит Исидор: Есть признаки, которые помогают понять православному христианину, успешно ли он совершает пост или нет. Если в душе на протяжение пощения остается раздражительность, гневливость по отношению к окружающим людям, если человек продолжает не хотеть идти на богослужение, значит, что-то идет не так. Значит нужно пересмотреть отношение к себе, прежде всего. Такому человеку необходимо прийти в храм и посоветоваться со священником, получить его рекомендации, понять, что именно идет не так во время совершения поста.

И если мы не может встретить, как нам представляется, достойного священника, то есть иные источники, из которых мы можем почерпнуть необходимую информацию. Это и творения святых отцов – святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана Затворника, праведного Иоанна Крондштадтского. Источников информации много. Я даже не говорю о том, что достаточно в социальных сетях групп, объединенных в силу православной веры участников. Общность православных христиан в сети интернет тоже позволяет поддерживать друг друга и получать ответы на многие вопросы. В каждой такой группе обязательно присутствует священник, которому можно задать вопрос, обсудить самую острую тему. Я убежден, что нет того информационного голода, который нельзя было бы компенсировать возможностями, которые сегодня у каждого из нас есть.

Анастасия Артеменко: Спасибо Вам за беседу, Владыко! Уверена, что Ваши рекомендации помогут многим смолянам достойно провести Великий пост.

Митрополит Исидор: Благодарю Вас, уважаемая Анастасия. Я всем нашим дорогим телезрителям желаю помощи Божией в проведении замечательного времени – Великого поста. Все вас с Великим постом!

Главная > Новости > Великий пост: время покаяния и добрых дел