Культурный код. Подвижники. Герасим Болдинский
Сегодня в рамках программы «Подвижники» проекта «Культурный код 102,7» радио «Смоленская весна» мы расскажем о святом преподобном Герасиме Болдинском чудотворце, день памяти которого отмечается Русской Православной Церковью 14 мая.
Преподобный Герасим родился в 1490 году в Переяславле-Залесском (ныне – Ярославской области).
Его родители – отец Михаил и мать Мария Михайловы, жившие скромно и благочестиво, сына своего нарекли Григорием. Ещё ребёнком, посещая храм со своими боголюбивыми родителями, Григорий находил для себя в нём много утешения и радости. В Переславле-Залесском в те времена процветал Горицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, отличавшийся величием богослужения и строгой жизнью монашествующей братии.
Среди иноков обители особо выделялся праведной жизнью старец Даниил, сподвижник великого князя Василия III Иоанновича, крестный отец его сына, будущего царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Отрок Григорий часто посещал опытного старца, который в беседах о спасительных истинах веры оказывал на него большое влияние. В тринадцать лет Григорий со слезами умолил преподобного Даниила принять его к себе на послушание.
Вняв неоднократным просьбам Григория, провидя, что юноша станет великим подвижником и прославит Церковь, преподобный Даниил принял его и вскоре постриг в монашество с наречением имени Герасим. Преподобный взял его под своё руководство и за много лет воспитал в духе веры и церковных преданий. Преподобный Даниил всегда оставался для Герасима примером строгой, чистой и богоугодной жизни.
В то время в полутора верстах (1,6 км.) от Переславля преподобный Даниил начал строительство храма в честь Всех Святых, положившего начало Троицкому монастырю, впоследствии получившему название Данилова. Обитель строилась на «Божедомии», то есть на месте, где стояла богадельня, окормлявшая духовно и телесно увечных, слепых, хромых и не способных к работе. Новый монастырь взял на себя заботу об этих несчастных. Преподобный Даниил благословил Герасиму уход за ними. Помогал Герасим своим ремеслом и бедной монастырской братии – он был сапожником.
Помимо необыкновенного трудолюбия, Герасим отличался редким добронравием, кротостью и мягкостью. Всю свою жизнь он ревностно подвизался в подвигах поста и молитвы. Под духовным началом старца Даниила преподобный Герасим прожил двадцать шесть лет. Герасима, также как и его духовного отца, лично знал великий князь Московский Василий Иоаннович. За подвижническую жизнь Герасим почитался и среди его приближённых бояр.
В начале XVI века великий князь Василий Иоаннович овладел в 1514 году Смоленском и окончил в 1515 году войну с Великим княжеством Литовским. Целых сто лет Смоленский край находился под властью иноземцев, и к этому времени во многих местах обезлюдел и был разорён. По благословению своего духовного наставника Даниила преподобный Герасим направился к западным границам России с намерением поселиться в пустынном месте, чтобы предаться молитвенным трудам.
Он побывал во многих землях, пока не пришёл в марте 1528 года в окрестности города Дорогобужа. Здесь преподобный Герасим поселился в дремучем лесу недалеко от Смоленской дороги. Долгое время ему докучали разбойники, коих было немало в то лихое время. Они часто нападали на проезжавшие по дороге обозы и проходивших путников. Преподобный Герасим надеялся увещеваниями и молитвой привести заблудших к покаянию. В построенной им лесной келье он прожил около двух лет. Разбойники несколько раз нападали на преподобного, избивали его, но он мужественно переносил страдания, терпел все искушения и никуда не уходил.
Затем, по особому видению преподобный Герасим перешёл к юго-востоку от первоначального места, где была его землянка-келья, на поляну, где у источника рос многовековой дуб и протекала речка Болдинка. И с этого места его пытались прогнать местные жители. Они схватили преподобного, и как бродягу отвели к наместнику в город Дорогобуж. Тот, не разобравшись, велел посадить подвижника в темницу, но в этот момент в Дорогобуж по делам прибыл из Москвы царский посланник. Увидев преподобного Герасима, неоднократно бывавшего с преподобным Даниилом на приёмах у царя, посланник низко поклонился ему и испросил благословение. Испуганный наместник с почётом отпустил преподобного, и с тех пор его никто уже не тревожил.
Вскоре вокруг преподобного Герасима собралась братия. Они вместе поставили кельи и небольшой храм (часовню) для общих молитв. Видя, что количество ревнителей благочестия увеличивается, преподобный Герасим отправился в Москву, где испросил благословение на открытие обители. Вместе с братией преподобный поставил первый деревянный храм в честь Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. 9 мая (ст. ст.) 1530 года храм был освящён, положив основу Свято-Троицкому Болдину монастырю.
Преподобный Герасим не гнушался никакими работами в обители. Он принимал участие в возведении трапезной и келий, молол ручным жерновом зёрна, пёк хлеб, заготавливал и колол дрова, ухаживал за больными и немощными. При этом преподобный Герасим питался только хлебом с водою и спал очень мало.
О значении в тогдашней истории нашего Отечества созданного Герасимом Болдинским монастыря в житии Преподобного говорится так:
«…Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников (Болдинской) обители, не одно сердце, возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества».
Кроме Болдина монастыря, преподобный Герасим основал ещё в городе Вязьме в 1535 году монастырь во имя Иоанна Предтечи.
Затем, в 1547 году в брянских лесах на реке Жиздре основал он третью обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
За девять лет до кончины преподобный устроил ещё один монастырь, четвертый, близ Дорогобужа, во имя Рождества Богородицы.
В самой первой его обители – Болдинской под конец жизни преподобного было до 140 монашествующих братий.
Умер преподобный Герасим 1/14 мая 1554 года на 66-м году жизни.
Говоря о мощной духовной традиции, которую с юности впитал в своё сердце Герасим Болдинский, важно отметить, что она своими корнями восходит к великому русскому святому – преподобному Сергию Радонежскому, поскольку преподобный Даниил Переславский, учеником которого Герасим был в Ярославле-Залесском, входит, как теперь принято говорить, в когорту прямых учеников-последователей Сергия Радонежского.
Очень интересна и история обретения святых мощей преподобного Герасима, и возрождения после Великой Отечественной войны из руин взорванного немцами Болдинского монастыря. Но это – тема для отдельного разговора.
Скажем лишь, что Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2-3 февраля 2016 года имя Герасима Болдинского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Имя Герасима Болдинского входит в Собор Смоленских и Ярославских святых.
Для тех же, кто спросит, а в чём Герасим Болдинский может служить нам, современным людям, примером и покровителем, ответим словами преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского, сказанными 20 июля 2021 года в день 20-летия обретения мощей преподобного Герасима Болдинского:
«Преподобный Герасим сумел в своей жизни исполнить самую основную, первую, ступень монашеского преуспеяния. Он ушёл за 400 километров из того места, где вырос, где ему всё было близко, ради подвига. Понять, почему, будучи зрелым человеком, он принял решение прийти именно сюда – невозможно, и в этом мы, естественно, видим действие Духа Святого, видим акт веры. Мы молимся преподобному Герасиму, чтобы его молитвами вера утвердилась в нас и приносила свой плод…
Я думаю, что современному человеку, всем нам не хватает убеждённости в вере, не хватает стремления к подвигу, не хватает твёрдости духовной, не хватает мужества. Мы все очень мягкотелые и расслабленные, теплохладные. У нас нет такого горения и стремления, как у преподобных времен преподобного Герасима и у него самого. Думаю, что обращение к его подвигу, и, в первую очередь, молитвы к нему должны помочь нам исправить самих себя».
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив