Митрополит Исидор возглавил молебен с акафистом прп. Сергию Радонежскому в Соловьиной роще
Фотогалерея
10 февраля 2021 года, в среду Седмицы 36-й по Пятидесятнице в храме в честь преподобного Сергия Радонежского в микрорайоне Соловьиная роща города Смоленска митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор в сослужении священнослужителей Свято-Сергиевского храма совершил молебен с акафистом преподобному Сергию.
Радость совместной молитвы с духовенством раздели прихожане, жители микрорайона Соловьиная роща.
После чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к верующим с архипастырским словом:
Дорогие братья и сестры! Продолжая наши размышления, предлагается нам с вами поразмыслить над таким понятием как “Церковь и образование”. Сам смысл слова “образование” предполагает, что в этом процессе неотъемлемыми участниками являются личность автора и учителя с одной стороны и личность ученика с другой. Сама этимология этого словообразования, говорящая нам об образе, указывает нам на то, что этим образцом, этим образом не может быть ничто иное и никто иной, но только сама личность. Поэтому сам образовательный процесс в обязательном порядке должен отражать собой деятельность личности. Как правило, речь идет о гуманитарных науках: филологии, философии и иных, а так же современном научном естествознании: физики, математики, биологии, астрономии. Все в совокупности является теми знаниями, обладание которыми, безусловно, предполагает взаимодействие, взаимоучастие и следования личности определенным образцам и образам этого знания.
Но эти знания будут несовершенными, пока они не дают ответа на главный вопрос: “Откуда и где начало этим знаниям”? Ответ на этот вопрос дает иная область, которая называется в естественной науке метафизикой. К ней мы относим такие направления науки, как теология и богословие, которые всего лишь указывают нам на источник нашего знания, поскольку личность Бога невозможно описать никакой наукой, к Богу не приложим ни один научный метод.
Поэтому богословие, теология и в целом, метафизика всего лишь указывают нам на Личность Бога и определяют для нас тот максимум знаний, который необходим нам для дополнения нашего неполного знания о природе и человеке. Почему наши знания о природе и человеке, полученные естественной, физической наукой, неполны? Потому что они не отвечают на главные и существенные вопросы, которые и не могут быть отражены в естественной науке по определению, поскольку Автор – Бог выше всякой науки, Автор выше всякого посредника, коим является учитель.
Ни сам научный метод, ни само научное знание никоим образом не могут противоречить знаниям о Боге, поскольку метафизика в своих пределах не пересекается с естественным научным знанием. Метафизика использует иные, не принятые естественной наукой методы, это иное научное знание. И когда те или иные ученые говорят о том, что Бога не существует, то это означает лишь то, что это знание о Нем выходит за пределы их научной компетентности, потому что никто из них Его бытие доказать научным образом не может. Проблема состоит даже не в том, что Богу в доказательствах Его существования не приложим научный метод, а в том вопросе, является ли Личность Бога для ученика, которым, в том числе, является и любой ученый, авторитетной. Степень авторитетности Автора и Учителя, коим является Бог, – это и есть ответ на вопрос, может ли быть ученый верующим или не может. Все зависит от того, насколько Личность Бога авторитетна для данного учителя.
Церковь всегда настаивает на том, что наши естественнонаучные знания не достаточны для того, чтобы определять подлинное назначение человека, подлинность назначения окружающей нас природы и подлинную цель нашей цивилизации. Невозможно без знаний о Боге, без Его Божественного Откровения дать точные ответы и указания на эту цель. Святая Церковь говорит о необходимости знаний о Боге, всячески поддерживая естественнонаучные знания, считая необходимым, чтобы эти знания развивались, поскольку подлинное научное знание имеет возможность подойти к пределу своих научных способностей.
Всякое подлинное высоко научное знание так или иначе в своем развитии подходит близко к необходимости в своем научном опыте метафизических знаний. Об этом вам скажет всякий хорошо знающий физику, математику и знающие прочие науки ученый. Об этом могут вам сказать и ученые, относящиеся к филологии и философии. Святая Церковь всячески поощряет эти знания и настаивает на том, что образование должно быть не само по себе, но должно указывать на подлинную цель и способы достижения этой цели. Святая Церковь ясно указывает на то, что всякое образование не может быть без образца и подлинной правды. И лучшим образцом и правдой, чем является Личность Бога, для всякого ученого и ученика ничего не может быть. Подлинно то знание, которое дает нам Бог через Божественное Откровение и тот опыт духовной жизни, который помогает нам постигать подлинного познания человека.
Личность преподобного Сергия, которая нам хорошо известна, указывает нам на то, что без стремления постигать Божественным разумением сверхъестественные знания – трудно. Трудно не только рассуждать о Боге, но и объяснять для себя вещи естественного порядка. Мы помним, как маленький Варфоломей просил искренне Бога в своих молитвах, чтобы Господь дал ему естественное разумение, чтобы Господь Своей Божественной Благодатью дал ему силы, дабы его память могла сохранять знания. Мы знаем из жития преподобного Сергия, как Господь направил ему Ангела в лице схимонаха, который вручил юному отроку Варфоломею просфору. Через употребление этой просфоры преподобный Сергий начал преуспевать в своих учебных занятиях. Он стал постигать мир естественный и стал постигать мир Божественный.
Традиционно с древних времен преподобному Сергию всегда молились, и мы молимся и будем молиться о том, чтобы по его молитвам Господь дал нам необходимые силы для наших знаний. Чтобы Господь проявил наши естественные способности, дал нам память, помог нашим детям постигать естественные науки. Чтобы благодать Божия открыла для нас мудрость Божию.
“В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Ин. 1:1.). Эти слова из Евангелия от Иоанна для кого-то являются чрезвычайным авторитетом, а для кого-то они, которых Священное Писание называет безумцами: “Рече безумен в сердце своем: нет Бога” (Пс.13.1), не значат ничего.
Но эта наша с вами субъективность нашего суждения и определяет всё в нашей жизни. Если мы бываем готовы к воздействию на нас Божественной благодати, если мы стремимся к очищению нашего сердца, значит Господь открывает нам кладезь Своего Божественного знания, значит Он умудрит нас в наших научных познаниях.
Дорогие мои, сколько бы лет каждому из нас не было – юный ты человек или может быть ты состоявшийся в жизни и летах, ко всему способный человек – помолись преподобному Сергию, попроси его помощи и предстательства в том, чтобы он умолил Бога открыть Божественные знания, помочь не сбиться с пути спасения, увидеть подлинное греховное состояние своей природы и найти через это знание силы молиться, чтобы дал усердие в молитве совершить необходимое покаяние. Молитвами преподобного Сергия пусть Господь откроет нам подлинное знание о нас самих и чтобы через эти знания мы могли, ориентируясь на нашего духовного наставника, получить от Бога спасение. Аминь.