Обновления

Атмосфера жизни в Боге

Главная > Беседа > Атмосфера жизни в Боге

Тема воспитания подрастающего поколения – это вечная тема. И, конечно же, принимает участие в этом процессе и Русская Православная Церковь. О том, какой опыт получают воспитанники воскресных школ, рассказал руководитель отдела Смоленской епархии по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерей Валерий Рябоконь.

2019-07-25-10

Фотогалерея

Возрождение традиций

– Отец Валерий, почему вообще существуют воскресные школы?

– Воскресные школы при приходах вообще можно назвать явлением естественным, поскольку научение детей вере всегда было традицией христианской семьи, а воскресные школы изначально преследовали цель дать детям более систематизированные познания в вероучении. Это мы видим и в конце XIX – начале XX веков. И когда в 90-х годах прошлого века традиции воскресных школ стали возрождаться, цели были те же самые.

2019-07-25-15

– Вы сказали, что это традиция, которая в какой-то определённый момент начала возрождаться. Насколько у нас это развито сейчас?

– Поскольку воскресная школа – это явление естественное для прихода как такового, где есть семьи с детьми, то крупные приходы и приходы, которые давно образованы, в большинстве своём имеют воскресные школы. И речь идёт не только о городах, но и о деревнях, о сёлах. Священнослужители уделяют большое внимание духовному, нравственному воспитанию детей, их образованию на приходах. На новообразованных приходах этот процесс немножко затяжной, так как для её формирования нужны дети, дети прихожан. Церковная община нового прихода формируется постепенно, и с новыми прихожанами приходят дети, которые впоследствии и будут объединены в воскресную школу. Необходимо отметить, что наличие при приходе крепкой церковной общины является и важным фактором для правильной деятельности воскресной школы. Для ребят приходская община являет пример христианской семьи и литургической жизни.

– Меня слово “школа” наталкивает на мысль о том, что должна быть какая-то образовательная программа. Что касается воскресных школ, они объединены общей программой или они объединены только общей концепцией?

– Как вы правильно отметили, школа предполагает обучение, а значит, и наличие программы. В последние годы вопрос о необходимости выработки единой программы обучения для воскресных школ решался Синодальным отделом по религиозному образованию и катехизации. Проводился мониторинг деятельности воскресных школ в епархиях, изучался педагогический опыт школ и тех задач, которые стоят перед современной воскресной школой. Программа разрабатывалась, и даже появился некий стандарт образовательной программы для воскресных школ, где прописаны необходимые предметы с расчасовкой на несколько лет обучения. И это действительно необходимо, поскольку требования относительно религиозного образования как одной из функций воскресных школ должны быть в какой-то степени едины для всех.

– А какие предметы изучаются в воскресных школах?

– В перечень вероучительных предметов входят библейская история Ветхого и Нового Заветов, история Церкви, история святости, основы нравственности и этики, церковнославянский язык, церковное пение, изучение богослужения и другие предметы. Это то, что является важной основой, которая формирует правильное понимание ребёнком основополагающих понятий веры, причастности к Церкви.

От теории к практике

– У меня закрепилась такая ассоциация с воскресными школами, что там есть ещё достаточно большая творческая составляющая…

– Это верно, поскольку воскресная школа кроме важной задачи образования должна нести задачу духовно-нравственного воспитания. И я бы сказал, что это должно быть первостепенно, поскольку нельзя отрывать изучение Евангелия, основ христианской жизни от собственно самой жизни. Можно сказать, что воскресная школа и является той платформой, где это учение, это образование ума получает свое практическое осуществление. Это, конечно же, и вовлечение в приходскую жизнь: дети участвуют в различных приходских мероприятиях, богослужебной деятельности. Это и межличностное взаимодействие, в котором они учатся быть христианами. Те евангельские принципы, на которых они должны основывать свою жизнь, – это не теория, это тот евангельский зов к просвещению нашего ума и сердца и к спасению души через опыт жизни в Боге. Всё это достигается путём участия и в церковной жизни, в общении на мероприятиях и занятиях. Для того чтобы личность свободно и творчески развивалась, мы создаём условия для этого развития. Воскресная школа должна восприниматься как такой семейный дом, где дети получают знания и чувствуют себя комфортно. Такая среда и создаётся путём наличия всевозможных творческих занятий. По крайней мере, в храме Новомучеников, настоятелем которого я являюсь и где одна из самых крупных школ в Смоленске, эти творческие занятия есть. Это и гончарная мастерская, и рисование песком на специальном столе, и изостудия, и театральные пробы, потому что мы ежегодно готовим рождественские и пасхальные спектакли и концерты.

– Всё, о чём вы говорите, – это достаточно большой объём информации, занятий. Как это уместить в один день – дети же посещают воскресную школу, как я понимаю, по воскресеньям?

– Конечно, основной день, когда дети посещают воскресную школу, – это воскресенье, поскольку некоторые школьники, особенно учащиеся старших классов, имеют возможность приходить в храм и на занятия только в воскресный день. Обычно у нас с 12:00 до 15:00 проходят занятия, но здесь у нас есть место и игре, и творческим, и досуговым занятиям, и даже обеду. Три часа – это достаточно продолжительное время. С другой стороны, есть и среди недели дни, когда воспитанники школы приходят на творческие занятия.

– А с какого возраста дети могут обучаться в воскресной школе?

– Если говорить в общем, то с любого. Наша младшая группа принимает воспитанников с трёх с половиной лет. Ну а в частности, конечно, всё зависит от возможностей прихода, потому что разные возрастные группы требуют определённого психологического и педагогического подхода, соответствующей материально-технической базы. Всё-таки требования к организации достаточно высоки. Это не просто парта и стулья – необходимо создать те условия, в которых ребёнку будет комфортно и заниматься, и отдыхать, и развиваться. Поэтому, конечно, у малых приходов, которые не обладают такой базой, меньше возможностей для разных вариантов работы с детьми. Но опять-таки всё зависит от священника и его помощников, педагогов. Если на приходе есть талантливый педагог, который, скажем, плетёт из бисера, то пусть это будут уроки бисероплетения, но при этом, например, не будет возможности учить церковнославянскому языку – значит, школа будет существовать в таком вот формате.

– Вообще, в учебном процессе личность педагога очень важна…

– Безусловно, как и в любом образовании. Однако в воскресной школе первое важное – это личность священнослужителя, поскольку он как пастырь является тем, за кем идут люди, тем, кто проповедует, несёт свет Евангельского учения. И поэтому для ребёнка связь в воскресной школе со священнослужителем необходима. Если мы будем ограничиваться только работой педагогов, это будет такой очень нехороший отрыв от реальности.

– Тогда сам собой напрашивается вопрос: а преподают ли священнослужители в воскресных школах?

– По крайней мере, стараются. В храме Новомучеников это обязательное условие. А что касается педагогов, мы находим их в основном из числа наших прихожан, имеющих педагогическое образование и желание преподавать, помогать в воскресной школе, потому что образование и воспитание должно быть высококвалифицированным. Опыт преподавателей общеобразовательных школ для нас очень важен, поскольку современная школа развивается, появляются новые технологии, и это помогает и нам развиваться. Стараемся делать свои занятия более интересными, интерактивными – используем все достижения современной педагогики. А в малых приходах, если нет педагогов, часто деятельностью воскресной школы занимаются священник и его супруга. И это тоже не может быть минусом с точки зрения образования в воскресной школе. Важной задачей воскресной школы является воцерковление детей, а не пополнение числа прихожан. Школа помогает ребёнку увидеть в Церкви семью, где они смогут достигать того, к чему Господь нас призывает: это жизнь во Христе, стремление к нему как к Пути, к Истине и к Жизни, духовное возрастание.

Дети – самые строгие учителя

– Если родители хотят отдать своего ребёнка в воскресную школу, что им нужно делать?

– Чисто технически нужно подойти к священнику или к тому, кто ответствен за деятельность воскресной школы, и узнать, как это делается. Требования, конечно, разнятся, но обычно это предварительная запись в воскресную школу и собеседование. Я могу рассказать об опыте храма Новомучеников. Мы перед началом учебного года всё лето проводим запись, регистрируем тех, кто желает поступить в воскресную школу, затем проводим родительское собрание, где рассказываем о нашей деятельности и об обязанностях родителей, поскольку выступаем категорически против того, чтобы родители, отдавая детей в воскресную школу, преследовали свои цели по воспитанию детей: “Мы его отдаём. Вы его воспитывайте, потому что он уже начал себя плохо вести”.

– Об этом сейчас говорят и педагоги общеобразовательных школ, и психологи, и другие специалисты, что родители склонны отдать ребёнка и сидеть ждать чуда…

– В деле духовно-нравственного воспитания, которое мы основываем на жизни церковной общины, это и недопустимо, потому что ребёнок должен гармонично воспитываться в христианской семье. Мы стараемся родителей убедить в том, что совместное посещение богослужений, участие в приходских праздниках и мероприятиях – это очень важно и для того, чтобы те знания, которые ребёнок приобретает, были для него основополагающими, и не было такого разделения, что ему говорят об одном, а в жизни происходит совсем другое. И это находит со стороны родителей понимание.

– У меня, кстати, здесь возникает вопрос, а не стоит ли родителям позаботиться о приобретении знаний и самим, если они отдают ребёнка в воскресную школу? Не теряют ли они своего родительского авторитета, если ребёнок знает больше, чем они?

– Думаю, родители не утратят в глазах детей авторитет при отсутствии определённых знаний в вере. Однако некоторые родители рассказывают, как дети осуждают какие-то родительские поступки, приводя те евангельские примеры или те нравственные нормы, о которых они услышали на уроках. Это, конечно, мотивирует родителей соответственно себя вести, и в первую очередь перед детьми. И есть действительно опыт, когда родители покупают какую-то литературу, советуются со священником, как выстраивать отношения с детьми, как собственные отношения выстраивать. Было бы идеально, если бы параллельно с детской воскресной школой у нас в классах и родители занимались. Мы предлагаем эти условия: у нас параллельно проходят занятия со взрослыми. Особенно активны родители детей из нашей первой ступени – от трёх с половиной до шести лет. Может, это связано с тем, что именно в это время родители более щепетильны, большое внимание уделяют детям и их воспитанию. Они не возлагают на приход свою ответственность, а понимают, что сами, может, с чем-то не справляются, не имея определённых знаний, и приходят, участвуют в наших мероприятиях. Есть полное понимание со стороны родителей, что и им необходимо как-то возрастать, потому что в этом возрасте дети – это самые строгие учителя. Как только заканчивается урок, они приходят и начинают, во-первых, пересказывать то, что было, а во-вторых, измерять всю жизнь семьи, руководствуясь тем идеалом евангельским, о котором они услышали на наших уроках.

– А вообще, взаимодействие детской воскресной школы с родителями как выстраивается? Бывают ли, как в общеобразовательных школах, какие-то родительские собрания?

– Родительские собрания у нас только установочные – в начале года и в конце. Больше всего у нас неформальные отношения. Опять же, воскресная школа – это часть жизни нашей приходской семьи, а родители – наши прихожане, поэтому взаимоотношения наши складываются в семейных, досуговых встречах, в организации праздников, утренников рождественских и пасхальных.

– Что касается сходства и различия между общеобразовательной и воскресной школами: есть ли какая-то система контроля, оценки знаний?

– По крайней мере, в нашей школе мы не ставим такую цель. Дети не ведут дневников, где мы ставим оценки, но ведут тетрадей, в которых записывают уроки и задания к ним. Оценка знаний происходит в реальном режиме не педагогами, а самими детьми. Мы стараемся сделать так, чтобы у детей было восприятие, что то, чему мы учим, это не что-то обязательное, что нужно зубрить, а то важное, интересное, необходимое, что они должны знать. И дети тянутся к этим знаниям.

Уникальный опыт

– Не могу об этом не спросить. В храме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской есть еще воскресная школа для взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья. Расскажите о ней…

– Да, она, по сути, существует столько же, сколько существует храм, – 18 лет. Это школа не только для взрослых, это школа семейного типа для людей с инвалидностью и их родителей. Уникальный опыт в Смоленской епархии и, наверное, если говорить о продолжительности этого опыта, во всей Русской Православной Церкви. Мы создали условия, когда семьи получают возможность взаимодействовать при приходе со священниками, с педагогами и находить здесь ту духовную поддержку, которая необходима, получать знания по истории церкви, по истории святости, по библейской священной истории. Каждое занятие начинается с молитвы, затем чаепитие, и затем проходят занятия в течение достаточно продолжительного времени. По субботам у нас эта школа проходит. И могу сказать, что это часть нашего прихода, нашей семьи. И слава Богу, что у нас есть возможность продолжать это дело, объединяя эти семьи, помогая им. Мы стараемся создавать условия не только комфорта, но и доверия, и, наверное, утешения в тех сложных жизненных обстоятельствах, в которых они оказались. Могу сказать о том, что это очень сильные люди. И мне бывает приятно, когда мне тяжело в моей деятельности, в моём служении, получать от них вот этот заряд жизнерадостности, бодрости, терпения, который они в себе несут.

– А почему выделили эту категорию людей и сделали отдельную школу? Если рассуждать логически, дети могут заниматься в детской воскресной школе, а взрослые – в школе для взрослых. Почему именно такую задачу поставили?

– Вот именно специально не выделяли. Эта школа образовалась сама собой. Такой задачи не ставили. Было несколько семей, они начали общаться и объединяться. И эта школа появилась даже раньше, чем наша детская воскресная школа и взрослая. Но есть у этой школы и своя специфика. В образовательной программе есть реабилитационные мастерские: керамическая мастерская, уроки духовного и светского пения. Но, конечно, никаких границ между нашими школами не может быть, кроме, пожалуй, возрастных. Каждая школа в какой-то степени – это как некий клуб, где есть свои интересы, свои направления, свои хобби, то, что объединяет людей между собой. У нас ещё, например, есть клуб для глухих и слабослышащих. Никто им не запрещает ходить в другую школу, всегда мы найдём сурдопереводчика, но они комфортно чувствуют себя в своём объединении, в своём клубе.

– А воскресная школа семейного типа для людей с инвалидностью – это уже такое сформировавшееся закрытое сообщество или всё-таки приходят туда новые люди?

– Наши двери всегда открыты, и приходят новые люди. Они участвуют в наших мероприятиях и занятиях, затем остаются. Главное, что сами родители и дети видят для себя в этом необходимость.

– Почему имеет смысл ходить в воскресную школу, какие у этого плюсы? У некоторых, например, такой взгляд: “Мы читаем с ребёнком детскую Библию, занимаемся дома творчеством – зачем нам что-то ещё?”

– Конечно, самообразование – это очень важный аспект образования, но воскресная школа – это не только образование в вопросах вероучения, но и духовное воспитание, а Церковь – это та семья, где есть Христос, где мы с вами все соприкасаемся не только с Его учением, но с той благодатью, той силой, которая нас ведёт к святости, которая нас возвышает в нашей духовной жизни. И, конечно же, Церковь как общность и воскресная школа как общность создают те условия, которые не могут быть только в одной семье. Это уже большая семья. А у большой семьи и свои законы, свои требования. Если ребёнок растёт один в семье, то здесь их много – 120 человек у нас в воскресной школе. Здесь уже другие условия для взаимоотношений. Это атмосфера не только жизни в Боге, но и жизни в любви, уважении, понимании, терпении – в тех христианских добродетелях, которые здесь, в храме и в воскресной школе, реальны.

Это не какие-то теоретические знания, а основа жизни и формирования личности.

Материал подготовлен при грантовой поддержке фонда “Православная инициатива”.

2019-07-25-1

Татьяна Борисова

Источник: smolgazeta.ru

Главная > Беседа > Атмосфера жизни в Боге