Парад для ветеранов в Смоленске (видео)
7 мая 2022 года в Смоленске провели парады для восьми ветеранов и одного жителя блокадного Ленинграда.
Предлагаем посмотреть видеоролик об этом торжественном и праздничном событии.
Своими воспоминаниями с организаторами парада поделился ветеран Великой Отечественной войны Русаков Федор Иванович.
___________________________________________
Русаков Федор Иванович – участник Великой Отечественной войны, партизан, танкист, полковник в отставке.
Федор Иванович родился 15 апреля 1921 года в крестьянской семье в деревне Гуторово Батуринского (ныне – Ярцевского) района Смоленской области. На учебу ходил в Шуклинскую среднюю школу, которая находилась в 12 верстах от его родной деревни. Учился хорошо и старательно, мечтая позднее поступить в Чугуевское военное авиационное училище и стать летчиком-истребителем.
Но грянувшая война спутала все планы. 16 июля 1941 года деревню Гуторово оккупировали фашисты. Не желая мириться с тем, что враг хозяйничает на его земле, Федор уходит в лес, где вступает в созданный отставшими от своих частей окруженцами партизанский отряд имени Александра Невского. Молодого парня, хорошо знавшего местность, приняли без лишних церемоний и сразу определили в разведку. Учиться военным премудростям приходилось в боевых условиях. Немало ценных сведений добыл Федор Русаков для командования отряда. Партизанские тропы свели его с чехом Яном Кубатом, дезертировавшим из фашистской армии. Они подружились, хорошо понимали друг друга без лишних слов, когда в разведке выявляли расположение вражеских сил в гарнизонах и места нахождения огневых точек.
В бою за деревню Береснево Федор спас жизнь Яну. Командир их партизанского отряда В.И. Попов вспоминал: «У Вани Максимова отказал автомат. Ему стал помогать привести оружие в боевую готовность Ян Кубат. К ним словно зверь побежал с «финкой» немецкий офицер. Ян и Ваня его не видели. В это мгновение точным выстрелом Федя Русаков сразил фашиста и спас жизнь друзьям».
Позднее их небольшой отряд, как и многие другие, влился в партизанскую бригаду имени В. И. Чапаева. Били ненавистного врага в Оленинском районе Калининской области, Холм-Жирковском, Батуринском районах Смоленщины. В боях судьба свела Федора Русакова с другим антифашистом, немцем Фрицем Шменкелем (1916-1944г., Герой Советского Союза (1964г. посмертно). Об их встрече Федор Иванович вспоминал: «Мы с ним познакомились во время совместной операции на большаке Духовщина-Пречистое. От нашего отряда участвовали Владимир Попов, я, Ян Кубат, Сергей Голубков. Отряд «Смерть фашизму» представляли Виктор Спирин, Фриц Шменкель и другие. Когда на дороге появилась легковая автомашина с несколькими пассажирами, Фриц Шменкель поднял руку. Водитель затормозил, из передней дверцы высунулся офицер и стал выражать недовольство… Поскольку машина была штабной, гитлеровец хотел закрыть дверцу, но Шменкель воспрепятствовал этому. Почувствовав подозрительное, кто-то из сидящих сзади произвел выстрел. Но здесь оперативно сработали партизаны. Трое гитлеровцев были убиты, офицера взяли в плен и доставили с важными документами в штаб 17-й дивизии, которая находилась под городом Белым тогда Смоленской области. «Язык» дал очень ценные сведения. Командование дивизии объявило благодарность всем участниками операции».
15 февраля 1943 года за связь с партизанами немецко-фашистские каратели расстреляли 147 мирных жителей деревень Гуторово и Занино Ярцевского района, а их дома предали огню. «В тот день деревень Гуторово и Занино не стало, а вместе с ними оборвались жизни моей матери, трех сестер, двоюродного брата, двенадцати племянников, – вспоминает Федор Иванович. – Полицаи, как только зашли в деревню, сразу направились к дому, где жила наша семья. Сам я давно воевал в партизанском отряде. Мать, трех сестер и квартировавших у нас людей расстреляли на месте. Отец спасся только потому, что упал за опрокинутый стол, да больная тифом сестра уцелела. В нее стреляли, пуля прошила ватник, в котором она лежала без сознания, и поэтому полицаи подумали, что ее убили, и пошли в соседние дома».
В 1943 году отряд, в котором сражался Федор Русаков, по приказу Центрального штаба партизанского движения перешел линию фронта и соединился с частями Красной Армии. 16 апреля 1943 года Федора Ивановича направили на учёбу в 1-е Саратовское танковое училище. После его окончания младший лейтенант Русаков в составе 215-го танкового полка 26-й гвардейской механизированной бригады принимает участие в боях за Восточную Пруссию, в Висло-Одерской и Нижне-Селезкой наступательных операциях.
Представляя Федора Ивановича к награде, командование части отмечало: «Тов. Русаков при форсировании р. Одер и в боях на окружение г. Бреслау в районе Костенблюд уничтожил 2 самоходных пушки, 1 полевую пушку и 30 солдат противника, взял в плен 40 солдат и 1 вражеского офицера. Вывод: Достоин представления к правительственной награде орденом Отечественной войны 2-й степени».
Биография Ф. И. Русакова насыщенна рискованными операциями. В воспоминаниях друзей-однополчан упоминается, как он один взял в плен 10 фашистов. Застав их врасплох, он предложил им сдаться. Никто не знал, что герой действовал в одиночку.
О своем участии в боях Федор Иванович вспоминал: «У меня были ранения, дважды была контузия. Меня взрывной волной выбросило из танка. Вы представляете, командирский люк, как я летел! Но судьба меня берегла».
Войну младший лейтенант Русаков закончил 12 мая 1945 года в пригороде Праги. Затем служил в Чехословакии, Австрии, Венгрии. На Смоленщину вернулся только в декабре 1946 года.
Грамотного офицера, члена коммунистической партии – вступившего в ее ряды на фронте, райком направил на ответственный участок работы – в органы госбезопасности на борьбу с дезертирами, бывшими фашистскими пособниками и бандформированиями.
35 лет прослужил Федор Иванович Русаков в органах госбезопасности выйдя в отставку в 1981 году в звании полковника. Затем еще 17 лет продолжал работать в органах связи.
За свои подвиги имеет ряд наград: ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медали «За боевые заслуги» и «Партизану Отечественной войны 2-й степени».
Долгие годы не давала покоя Федору Ивановичу трагическая гибель родных и близких 15 февраля 1943 года. « Отец рассказывал, когда изба догорела, то он нашел ящик от патронов, пришел на пепелище, собрал косточки от матери, сестер и похоронил. Я тогда дал себе зарок найти и покарать гадов, а на месте деревни поставить памятник, на котором должны быть написаны фамилии всех погибших односельчан. Оба обещания я сдержал. Полицаев нашел, будучи офицером УКГБ по Смоленской области. Сам расследовал их злодеяния. А на месте родной деревни Гуторово поставил памятник, рядом с местом, где была наша изба… На нем выбиты 147 фамилий, хотя погибло там не менее 200 человек. Но многие были беженцами, и имена их так и остались неизвестными и потому не занесенными в списки. С тех пор все оставшиеся в живых, а теперь их дети, внуки и правнуки каждый год, в день начала войны, собираются у этого памятника».