Епископ Исидор: “Православие – это твердая основа для достижения великих целей”
Интервью епископа Смоленского и Рославльского Исидора в программе “Вести – интервью” в эфире телеканала Россия 24 – Смоленск
Сергей Новиков: Добрый вечер, уважаемые телезрители! Совсем недавно, на состоявшемся в начале мая в Москве Священном Синоде было принято решение об образовании четырех новых митрополий Русской Православной Церкви. В частности, наш Смоленский регион входит в число тех территорий, где тоже образована митрополия. Сегодня мы будем беседовать на эту тему с владыкой Исидором. Добрый вечер, владыко!
Епископ Исидор: Добрый вечер, уважаемый Сергей Николаевич! Добрый вечер, уважаемые телезрители!
Сергей Новиков: Я бы должен представить вас по привычке – “епископ Смоленский и Вяземкий”, но в связи с недавними преобразованиями должен озвучить ваш новый статус – “епископ Смоленский и Рославльский”. Еще одна епархия будет действовать у нас на территории Смоленщины с центром в Вязьме, Вяземская и Гагаринская епархия. Владыко, как можно расценить то, что наша Смоленщина приобрела вот такой новый статус?
Епископ Исидор: Это решение, которое было принято Святейшим Патриархом Кириллом и Священным Синодом Русской Православной Церкви, – ожидаемое решение, поскольку Святейший Патриарх Кирилл, став главой Русской Православной Церкви, начал это огромное дело создания митрополий по всей Русской Православной Церкви и выделение новых епархий. Принцип, которым руководствуется Патриарх, нам известен. Это связано с возможностью более активной пастырской деятельности, возможности осуществлять ее. А в данном случае, в отношении митрополий, это и возможность архиереям управлять чуть меньшим количеством священнослужителей, посвящая большее время и своему архиерейскому служению, и окормлению паствы, имея возможность концентрировать внимание на развитии духовного образования и иных форм церковной миссии. Поэтому и создание Смоленской митрополии, главой которой решением Священного Синода от 5 мая, я являюсь, – также ожидаемое решение, которое определило быть новой епархии выделенной из состава Смоленской – это Вяземско-Гагаринская епархия, для того, чтобы мы с моим новым коллегой, который очень скоро будет рукоположен в сан епископа, могли более активно осуществлять свою церковную миссию.
Сергей Новиков: Владыко Исидор, можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем вас ожидает тоже принятие сана митрополита, поскольку во главе митрополии должен находиться митрополит?
Епископ Исидор: По логике вещей, так и должно быть. Поэтому я готовлюсь к тому, что Святейший Патриарх Кирилл пригласит меня в Москву или иной город своего первосвятительского служения, чтобы в соответствии с решением Священного Синода, возвести в сан митрополита. Когда и где это состоится, пока нам неизвестно. Святейший Патриарх Кирилл сам определит дату и место.
Сергей Новиков: Владыко Исидор, поскольку создается совершенно новая структура, если говорить о Вяземско-Гагаринской епархии, это означает, что нужно создавать новые штаты, позаботиться о том, как они будут взаимодействовать, и так далее… Кто будет входить в этот аппарат – уже служащие на вяземской земле священники? Или вы склонитесь к тому, чтобы призвать кого-то со стороны?
Епископ Исидор: У нас, в Смоленской митрополии, есть Епархиальное управление, которое позволит определенное время после этого решения Священного Синода помогать Вяземско-Гагаринской епархии в управлении. До момента создания органов Епархиального управления новым архиереем. Они постепенно будут созданы, и мы передадим часть своих полномочий по управлению новосозданной епархией. В любом случае, мы не будем оставлять все это на волю судеб. Со стороны главы митрополии будет контроль за процессом передачи дел и воссоздания необходимых епархиальных органов с привлечением того духовенства, которое находится в пределах Вяземско-Гагаринской епархии, и тех мирян, которые трудятся и в Вязьме, и в Гагарине.
Сергей Новиков: Владыко Исидор, на протяжении православной истории Смоленщины у руля правления церковными делами много раз находились митрополиты, но митрополией Смоленская земля никогда не являлась. Такое историческое событие произошло. Чем это обернется для Смоленщины?
Епископ Исидор: Во-первых, у нас появляется новая структура, которой является митрополия, этот орган церковного управления будет позволять нам с новым епископом и новым Епархиальным управлением, которое будет в Вязьме и Гагарине, координировать нашу совместную деятельность, имея возможность более активно взаимодействовать с общественностью, органами власти и с народом Божиим.
Новый статус, с одной стороны, это оценка наших общих трудов с духовенством епархии, с другой – новые задачи по развитию церковной миссии на нашей земле.
Сергей Новиков: Владыко Исидор, что касается Смоленщины, можно говорить, что здесь четко отлаженный механизм, существует множество отделов епархии, каждый из которых исполняет свою функцию и довольно успешно. Не было ли мысли, чтобы часть функций, находящихся в сфере обязанностей Смоленской епархии передать новообразованной?
Епископ Исидор: Конечно, такая мысль есть. Но во многом дела, касающиеся Вяземско-Гагаринской епархии, будут решаться здесь, в Смоленске. Областной центр, Администрация области здесь. То юридическое управление, которое существует в епархии, представлено квалифицированным сотрудниками. Нет необходимости создавать дополнительные структуры в Вязьме. Есть очень мощный архитектурно-строительный отдел и иные отделы епархии, которые способны решать вопросы в том числе относящиеся к Вяземско-Гагаринской епархии. Так что что-то будет делегировано, а что-то будет осуществляться здесь, на месте.
Сергей Новиков: Владыко Исидор, можно ли говорить о том, что начинать с нуля не просто сложно, а очень сложно. Может быть, есть какие-то предпосылки к тому, чтобы новая епархия заработала более уверенно с самого начала?
Епископ Исидор: Хотел бы вас поправить в том, что мы начинаем не с нуля, потому что и в Вязьме, и в Гагарине развита церковная жизнь. Это благочиния, на фундаменте которых и будет построена новая епархиальная структура. В этом смысле мы не испытываем никаких беспокойств.
Сергей Новиков: Прежде чем перейти к другой теме, которую мы обязательно сегодня должны затронуть, я хотел бы пожелать Смоленской митрополии в связи с таким историческим событием благоденствия, и самых больших успехов вам как руководителю митрополии.
Епископ Исидор: Спасибо, Сергей Николаевич.
Сергей Новиков: И перейти к следующему вопросу хочу: как известно, сейчас в России находятся мощи святого Георгия Победоносца. И вот по центральным каналам прошла информация, что мощи посетят 20 городов. В числе этих городов назван Смоленск. Когда святыню можно встречать?
Епископ Исидор: Я рад сообщить всем нашим уважаемым дорогим телезрителям, что десница, то есть правая рука великомученика Георгия Победоносца со святой горы Афон, которая побывала уже в ряде городов, в том числе в городе Москве, торжественно будет принесена в приделы Смоленской митрополии с 8 по 13 июня. Каждый житель нашей области будет иметь возможность прийти и в Успенский собор города Смоленска, и в Троицкий собор города Вязьмы, чтобы поклониться святым мощам великомученика Георгия Победоносца.
Пользуясь высокой площадкой телестудии, я приглашаю наших уважаемых телезрителей, всех смолян приобщиться, приложиться к этой великой мировой святыне, которую почитают не только православные христиане, но и христиане иных конфессий, и представители иных религий. Великомученик Георгий хорошо известен во всем мире. Дополнительная информация будет нами размещена в СМИ Смоленской области и в СМИ епархиальных структур.
Сергей Новиков: Давайте немного подробнее поговорим о самих мощах: где они находятся и какое значение для русского православия имеют?
Епископ Исидор: Десница святого великомученика Георгия Победоносца, которая будет принесена к нам на Смоленщину, многие столетия находится в Афонском монастыре Ксенофонт. Священноархимандрит этого монастыря Алексий с афонскими монахами прибудет к нам с этой великой святыней на Смоленщину. Сам великомукомученик Георгий Победоносец, как нам с вами известно, просиял своим житием в III веке. Он именуется Победоносцем, потому что, по церковному преданию, победил змия, который угрожал жителям его родного города Бейрута, кроме этого, он всегда помогал воинам, обращавшимся к нему с молитвой. Герб города Москвы содержит изображение великомученика Георгия Победоносца. И Победа в Великой Отечественной войне так или иначе связана с именем святого Георгия Победоносца, поскольку 6 мая, в день памяти этого святого, мы отмечаем начало празднования Великой Победы. Так что великомученик Георгий Победоносец – охранитель нашего народа от иноземных захватчиков и великий святой, который помогает всякому человеку, обращающемуся к нему за помощью.
Сергей Новиков: Владыко Исидор, то что Русская Церковь живет такой полнокровной жизнью, что очень много святынь, благодаря инициативе Патриархии появляется в приделах России для поклонения, какое это значение имеет в наши дни?
Епископ Исидор: Это имеет очень важное объединяющее значение, позволяет всему нашему народу чувствовать те великие традиции, которыми богата наша русская история, чувствовать приобщенность к тем нравственным, духовным идеалам, которыми мы обладаем. И эти частые посещения России мощами великих угодников Божиих, чудотворными иконами, в данном случае десницей Георгия Победоносца, – это, с точки зрения нас, православных христиан, та великая милость, которую Господь через Своих святых оказывает нам, всему народу, живущему на святой Руси.
Сергей Новиков: Владыко, у нас остается пять минут. Давайте мы поговорим о месте христианства в контексте сегодняшней жизни. Что сегодня представляет собой христианство, Православие, в современной России, прежде всего, для молодых людей?
Епископ Исидор: Христианство, а в данном случае, мы должны прямо говорить о традициях Православия, если говорим о России, – это твердая основа для жизни всякого человека, в том числе, для молодого, на его жизненном пути. Опираясь на эту основу, он может достигать великих целей. Всякая великая цель требует от человека сосредоточенности, мобилизации внутренних сил. Православие помогает человеку внутренне мобилизоваться, помогает человеку Божией силой достигать поставленных целей. Примером тому являются русские святые, которые просияли не только как монахи в пустынях, но и как великие церковные деятели, иерархи, великие полководцы, цари, великие князья. Это наш пример, которому каждый русский человек может следовать, подражая Христу и нашим русским святым.
Сергей Новиков: По вашим наблюдениям, насколько активно происходит возвращение русского народа к Православию? Если учесть, что за семь с половиной десятилетий безбожия выросло три-четыре поколения… И то, что сейчас люди возвращаются в Православие, – как вы думаете, насколько это интенсивно? Насколько этот процесс надо, может быть, усилить?
Епископ Исидор: С моей точки зрения, процесс возвращения людей к Богу и в лоно Русской Православной Церкви происходит достаточно интенсивно. Но эта интенсивность должна определяться и осознанием своего возвращения в Церковь, реальным присутствие в жизни Церкви.
Сергей Новиков: Владыко, простите, нам позвонили, давайте ответим.
Епископ Исидор: Замечательно.
Сергей Новиков: Пожалуйста, слушаем вас.
Телезритель: Я хотел сказать, что на Тихвинском кладбище на усыпальнице находится мозаичная икона, которая сейчас разрушается. Можно ли ее отреставрировать?
Епископ Исидор: Благодарю вас за ваш вопрос, который беспокоит и меня, и духовенство епархии. Действительно, на Тихвинском кладбище находится полузаброшенная часовня. Трудно представить себе, что она имеет православное происхождение: это не храм и даже не часовня, в полном смысле. Это некое сооружение, которое, конечно же, было бы неплохо, чтобы нашими общими усилиями – Церкви и народа – было восстановлено, и восстановлена та мозаичная икона. Я услышал вас, давайте вместе предпримем усилия, чтобы восстановить эту замечательную святыню.
Сергей Новиков: Уважаемый владыко, наше время истекает. Я благодарю вас за беседу, благодарю наших телезрителей за внимание. Владыко, желаю вам помощи Божией во всем, особенно, если иметь в виду, что у вас теперь новое поприще – поприще руководителя Смоленской митрополией.
Епископ Исидор: Спасибо, Сергей Николаевич! Спасибо, уважаемые телезрители!
Сергей Новиков: Всего доброго.