Судьба честных останков святого равноапостольного князя Владимира
Д. В. Пежемский
Жизненный путь святого равноапостольного князя Владимира завершился 15 июля 1015 г. в Берестове. На следующий день “възложьше и на сани везъше поставиша и въ стеи Бцы юже бе създалъ самъ… и вложиша и в корсту мороморяну схраниша тело его с плачем блжнаго князя” [1]. Таким образом, мы узнаем, что упокоился он под сводами Десятинной церкви в Киеве, где тело его было положено в мраморный саркофаг. Точнее – в один из двух мраморных саркофагов, которые видели во время захвата Киева воины Болеслава Храброго в 1018 г. Во втором саркофаге почивали останки его жены, великой княгини Анны Византийской, умершей несколькими годами ранее. Как писал немецкий хронист Титмар Мерзебургский, “Он умер, будучи уже в немощной старости и долго правив упомянутым королевством, и похоронен в большом городе Киеве… рядом с упомянутой своей супругой; саркофаги их стоят на виду посреди храма” [2]. Это ценнейшее сообщение позволяет утверждать, что Владимир Святой был похоронен точно так же как и его сын Ярослав Мудрый в Софийском соборе сорока годами позднее, то есть в каменном гробе, стоящем “над спудом”.
Считается, что со времен монгольского нашествия и разгрома Киева в 1240 г. все погребения Десятинного храма находились под его руинами, которые только в 1635 г. митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) “приказал… выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному”. В ходе этих работ, уже в следующем году, он приказал разрыть одно из углублений (провал?), в котором открылись два мраморных саркофага. Один из них был идентифицирован как гроб святого равноапостольного князя, из которого митрополит Петр изъял главу. В конце XVIII в. Самуил Миславский повествует о ней так: “Обретенная в церкве десятинной Преосвященным Митрополитом Киевским Петром Могилою 1636 году, следующим случаем; имея помянутый Митрополит обыкновение посещать святые храмы каждую субботу, в некое время пошел он в церковь Святителя Николая, оставшуюся по разорении батыевом от великия называемыя десятинныя церкви, где отправив обычную свою молитву, и по выходе из оной обозревая окружности ея, увидел нечаянно в недальнем разстоянии от оной церкви небольшую в земле яму, и любопытствуя приказал глубше оное место разрыть. По исполнении сего найдены два мраморные гробы, в которых, по свидетельству положенных на них надписей лежали кости святаго Князя Владимира, и супруги его Греческия Царевны Анны. По открытии гроба святого Владимира помянутый Митрополит взял в воспоминание будущим родам Великого онаго Князя главу, которую сперва положил в церкве Преображения Господня, им же Святым Владимиром по свидетельству Летописцев сооруженной, состоящей ныне внутрь крепости печерской, близ северных врат Лаврских. По том того же года для безопаснейшего ея хранения положил в великой Киевопечерской церкве где и по ныне сие дражайшее хранится сокровище” [3]. То же самое можно прочесть и в статье 1825 г., повествующей о первых археологических раскопках Десятинного храма [4].
В Киевском Синопсисе 1680 г. читаем: “Глава его ныне в святой великой чудотворной Лавре Печерской Киевской предлагаема в велицей Успения пресвятые Богородицы церкве бывает в день памяти его всем и в прочие дни, егда кто желает, к лобзанию” [5].
Через столетие глава Владимира Святого также находилась в Успенском соборе, как об этом свидетельствует всё тот же Самуил Миславский: “О Мощах святых в Лавре, в соборной церкве обретающихся… Глава святаго равноапостольного Князя Владимира” [6].
В конце XIX в. глава святого князя Владимира находилась в специальной раке и над ней располагалась живописная икона, его изображающая “греческого стиля, на кипарисе” [7]. В настоящее время судьба честной главы (черепа) Владимира Святого, найденной митрополитом Петром, доподлинно неизвестна. Сведения о её передаче в советское время в Ленинград для антропологической экспертизы, скорее всего, не верны.
Каменные саркофаги Десятинного Богородичного храма обнаруживались практически при всех археологических раскопках его руин – и в 1824-м, и в 1826-м, и 1908-м и в 1918-м гг. (исключением являются исследования 1938–1939 гг. и новейшие раскопки 2005–2010 гг.) [8]. Находились среди них и те, что идентифицировались авторами раскопок с погребением Владимира Святого. Однако позднейшие находки, судя по сохранившимся описаниям, не могут претендовать на места упокоения равноапостольного князя. Только свидетельство середины XVIII в., когда в ходе строительных работ, инициированных княгиней Долгорукой, были случайно открыты два саркофага в юго-западной части развалин храма, может быть соотнесено с тем, что увидел и митрополит Петр в 1636 г. Изучением вопроса о мраморных саркофагах Десятинной церкви много занимался М. К. Каргер, склонившийся к тому, что к XIX веку саркофаги князя Владимира и царевны Анны были уже разрушены [9].
В 1640 г. митрополит Петр отправил в Москву к Михаилу Федоровичу своих посланников, “уведомляя об открытии мощей святого князя Владимира в Десятинной церкви и посылая царю часть от этих мощей и два резных креста собственного рукоделия, усердно молил его устроить раку для новооткрытых мощей, которые предполагал перенести после Пасхи из Десятинной церкви в Софийский собор…” [10]. Часть честных мощей Владимира Святого, переданная в дар русскому царю Михаилу, упоминается в описях Образной палаты Московского кремля 1669 г. и кремлевского Успенского собора 1701 г., где она и почиталась вплоть до 1918 г. В 1893 г. контекст её почитания описывался так: “В Петропавловском приделе находятся в особых ковчегах разные частицы святых мощей, как то: правая рука и локоть апостола Андрея Первозванного, глава Григория Богослова, глава Иоанна Златоуста, глава мученика Авксентия, части мощей Иоанна Крестителя, Георгия Великомученика, князя Владимира, часть мощей Преподобного Сергия и проч.” и в подстрочнике: “Все эти мощи находятся в противоположной от мощей св. Петра стене в нарочно для них сделанной раке” [11]. К сожалению, в подробнейшем описании Успенского собора А. Ф. Малиновского, относящемся к началу XIX века, где также перечислено большинство этих святынь, сказано лаконично “…и некоторых российских святых”, без специального указания на частицу мощей Владимира Святого [12].
Весь советский период и до недавнего времени святыня хранилась в фондах Музеев Московского Кремля. В 2010 г. мощи в оригинальном ковчежце были торжественно переданы в Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве.
Ссылки:
1. Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. Т. I. М., 1997. Стб. 130.
2. Титмар Мерзебургский. Хроника // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. IV. Западноевропейские источники. М., 2010. С. 76-77.
3. Краткое историческое описание Киевопечерской Лавры. Изд. 2-е. Киев, 1795. С. 80-81.
4. План первобытной Киевской Десятинной Богородицкой церкви с объяснениями оного // Отечественные записки, 1825, № 59. С. 391-392.
5. Киевский Синопсис. Изд. 2-е. Киев, 1823. С. 59.
6. Краткое историческое описание Киевопечерской Лавры. С. 80.
7. Сiткарьова О.В. Успенський собор Києво-Печерської Лаври. Київ, 2000. С. 224.
8. Каргер М.К. К вопросу о саркофагах кн. Владимира и Анны // КСИИМК. Вып. VII. 1940. С. 76-80; Ёлшин Д.Д., Ивакин Г.Ю. Церковь Рождества Богородицы Десятинная митрополита Петра Могилы (история, археология, изобразительные источники) // Ruthenica IX, 2010. Р. 74-109.
9. Каргер М.К. Княжеское погребение XI в. в Десятинной церкви // КСИИМК. Вып. IV. 1940. С. 12-20; Он же. К вопросу о саркофагах кн. Владимира и Анны.
10. Макарий, митр. История Русской Церкви. Кн. 6. М., 1996. С. 513.
11. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель ее достопримечательностей. 2-е изд. М., 1997. С. 94
12. Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. М., 1992. С. 24.
Материал предоставлен Синодальным информационным отделом