Преподобный Ефрем Новоторжский
Память преподобного Ефрема Новоторжского, учителя преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского (1), чествуется Русской Православной Церковью 10 февраля.
Преподобный Ефрем родился в Венгрии (Угрин). В своем труде “Русские святые”, архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) писал: “Между этими поздними поселенцами Карпат (венграми) семена христианской веры первоначально посеяны были Востоком. Князья их, Булозуд и Гилас, в половине X века крестились в Константинополе; последний посвящен был в сан епископа Венгерского и успел много сделать для распространения чистой, святой веры между венграми, особенно чрез брачный союз дочери своей с королем Гейзою. Сын Гейзы, король (с 997 года) Стефан, крещенный еще в юности, после того, как брачным союзом с бургонскою принцессою вступил в родственные связи со многими владетельными домами Запада, уклонился в суверенное уважение к папе; призвав толпы западных монахов, он дозволил им фанатически действовать как против язычников, так и против христиан восточного исповедования. Без сомнения, эти-то насилия фанатизма всего более заставили Ефрема и двух его братьев, Георгия и Моисея, удалиться в Россию” (2).
Святой Ефрем служил конюшим у убиенного святого мученика благоверного князя Бориса, во святом крещении Романа (+ 1015 г.; память 2/ 15 мая и 24 июля/ 6 августа). Вместе с ним состояли на службе у князя и братья его – преподобный Моисей Угрин, Печерский, погребенный в Ближних пещерах (+ около 1043 г.; память 26 июля/ 8 августа) и святой страстотерпец Георгий Угрин (+ 1015 г.; память 28 января/ 10 февраля) (3).
По преданию, слуги князя Святополка Окаянного обезглавили святого Георгия ради золотой гривны, подаренной ему святым князем Борисом. Преподобный Ефрем позже пришел на берег реки Альты, но нашел только главу брата Георгия, которую узнал по особому признаку и взял с собой. Преподобному Моисею удалось спастись бегством, и он, впоследствии приняв монашество, поступил в Киево-Печерский монастырь.
Вскоре (после 1015 г.) Ефрем оставил мир, и вероятно, пострижен в монашество в Киеве или Переславле.
По преданию, преподобный Ефрем по пути в будущий Торжок заходил в Вязьму, где познакомился с блаженным Аркадием, ставшим впоследствии его учеником и подвизавшемся вместе с ним в посте и молитве (4).
На правом берегу реки Тверцы в уединенном месте, принадлежавшем тогда к новгородским владениям, на свои средства преподобный Ефрем основал странноприимный дом (5).
“Подвиг страннопримства был тогда подвигом Церкви; она принимала странников под свою защиту, покоила, питала, одевала; по уставу Владимира, они были люди церковные. Лучшие русские христиане высоко уважали подвиг странноприимства и считали его святым подвигом. Такой подвиг принял на себя блаженный Ефрем, отказавшийся от мирских почетных должностей и утешений. Этот подвиг совершал он с любовью несколько лет” (6).
При всяком удобном случае он благовествовал о Спасителе заезжим торговцам. Когда же открылись мощи святых князей Бориса и Глеба, преподобный Ефрем в 1038 году на новом месте построил храм в честь святых мучеников и основал при нем монастырь (7).
В устроенной им обители он подвизался в посте и молитве и ревностно наставлял благочестию братию своей обители. Преподав последние наставления своим ученикам проводить жизнь в безмолвии и братолюбии, не оставлять странноприимства и милостыни, особенно же прилежать посту, молитве и песнопению, хранить в сердце страх Божий и удаляться суеты мирской, преподобный Ефрем почил в глубокой старости 28 января 1053 года. По его завещанию, с ним положена в гроб и глава брата его Георгия (8).
Еще в XVI веке в Борисоглебском монастыре начали почитать святого подвижника и бережно хранили его житие. Честные мощи святого Ефрема, обретены 11 июня 1572 году. Высокопреосвященнейший Леонид, архиепископ Новгородский, возвращаясь из Москвы в Великий Новгород, посетил для молитвенного поклонения Борисоглебскую обитель. Он спросил братию, где положены мощи чудотворца. При нем открыли гробницу преподобного, увидели его нетленные мощи и ощутили благоухание (9).
Прославление преподобного Ефрема произошло в 1584-1587 годах при высокопреосвященнейшем Дионисии, митрополите Московском и всея России и высопреосвященнейшем Александре, архиепископе Новгородском. С этого времени установлено местное празднование и составлена ему служба, общецерковное позднее (10).
Житие и чудеса преподобного Ефрема описаны насельником Новгородского Юрьева монастыря иеромонахом Иоасафом (11).
Мощи святого Ефрема почивали в соборном храме Борисоглебского монастыря, в начале XX века в серебряной раке, устроенной в 1874 году. Ежегодно 11 / 24 (н. ст.) июня совершался крестный ход вокруг монастыря с мощами преподобного. Второй крестный ход в обитель из всех городских храмов проходил 28 января / 10 февраля (н. ст.) (12).
Другой святыней обители являлась местночтимая икона Божией Матери “Одигитрия”. В ризнице монастыря хранились деревянные церковные сосуды, которые по преданию употреблял при богослужении преподобный Ефрем (13).
Во время междоусобных войн в 1166 году обитель Борисоглебскую разорили приближенные князя Святослава Ростиславовича. После этого монастырь неоднократно опустошался русскими и татарами. Литовцы довершили разорение обители: остался только один каменный храм, построенный при преподобном Ефреме (14).
Славянское поселение на территории Торжка возникло на рубеже IX-X веков. С XII века многие начали селиться для торговли около Борисоглебского храма, и место получило название Новый Торг.
В царствование Василия Иоанновича Шуйского на Торжок вновь напали литовцы, сожгли и ограбили все городские храмы. Остался невредим только один Борисоглебский храм с мощами преподобного Ефрема и преподобного Аркадия. В 1785 году на пожертвования императрицы Екатерины II и усердием жителей Торжка Борисоглебский храм в обители перестроили и обогатили утварью (15).
Заново освятили соборный храм в 1895 году при высокопреосвященном Савве (Тихомирове), архиепископе Тверском и Старицком (16).
В “Подлиннике иконописном” 28 января (ст. ст.) читаем о его изображении: “…преподобнаго отца нашего …Ефрема Новоторжскаго, сед, брада подоле Николины, на главе схима, в руках церковь” и 11 июня (ст. ст.): “…преподобнаго отца нашего Ефрема Новоторжскаго чудотворца, подобием что Никола, на главе схима, в руках церковь” (17).
На свитке, который преподобный Ефрем держит в руке на иконе, обычно пишется текст: “Оставив свой болярский сан и дом, воздвиже храм во имя государей своих, святых Бориса и Глеба, и множество иноков собрав, обитель устрои, довольно в посте и молитвах потрудився” (18).
Тропарь
Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временной жизни подвиг совершил еси. Темже источаеши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Ефреме преблаженне, сего ради зовем: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою исцеления.
Кондак
Яко богоявленная Российская звезда, днесь сияя чудесы, явился еси, преподобне отче Ефреме. Тем не престай моляся о стаде своем, сохраняй отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почитающих и к честным мощем твоим усердно притекающих, да велегласно тебе вопием: радуйся, богомудре Ефреме, отче наш (19).
Примечания
- Верный месяцеслов всех русских святых, прославленных с 1072 по 1918 годы. Сост. еп. Афанасий (Сахаров). М., 2015. С. 12, 23, 29, 37.
- Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею церковью или местно. “Русская симфония”. М., 2008. С. 55.
- Богослужебный месяцеслов на 2018 г. Изд. МП РПЦ. М., 2017. С. 38, 60.
- Город Торжок Тверской области, упоминается в летописях с 1139 г. // Архиепископ Филарет. Русские святые. С. 56. // Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, чудотворец. Родился в Вязьме. Келейник и ученик преподобного Ефрема, архимандрита Борисоглебского монастыря. Аркадий славился святостью жизни, подражая во всем учителю своему, преподобному Ефрему. Преставился мирно в обители в 1077 году. Мощи его почивали в Новоторжском Борисоглебском монастыре, под спудом. В Вязьме на месте подвигов преподобного Аркадия в 1832 году открыт Аркадиевский общежительный женский монастырь. Память преподобного: 14/ 27 (н. ст.) августа и 13/ 27 (н.ст.) декабря. / Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви. М., 1991. С. 33.
- Река Тверца – левый приток Волги – берет свое начало близ Вышнего Волочка, в Тверской области.
- Архиепископ Филарет. Русские святые. С. 56.
- Считается, что на месте странноприимного дома святого Ефрема, позже был монастырь во имя преподобного Симеона Столпника – “Симеоновский на Дорогощи”, к югу от Торжка. На его месте существовал Симеоновский погост. / Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Январь-апрель. Кн. 2. Репринтное изд. Оптина Пустынь. М., 1994. С. 171. // Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. Репринтное изд. М., 2007. С. 454. // Православные монастыри России. “Сибирский хронограф”. Новосибирск, 2000. С. 189.
- Святые Новгородской земли, или история Святой Северной Руси в ликах X-XVIII вв. Т. 1. X-XV вв. Великий Новгород, 2006. С. 48. // Материал для историко-топографического изследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. Т. II. Сост. Зверинский В.В. СПб., 1892. С. 79.
- Высокопреосвященнейший Леонид, архиепископ Новгородский находился на Новгородской кафедре с 1571 г. по 1575 г. / Кафедра Новгородских святителей. 992-1575. Т. I. Великий Новгород, 2011. С. 649.
- Высокопреосвященнейший Дионисий, митрополит Московский и всея России. На кафедре в 1581-1586 гг. / История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. ПСТГУ. М., 2006. С. 122. // Высопреосвященнейший Александр, архиепископ (митрополит – с 1590 г.) Новгородский, Великолукский и всего Поморья. На кафедре в 1577-1591 гг. / Кафедра Новгородских святителей. 1576-1900. Т. II. Великий Новгород, 2011. С. 701. // Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Репринтное изд. М., 1998. С. 117. // Преподобный Ефрем упоминается в печатных святцах и служебных книгах XVII в. / Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. I. Восточная агиология. “Православная энциклопедия”. М., 1997. С. 610.
- Книга, глаголемая описание о Российских святых. Репринтное изд. Изд. Валаамского монастыря. М., 1995. С. 183.
- Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Т. 2. Репринтное изд. “Николин день”. М., 2016. С. 1544.
- Православныя Русския обители. Сост. П.П. Сойкин. Репринтное изд. “Воскресение”. СПб., 1994. С. 434.
- Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. “Книжная палата”. М., 2000. С. 467.
- Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. Репринтное изд. “Книга”. М., 1991. С. 96-97.
- Высокопреосвященнейший Савва (Тихомиров), архиепископ Тверской и Старицкий, на кафедре в 1879-1896 гг. / История иерархии РПЦ. С. 486.
- Подлинник иконописный. Изд. Большакова С.Т. Под ред. Успенского А.И. Репринтное изд. “Паломник”. М., 1998. С. 69, 106.
- Филатов В.В., Камчатнова Ю.В. Наименование и надписи на иконных изображениях: Справочник для иконописцев. “Православная педагогика”. М., 2004. С. 216.
- Жития русских святых. Сентябрь-февраль. Т. II. “Сибирская благозвонница”. М., 2002. С. 836.