“Мы, россияне, должны помнить свою историю, ценить то, что имеем и стараться изменить жизнь к лучшему”
Фотогалерея
На “Радио России. Смоленск” выходит авторская программа Владимира Иващенко “Из первых уст”. Героиней одного из майских выпусков радиопередачи стала учительница русского языка и литературы МБОУ “Средняя школа № 12” города Смоленска Ольга Константиновна Сливкина – победитель регионального этапа XVI-го Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет “За нравственный подвиг учителя” в номинации “Лучшая методическая разработка в предметных областях “Основы религиозных культур и светской этики”, “Основы духовно-нравственной культуры народов России” и “Основы Православной веры”.
Мы публикуем текст интервью с Ольгой Константиновной Сливкиной.
– Ольга Константиновна, давайте начнем наш разговор с беседы о Вашем участии в конкурсе “За нравственный подвиг учителя”. Вы первый раз принимаете в нем участие? Что для вас значит участие в этом конкурсе?
– Я в этом конкурсе участвую уже второй раз. Первый раз в 2014 году я принимала участие со своим сборником “Уроки нравственного прозрения. Преподавание литературы в 7 классе”. В этом году состоялось мое второе участие и можно сказать, что оно более удачное.
– Конкурс называется “За нравственный подвиг учителя”. Что Вы, как педагог, вкладываете в это понятие?
– Прежде всего – любовь к детям. Я люблю свою профессию. Я считаю, что я на своем месте и стараюсь делать все, чтобы дети не просто приходили на урок и изучали то или иное произведение, а изучали его с душой.
– То есть, у Вас есть своя авторская методика?
– В основе моего преподавания лежит разговор с детьми о духовных ценностях, в основе которых – любовь к Богу.
– Как дети воспринимают Ваши уроки?
– Я считаю, что с детьми у меня полное взаимопонимание. Считаю, что детям на уроках интересно. Мы говорим с детьми о семье, о вере, о любви к Родине. Я с удовольствием с ними работаю.
– Уроки в каких классах Вы ведете?
– Я веду уроки в пятом, шестом и до одиннадцатого класса.
– Большие ли у Вас классы?
– Классы разные. От 15 до 30 человек.
– “Мир в доме твоем. Формирование семейных ценностей на уроках литературы”. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этой работе, когда родилась идея этой разработки?
– Эта работа – результат не одного года. Здесь собраны внеклассные мероприятия, программы внеурочной деятельности. За много лет мы провели различные открытые уроки, их конспекты тоже представлены. Здесь представлены и детские работы, с которыми мы с детьми участвовали на различных конкурсах, представлены сценарии спектаклей. У нас в школе действует театральный кружок, и мы с ребятами участвовали в городских и общешкольных конкурсах. Одним словом, здесь практически вся моя деятельность за последние десять лет.
– “Мир в доме твоем”. Что Вы вкладываете в это понятие?
– Прежде всего, дети должны думать о семье, о своем будущем. Детям нужно объяснить, что все в семье должно быть основано на любви и на уважении друг к другу. Дети сейчас маленькие, через некоторое время они вырастут, будут строить свою семью, и я думаю, иногда они будут вспоминать то, о чем мы им говорили на уроках.
– Проводя уроки, видите ли Вы, у кого из ребят благополучная семья, а у кого – нет. Происходит ли перевоспитание детей за школьные годы?
– Конечно, основа воспитания – это семейное воспитание. То, что дают родители детям, школа корректирует. И я стараюсь помочь тем детям, которые обделены любовью в семье.
– Взаимодействуете ли Вы с родителями из таких семей?
– Без сомнения. Родителей приглашаем в школу, говорим о каких-то проблемах, вместе стараемся их решить. Иногда это помогает, иногда требуется повторное приглашение родителей в школу.
– Все понимают, что “Мир в доме твоем” – это основа основ. Эта работа – коллективная или Ваша авторская?
– Это авторская работа. Здесь собраны уроки и классная работа. Вместе с детьми мы работаем и над сценариями для школьного театрального кружка.
– Когда пришло понимание, что эту работу, эту тему необходимо объединить в одну большую, скажем так, педагогическую разработку?
– Это получилось само собой. Я посмотрела на тот материал, который у меня есть, и решила объединить его под одним названием.
– Как называется ваша первая работа?
– “Мир нравственного воззрения, преподавания литературы в 7 классе. Аксиологический подход”.
– Расскажите, как Вы решили прийти в профессию педагога?
– Моя мама была преподавателем, другие родственники тоже работали в школе. У меня перед глазами был пример реального служения детям, служения людям. Я очень люблю литературу, поэтому у меня практически не было сомнения, какой сделать выбор после школы.
– Возвращаясь к теме конкурса, расскажите, организатором его выступает Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Взаимодействовали ли Вы ранее с этим Отделом? Каково Ваше отношение к Православию?
– Я считаю себя православной христианкой и считаю, что человек без веры в Бога очень многое теряет. Я участвую в различных конкурсах. Мы взаимодействуем с библиотекой, участвуем в разных мероприятиях. Например, “Белый ангел России” – это мероприятие, связанное с жизнью и деятельностью преподобномученицы Елизаветы Федоровны Романовой.
– У вас в школе преподают “Основы религиозных культур и светской этики”?
– Да, преподают, преподаванием занимается Ольга Викторовна Терехина. На мой взгляд, она очень хорошо преподает материал детям.
– Это преподается на факультативном уровне или как обязательный урок?
– Это обязательный урок в 5-м классе и в 8 классе – это история Православия в нашей Смоленской области.
– На ваш взгляд, как дети воспринимают этот предмет?
– Я считаю, что не все однозначно. Некоторые дети получают в семье основы христианского воспитания, а в некоторых семьях об этом речи не ведется. Поэтому с такими детьми, я думаю, Ольге Викторовне тяжелее. В любом случае она очень хорошо преподает свой предмет, и я думаю, что все будет хорошо.
– Вы стали одним из победителей регионального этапа конкурса “За нравственный подвиг учителя”. Когда Вы узнали об этом, какое было первое впечатление?
– Трудно сказать. В какой-то степени удивление, а затем – радость.
– Вы будете представлять Смоленский регион в Центральном Федеральном округе. Есть какие-то новые наработки или Вы будете выступать с этой же работой?
– Эта работа отправлена на Всероссийский конкурс, но у меня еще много наработок на тему патриотизма. Собрано много уроков и внеклассных мероприятий на будущее.
– Вы затронули тему патриотизма. Как Вы считаете, не вызывает ли отторжение эта тема у молодежи? Не слишком ли много мы говорим об этой теме?
– Если говорить о патриотизме с детьми ненавязчиво, я думаю, это им поможет в дальнейшем. Нет. Тема не заезжена ни в коем случае потому, что мы, россияне, должны помнить свою историю, мы должны ценить то, что есть на данный момент и стараться изменить нашу жизнь к лучшему. То, что зависит от меня, я стараюсь до детей доносить. Мы изучаем много произведений, связанных и с Великой Отечественной войной и с нашей историей. Я стараюсь свое дело делать честно и с душой.
– Проводятся ли у вас какие-то экскурсии для детей по памятным местам, по местам боев?
– У нас есть в школе музей, есть учителя, которые рассказывают детям и о войне и о том, что происходило раньше. Я наверно в числе этих людей. Ольга Викторовна Терехина возглавляет этот музей. Основную работу, конечно, проводит она. Но и мы по возможности ей помогаем. Мы работаем одной командой.
– Чем интересен Ваш школьный музей?
– В нашем музее два отделения. Одно отделение – это этнографический музей. Второй музей связан с темой блокады Ленинграда. Ежегодно проходят мероприятия, приглашаются ветераны и те люди, которые каким-то образом связаны с блокадой Ленинграда. Дети готовят концерты. Одним словом, ведется активная работа в этом направлении.
– Вернемся к теме конкурса “За нравственный подвиг учителя”. Конкурс проводится уже не первый год. Планируете ли Вы и дальше принимать участие в нем? Есть желание?
– Будем смотреть. Конечно, очень трудно заглядывать вперед, загадывать что-то, но будем стараться. На месте, я думаю, никто не будет стоять. Как говорится, дорогу осилит идущий. Идем вперед, развиваемся.
– В каких еще конкурсах Вы принимали участие?
– Несколько лет назад я участвовала во Всероссийском конкурсе, который называется “Серафимовский учитель”. Была победа. Мы с коллегами из Средней школы № 33 г. Смоленска ездили в Саров, вместе оказались в числе победителей, ездили в Серафимо-Дивеевскую обитель. Там мы выступили и получили большое удовольствие. В прошлом году я участвовала в этом же конкурсе, победителем не была, но получила поощрительный приз. В любом случае, было здорово. Есть еще заочный конкурс “Алтарь Отечества”. В нем мы с детьми периодически принимаем участие.
– Будем надеяться, что и в этом конкурсе в федеральном этапе Вы сможете побороться за призовое место
– Будем надеяться, но я смотрю на вещи без претензий, не ожидая ничего. Как Бог даст.
Беседовал Владимир Иващенко
***
Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет “За нравственный подвиг учителя” в 2021 году стартовал 11 января. Конкурс проводится Министерством образования и науки Российской Федерации и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации при поддержке аппарата Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе. В этом году в нем приняли участие 78 педагогов. По итогам регионального этапа гран-при получила учитель музыки и культуры Вяземского района Вязьма-Брянской средней школы Валентина Кузнецова. Ольга Сливкина стала победителем в номинации “Лучшая методическая разработка в предметных областях “Основы религиозных культур и светской этики”, “Основы духовно-нравственной культуры народов России” и “Основы Православной веры”
Региональный этап Конкурса продлился до 31 марта. Подведение итогов регионального этапа конкурса проходило с 1 апреля до 12 мая.
Второй этап (межрегиональный) Конкурса проходит с 14 мая по 31 августа; третий этап (всероссийский) состоится с 1 сентября по 30 ноября.