Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Почему Господь нашему вниманию предлагает притчу о брачном пире, какое отношение к нам имеет это назидательное поучение? Святые отцы убеждают нас в том, что брачный пир есть ничто иное, как Божественное домостроительство, и это Божественное домостроительство отразилось в Богом созданной Церкви. Церковь – это и есть та Божественная трапеза, участниками которой призваны стать мы, люди, живущие на этой земле. Конечно же, для нас очень грозно звучат слова Спасителя в 14, завершающем стихе этой 22 главы Евангелия от Матфея: «Много званных, но мало избранных» (Мф.22,14). В чем смысл этих слов, произносимых Господом? Неужели Господь определил число конкретное тех, кто призван к Богу? Отвечает на это святитель Златоуст, что каждый Богом сотворённый человек и есть Им призванный к жизни, и не только к жизни временной, но к жизни вечной.
Это была бы нескончаемая Божественная радость, продолжает свои размышления святитель Иоанн Златоуст, что, если бы каждый человек, живущий на земле, осознавал бы своё призвание к Богу. Но, к сожалению, многие из нас поражены грехом неверия в Бога, многие из нас, если не осмысленно, то инстинктивно, отвергают саму возможность веры в Бога. Поскольку такие люди убеждены в своей правоте, в своей духовной слепоте, даже самому Богу их трудно переубедить в том, что Он есть, что Он присутствует, что Он будет судить всякого человека – живого и умершего. Но пока человек живёт на этой земле, пока идёт по своему греховному пути, пока наслаждается своей греховной гордостью, тщеславием, пока он оскверняет свою человеческую природу грехом мысленным и чувственным, до тех пор в его сознании полное неведение Бога, а там, где полное неведение – там отвержение Бога. Когда человек отвергает Бога – он отвергает саму возможность участия в Божественной трапезе, в той Божественной трапезе, к которой Господь призывает всякого человека как друга.
В этой притче мы слышим, как царь позвал на брачный пир друзей своей семьи, всех тех, кто знаком с его сыном, всех тех, кто достойны того, чтобы присутствовать на этой Божественной трапезе. Но, как мы слышали, кто-то сослался на свою чрезвычайную занятость, кто на заботу, а кто-то и направленных слуг царя побил, а некоторых даже убил. Как это похоже, дорогие мои, на то, что происходит сегодня в нашей жизни, когда мы на добро отвечаем злом, когда мы на приглашение принять участие в Божественном деле, в деле добра, отвечаем на это делом зла. Как хорошо знает всякий человек и все наше светское общество о том, что война – это зло, как хорошо все знают, что делать зло – это разрушительно, не только для того, кому мы его совершаем, но и для самого источника зла. Но, к сожалению, эта логика не действует в мире, не действует, потому что весь мир, к сожалению, лежит во грехе, в мире царствует духовная слепота. И пока она присутствует в душе людей, которые не взывают к своей совести, не обращаются к Богу, такие люди продолжают совершать зло крупное и мелкое. И многим кажется, что они глубоко добродетельны, ведь они никого не убивают, не совершают ни кому какого-либо крупного зла. Но, к сожалению, такие люди заблуждаются, что они добродетельны, поскольку, не совершая серьезного зла, они бывают неспособны совершать добро: и зла не совершают, и добра не совершают – это является глубочайшим повреждением природы человеческой грехом. И как же Богу поступать в отношении нас с вами, находящихся в таком духовном плену?
Если мы не согласны прийти на Божественный пир, значит, Господь приглашает на этот пир других людей. Чем друзья того господина отличаются от тех, которых он пригласил потом? Эти друзья господина хорошо знали и знают, кто этот господин, что это за дом, в который его приглашают, какую трапезу предлагают им, какое веселье и радость бывает, когда эти люди присутствуют на трапезе. Отвержение Бога этими друзьями есть не что иное, как хула на Духа Святаго, то состояние души, когда мы осознанно, добровольно отвергаем Бога, когда мы стремимся укрыться от Его лица, когда мы не исполняем заповеди Божии. А кто такие те люди, которых Господь собрал на этот Божественный пир вместо друзей? Это те простые сердцем люди, которые, немедленно, на первый же призыв господина откликаются и идут на Божественный пир, это те простецы в вере, не испорченные любовью господина люди, которые в жизни испытали страдания и скорби, это те люди, которые знают цену куску хлеба, это те люди, которые знают цену доброму делу и на всякое доброе дело отвечают только лишь добром – вот кто люди, принявшие участие в Божественном пире.
Мы с вами обратили внимание на то, как господин увидел среди присутствующих на Божественной брачной трапезе человека в небрачной одежде. Блаженный Августин обращает внимание на это место Священного Писания в своем толковании и говорит, что те из нас, кто проявляет нелюбовь к ближнему, те, кто не стремится украшать свою жизнь добродетелями – эти люди во внебрачной одежде. Ведь наша с вами одежда, которую мы носим, какой бы дорогой не была, рано или поздно истлеет, придёт в негодность, превратится в землю, а добродетели, по мнению святых отцов, как подлинные одежды, которые способны украсить человека – никогда не оставят человеческое существо. Добрые дела всегда будут сопровождать и присутствовать, как те одежды, драгоценные, дорогие, которые Сам Господь надевает на человека.
Совершенно неслучайно, дорогие мои, во время Таинства Крещения на нас с вами надевают белые одежды сразу же после того, как совершено само Крещение – это видимый знак того, что Господь убеляет нашу жизнь, выделяет нашу душу и совесть, благоукрашает нас к тому, чтобы мы стали участниками Божественного брачного пира. Поэтому наша с вами задача после Таинства Крещения состоит в том, чтобы как можно белее сохранить эту одежду, которую мы получили в Таинстве Крещения, А если мы её запятнаем грехом, то как можно скорее необходимо её очистить слезами личного покаяния, как можно скорее отмыть её своими добрыми делами. И пусть на этой одежде, может быть, самым невидимым образом, остаются отпечатки этих грязных пятен наших греховных мыслей, чувств и поступков, но все равно одежда это способна убелиться от силы покаяния, которое имеет всякий человек от силы воздействия на нас благодати Святого Духа, которая присутствует только в Церкви Божией, как в том брачном пире, участниками которого мы призваны быть.
Дорогие мои, будем стремиться к тому, чтобы всегда быть участниками Божественной трапезы, будем стремиться к тому, чтобы никакой воскресный день, никакую возможность мы не отвергли бы для того, чтобы посетить храм Божий и поучаствовать в Таинстве Исповеди и Причащения Святых Христовых Тайн. Пусть из нас никто не отвергает эту способность, которая есть у всякого человека – просить прощения у Бога сразу же после совершенного злого поступка или мысли или чувства. Мы не должны ждать ближайшей исповеди перед священником, а немедленно, как только совершили дело и совесть нас обличила, немедленно просить Бога о прощении, умолять Его, чтобы Господь сподобил дожить до Таинства Исповеди, доползти или дойти до священника и получить через священника от Бога прощение.
Дорогие мои, то, что даже сейчас мы с вами находимся в храме Божием – это величайший дар Божий, потому что именно сейчас и здесь для нас в этом небоподобном месте, в этом кусочке Царствия Божиего на земле, в Церкви, даны все возможности для того, чтобы изменить свой образ жизни, для того, чтобы покаяться перед Богом и, выйдя из храма, пообещав Богу исправить свою жизнь, получить от Бога прощения и помощь Его Божественную, и в жизни своей совершить дела покаяния, как к этому нас призывают святые отцы. Именно дела покаяния и являются для нас с вами спасительными, наряду с Таинствами Божиими.
Дорогие мои, будем благодарить Бога за то, что Он даёт нам возможность к нашему исправлению, будем благодарить Бога за то, что Он даёт нам возможность к нашему спасению. Будем благодарны Богу за то, что Он нас недостойных и омраченных грехом призывает на Свой брачный Божественный пир в Царствие Небесное.
Аминь.