Рецензия на учебное пособие “История православной культуры земли Смоленской”
Рецензия ведущего научного сотрудника Института теории образования и педагогики РАО, и. о. профессора кафедры государственно-правовых дисциплин Высшей школы социально-управленческого консалтинга, кандидата исторических наук А. В. Овчинникова на учебное пособие “История православной культуры земли Смоленской” (Смоленск, 2002 г.), подготовленное авторским коллективом в составе: М. Ю. Андрицовой, Д. В. Валуева, Т. П. Довгий
Вышедшее пособие имеет целью познакомить учащихся с важнейшим элементом культурно-исторического развития Смоленского края его православной культурой. Авторы пособия подошли к решаемой задаче научно и методически грамотно, четко отобрав имеющийся в источниках материал, изложив его в популярной и понятной для современного школьника форме.
Вызывает уважение грамотно сформированный методический аппарат, который структурирует большой культурологический материал в четкую форму, которая, безусловно, будет легко усваиваться учащимися, а также удобна для педагога в процессе подготовки к урокам, определении образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Основные “правила” достижения успеха при знакомстве учащихся с пособием ясно изложены в разделе “Как работать с учебным пособием” (с. 11).
Пособие разбито на главы, каждая из которых посвящена определенному историческому периоду. Отрадно отметить, что периодизация истории развития православной культуры тесно связана с периодизацией отечественной истории, наиболее распространенной как в отечественной исторической науке, так и в учебной литературе, не противоречит ей.
Пособие выполняет важные образовательные задачи, в частности систематизирует знания учащихся об одной из основных
религий, исповедание которой принято на территории Российской Федерации. При этом подача материала осуществляется таким образом, что авторов книги нельзя упрекнуть в пропаганде превосходства православной веры над другими религиозными верованиями. Замысел авторского коллектива состоит в том, чтобы, познакомив школьников с историей православной культуры земли Смоленской, привить им уважение к той богатой историко-культурной традиции, знание которой поможет глубже осознать важность современных проблем духовного развития общества, необходимость толерантного отношения ко всем россиянам, независимо от вероисповедания.
На протяжении всего учебного пособия встречаются ссылки на репрезентативный круг источников и исторических работ, причем сделано это в популярной, удобной для школьника форме. Достаточно сказать, что на сс. 95—96 упоминаются фамилии С. П. Писарева, Г. Богуславского, Д. Вишневского. Все это способствует качественному усвоению истории своего родного края юными жителями Смоленщины, а значит, имеет большое общественное значение для развития содержания регионального образования.
Обращая внимание на православно-ориентированное содержание учебного пособия необходимо отметить, что авторы излагают вопросы, связанные с православным вероисповеданием в широком культурно историческом контексте, применяя новейшие методические приемы, положительно отмеченные современной педагогической наукой. В пособии можно встретить элементы структурно — функционального анализа содержания историко-культурологического материала, четко обозначен методический аппарат.
Сказанное позволяет свидетельствовать о четко продуманной педагогической технологии, позволившей подать столь сложный, ранее исключенный (в силу идеологической заданности), историко-культурный материал в жанре светского учебного пособия.
В связи с широкой общественной дискуссией о законности введения в учебный курс преподавания основ православной культуры (в контексте рецензии на данное пособие) следует отметить, что согласно п. 3 ст. 14 Конвенции ООН “О правах ребенка”, вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 г. и п. 2. ст. 9 Конвенции Совета Европы “О защите прав человека и основных свобод” от 4 ноября 1950 г. свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной или государственной безопасности, общественного порядка (ordere public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Эти положения конкретизируются в Российском законодательстве. Исходя из вышеназванных норм международного права, Конституция РФ, ст. 29. гарантирует каждому свободу мысли и слова, при запрете лишь пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, чего, как показывает текстологический анализ, в рецензируемом пособии нет. Пункт 4 данной статьи гарантирует свободно распространять информацию не содержащую только государственной тайны. В пособии также и нет призывов к исповеданию православной веры, а значит и не имеется оснований для ущемления прав других конфессий, что соответствует нормам ст. 28 Конституции РФ
Одним из принципов государственной политики в области образования согласно ст. 2 Закона РФ “Об образовании” является светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Это означает свободу государственного, муниципального, образовательного учреждения от прямого религиозного (конфессионального) воздействия.
Прямое религиозное или конфессиональное воздействие не усматривается при текстологическом анализе рецензируемого пособия. Его текст носит образовательно-культурологический характер, поэтому использование данного пособия в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях не противоречит законодательству Российской Федерации и вполне допустимо. Пособие безусловно дает адекватные представления учащимся об истории культуры Смоленской земли, тем самым способствует расширению их кругозора.
Ведущий научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО,
и. о. профессора кафедры государственно-правовых дисциплин
Высшей школы социально-управленческого консалтинга, кандидат исторических наук
А. В. Овчинников