В эфире радиоканала «Смоленская весна» прозвучал новый выпуск из цикла “Подвижники”
Фотогалерея
Подвижники России, подвижники Смоленщины, героическими делами и звонкими именами их подвиги, сила и энергия заряжают поколения. И есть люди, подвижничество которых, на первый взгляд, незаметно. Но они неуклонно следовали к своей цели.
Один из таких подвижников – Николай Алексеевич Глинка (1735/1736–1805), дед знаменитого композитора Михаила Ивановича Глинки. Воспитанный в православной семье, он передал веру своим детям и внукам.
По традиции рода и многих дворянских семей Смоленщины Николай Алексеевич служил в полку Смоленской шляхты, а выйдя в отставку майором, был избран заседателем верхнего земского суда наместничества. Взяв в жены юную Феклу Соколовскую (1747–1809), продолжал жить в небольшом сельце Смоленского уезда, которым владел вместе с братом Петром.
Семья росла, к 1777 году, когда родился младший сын Иван, будущий отец композитора, у Глинок было 12 детей. Пришла пора задуматься о собственной усадьбе, просторном доме, ведь Николай Алексеевич уже перешагнул сорокалетний жизненный рубеж.
К тому же в приданое Фекла Александровна в свое время получила участок земли в Ельнинском уезде, примыкавший к владениям мужа. Решено было обустраиваться там. Они переехали в небольшое сельцо, где стоял скромный господский дом и несколько крестьянских изб по берегу Десны. Место это стало именоваться селом Новоспасским после строительства храма.
В то время епископом Смоленским и Дорогобужским на Смоленщине был человек, много сил положивший для прирастания храмов на древней Смоленской земле – Епископ Парфений (в миру Павел Васильевич Сопковский
В Российском государственном историческом архиве сохранилось дело о разрешении Сената Глинке построить храм Преображения Господня. Перелистывая страницы этой папки с документами, представляешь все этапы возведения храма. Вот лично Николаем Алексеевичем написанное прошение епископу Парфению, приложение подробного изменения границ соседних приходов – сел Шмаково, Волково, Заболотье. Но одного прошения оказалось мало. Нужно было получить согласие всех владельцев соседних деревень на предстоящие изменения. Для многих строительство храма Глинкой создавало более благоприятные условия – ближе добираться и по лучшим дорогам, а не через удаленную и к тому же болотистую местность.
За полгода все вопросы Николаю Алексеевичу удалось решить, и в июне 1782 года Святейший Синод направил в Смоленск указ о разрешении на возведение храма.
Николай Алексеевич деятельно взялся за строительство. Выделил землю для храма и для селитьбы священников, следил за поставкой материалов. В 1786 году церковь была освящена.
Человек глубоко верующий, Глинка мечтал о том, чтобы колокольный звон храма в его селе отличался от других. И это получилось. Окрестные жители, услышав колокольный звон Преображенского храма, который разносился на несколько верст, отличая его, говорили: звонят в Новоспасском.
Николай Алексеевич надеялся, что службы в храме, общие молитвы помогут его домочадцам и прихожанам из окрестных деревень быть духовно чуткими, милосердными, открытыми для слова Божьего. Дети Глинки охотно становились восприемниками от купели для соседских дворянских детей и для новоспасских крестьян.
Людмила Ивановна Шестакова (1816–1906), внучка Николая Алексеевича писала: «Дед был человек тихий, добрый, очень богомольный: он даже ездил в город Тихвин, снял мерку с явленного там большого образа Тихвинской Божией Матери, заказал такой величины образ в богатой ризе и пристроил вверху в Новоспасском придел в честь этой иконы».
И Глинки, и прихожане храма молились пред иконой Тихвинской Божией матери о помощи, чтобы не впасть в уныние при жизненных неурядицах, потере близких, о здоровье детей, даровании поддержки. А она была так необходима. У Николая Алексеевича и Феклы Александровны умерли в детстве дочь Александра, сыновья Андрей, Алексей, Михаил. А когда скончался внук Алеша, первенец молодых Глинок, все родные были безутешны. Быть может, тогда и направился на богомолье в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь Николай Алексеевич.
А когда 20 мая 1804 года (по старому стилю) родился второй внук, Михаил Иванович, Мишель, как его назовут домашние, Николай Алексеевич стал восприемником младенца от купели вместе с его шмаковской теткой Елизаветой Петровной.
Вспоминая о своем детстве, композитор написал: «Одним из любимых моих занятий было ползать по полу, рисуя мелом деревья и церкви. Я был весьма набожен, и обряды богослужения, в особенности в дни торжественных праздников, наполняли душу мою живейшим поэтическим восторгом. Выучась читать чрезвычайно рано, я нередко приводил в умиление мою бабку и ее сверстниц чтением священных книг. Музыкальная способность выражалась в это время страстию к колокольному звону (трезвону); я жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на двух медных тазах ловко подражать звонарям. В случае болезни приносили малые колокола в комнаты…».
Николай Алексеевич оставил после себя достойное наследство – построил усадьбу, возвел храм, вырастил детей в православной вере, верности Отечеству. Он скончался на 70-м году жизни 28 июня 1805 года, «был болен два месяца натуральною болезнию, умер с покаянием, погребен священником Иоанном Стабровским» у стен возведенной им церкви Преображения Господня.
И после смерти Николай Алексеевича заведенные им порядки строго соблюдались.
Прoслушать прoграмму на платформе “Яндекс Музыка” мoжнo по ссылке: https://music.yandex.ru
или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в начале публикации.
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Источник: https://smolgazeta.ru