Обновления

Вышло научно-методическое пособие по преподаванию православной культуры в школе

Главная > Новости > Вышло научно-методическое пособие по преподаванию православной культуры в школе

2014-12-08_posobie1
Вышло в свет научно-методическое пособие “Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практический опыт”, подготовленное и изданное Смоленской Православной Духовной Семинарией в рамках проекта “Духовно-нравственное просвещение на уроках Православной культуры в школе”, победителя грантового конкурса “Православная инициатива 2013–2014”.

Автор-составитель: кандидат педагогических наук Л. Н. Урбанович. Главный редактор: кандидат богословия протоиерей Георгий Урбанович. Рецензенты: Е. В. Чмелёва, доктор педагогических наук, доцент, декан психолого-педагогического факультета СмолГУ; С. Ю. Дивногорцева, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования педагогического факультета ПСТГУ. Члены редколлегии: кандидат филологических наук Т. А. Матаненкова; кандидат педагогических наук А. М. Ильина.

Презентация пособия состоялась в СПДС 28 октября в ходе педагогического форума.

В пособии представлены теоретические, научно-методологические аспекты преподавания православной культуры в школе, основные подходы и общепедагогические принципы, практический опыт организации преподавания духовно-нравственных и религиозно-культурологических дисциплин в школе.

В первом разделе “Теоретические аспекты преподавания православной культуры в школе” рассматриваются проблемы, связанные с пониманием религиозной культуры и культурологического подхода, освещаются сложности и перспективы становления предметной области “Духовно-нравственная культура России”, раскрывается образовательно-воспитательный потенциал учебного предмета “Православная культура”, поднимаются вопросы о конфессиональном самоопределении педагога духовно-нравственных дисциплин, о педагогических принципах и методике преподавания православной культуры в светской школе, уделяется внимание проектно-исследовательской деятельности в формировании духовно-нравственных ценностей обучающихся в общеобразовательной школе. Данный вид практико-ориентированной работы интегративного характера в настоящее время является одним из ведущих в организации образовательного процесса в школе.

Во втором разделе “Поурочные разработки в помощь учителю Православной культуры” представлены конспекты уроков учителей, имеющих многолетний опыт преподавания Основ православной культуры и Истории православной культуры земли Смоленской в методической обработке автора-составителя пособия. Особое внимание уделяется темам учебного модуля “Основы православной культуры” в курсе ОРКСЭ. Конспекты занятий на темы “Заповеди”, “Подвиг”, “О чем рассказывает икона”, “Православный храм”, “Совесть и раскаяние”, “Бог и человек в Православии” и др. демонстрируют не только авторский творческий подход в преподавании указанных предметов, но и активное использование учителями современных педагогических технологий и методик, что соотносится с современными требованиями, предъявляемыми к уроку по ФГОС, а также требованиями к преподаванию религиозной культуры в школе с учетом светского характера образования.

В третьем разделе “Методические материалы” в помощь учителю для самообразования предлагаются такие материалы, как описание мастер-классов, педагогических мастерских, которые могут быть использованы на курсах подготовки и переподготовки учителей, на методических объединениях, семинарах.

Печатное издание снабжено “Электронным приложением”, которое включает мультимедийный материал к представленным конспектам уроков, видеофрагменты уроков, демонстрирующие использование различных методов и приемов на уроках Православной культуры (работа с лексикой религиозного содержания, видеометод и метод работы с иллюстрациями и др.), а также авторские видеофильмы о наиболее значимых храмах Смоленска и Смоленской области (церковь в честь иконы Божией Матери “Одигитрии”, Успенский кафедральный собор, церковь Архангела Михаила, церковь свв. апп. Петра и Павла), специально созданные в рамках проекта для данного пособия и использования в качестве видеоматериала на уроках Православной культуры в школе.

Все представленные материалы в пособии объединены стержневыми концептуальными идеями – связь теории и практики, реализация интегративных (внутрипредметных и межпредметных) связей и воспитывающий характер образования.

Пособие адресовано, в первую очередь, учителям начальных классов, преподающим предмет “Основы православной культуры” в рамках курса ОРСКЭ, учителям-предметникам, ведущим “Историю православной культуры земли Смоленской” и факультативные занятия духовно-нравственного цикла, методистам школьных, районных и областных объединений, лекторам и тьюторам курсов повышения квалификации по образовательным программам “Основы религиозных культур и светской этики” и “Культурология. Православная культура”.

В настоящее время производится рассылка научно-методического пособия.

Главная > Новости > Вышло научно-методическое пособие по преподаванию православной культуры в школе