Обновления

Вяземское викариатство

Главная > Публикации > Вяземское викариатство

Вяземское викариатство Смоленской епархии названо по городу Вязьма. Впервые о возможности создания Вяземского викариатства упоминается во второй половине ХVII века, сведения о нем мы находим и в различных источниках ХIХ и начала ХХ века.

В 1679 году архиепископ Смоленский Симеон IV (Милюков) был возведен в сан митрополита. В рукописи середины ХIХ века сообщается, что в начале 1681 года “сан Смоленского Митрополита, усвоенный лично Симеону Собором Российских Святителей и приговором Патриаршим положено было утвердить за ним и за всеми его преемниками, – в следствие чего, тогда же определено: Смоленскому Митрополиту иметь двух епископов, одного в Брянске, а другого в Вязьме с назначением тому и другому на содержание значительных земель и монастырей” [1]. Для содержания Вяземского епископа назначались “Ивановский (Предтечев) монастырь с 128 дворами и Ярославецкаго уезда Молого-Тихонова пустынь с 90 дворами” [2]. Эту же информацию приводит в своей работе “Вяземская соборная… церковь” протоиерей А.Г. Макаревский, впоследствии преосвященный Феодосий, епископ Екатеринославский и Таганрогский в 1871-1875 годах. По его утверждению в степень кафедрального был возведен Вяземский Троицкий собор, построенный 1674-1676 годы по указу царя Алексея Михайловича. Он предполагал, что викариатство в Вязьме существовало до 1722 года, то есть до времени закрытия и уничтожения в Смоленске митрополии, штат священиков и церковнослужителей установленный при открытии епископской кафедры “остался при соборе и по закрытии ее в полном комплекте и продолжался неизменно до 1765 года”. В конце ХVII века по штату в Троицком соборе полагались: протопоп, два священника , два диакона, два псаломщика, два сторожа, пономарь и просвирница [3]. Историк Виноградов И.П. сообщает, что викарный епископ в Вязьме был с мая 1679 года по ноябрь 1681 года. И здесь же в сноске пишет: “ряд судных дел этого времени (т.е. второй половины ХVII в.) говорят о том, что это был только проект и самостоятельных епископов в Вязьме не было”. Далее он добавляет, что уже в 1686 году отдельного викариатства и епископии в Вязьме не было [4]. Клетнова Е.Н. пишет, что при назначении в Вязьме викариатства для Смоленской епархии, Троицкий собор возведен в кафедральный и был таковым с 1676 по 1765 года. В ХVII веке дом Крутицких митрополитов находился у Вяземского Троицкого собора. В Вяземских писцовых книгах 1627 года упоминается и “на посаде… слободка Троицкая, Митрополита Крутицкого” [5].

Вероятно, создание викариатства в Вязьме в конце ХVII века было лишь проектом, так как еще во второй половине ХVIII город с уездом состоял в Вяземском округе Московской Митрополии, под ведением епископов Сарских и Подонских (Крутицких), о чем сохранились документальные свидетельства. Так Благовещенская церковь в Вязьме освящена в 1715 году епископом Сарским и Подонским Плексием. В 1759 году Казанская церковь села Хмелита Вяземского уезда освящена по благословению епископа Сарского и Подонского Илариона, но ее приделы в 1767 году, уже по благословению епископа Смоленского и Дорогобужского Парфения (Сопковского). Из Крутицкой епархии в Смоленскую город Вязьма переведен в 1764 году при преосвященном Парфении [6].

На внеочередном Епархиальном съезде духовенства и мирян Смоленской губернии, под председательством епископа Феодосия (Феодосиева), состоявшемся 16 мая 1917 года в Смоленске было принято решение о увеличении числа епископов, то есть о создании викариатств в крупных районах. В Смоленской епархии, по данным приведенным на съезде, в то время было 740 приходов [7]. Преосвященный Феодосий управлял епархией до конца 1918 года. Затем эмигрировал и скончался за границей в 1942 году.

В “Истории Русской Церкви” в списке епархий Русской Православной Церкви указано, что Вяземское викариатство существовало в 1918-1955 годах [8].

Вяземское викариатство открыто согласно постановлению Святейшего Патриарха и Священного Синода №446 от 6/19 июня 1918 года. На эту кафедру постановление №645 от 30 июля/12 августа 1918 года назначен бывший епископ Орловский Макарий (Гневушев), состоявший управляющим, на правах настоятеля, Вяземским Свято-Предтечевым монастырем с начала 1918 года. Священномученик Макарий, епископ Вяземский был арестован 10/23 августа 1918 года и отправлен в Смоленск, где 22 августа/4 сентября расстрелян. Причислен к лику святых Новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года. В связи со смертью преосвященного Макария, на Вяземскую кафедру постановлением Священного Синода №762 от 4/17 сентября назначен епископ Павел (Ивановский), бывший епископ Никольско-Уссурийский (24 июня 1912-1918 гг.), викарий Владивостокской епархии. В 1918-1919 годах он также временно управлял Смоленской кафедрой. В 1919 году владыка Павел заболел тифом и скончался [9].

В 1919-1921 годах Вязьма возможно была в непосредственном ведении архипастырей Смоленских. О викарном епископе данных нет. 27 марта 1921 года во епископа Вяземского был хиротонисан епископ Венедикт (Алентов, 1888-1937). В управлении Вяземским Церковным Викариатством он вступил 19 января 1922 года. Викариатство имело круглую печать с текстом: Вяземское Уездное Церковное Управление [10]. В марте 1927 года он арестован и заключен в Вяземскую тюрьму. Затем был приговорен к трем годам ссылки, которые отбывал в Киргизии. С 1934-1937 года преосвященный Венедикт был викарием в Горьковской и Ярославской епархиях, и правящим архипастырем в Тамбовской епархии. В 1937 году архиепископ Венедикт арестован в Тамбове и расстрелян [11].

При Смоленском Серафиме (Остроумове) в 1927-1928 годах о Вяземском викариатстве нет данных. В 1930 годах Вяземские викарии служили в нижней части Введенского храма.

С 1929 года Вяземским викариатством управлял епископ Владимир (Горьковский), переведенный на Смоленщину с Акмолинской кафедры. Он пробыл в Вязьме до августа 1932 года. Затем был епископом Каменецким, управляющим Донской епархией; епископом Ржевским, викарием Калининской епархии (1933); епископом Кунгурским, викарием Кировской епархии (1933); епископом Ульяновским (1935-1937). Преосвященный Владимир арестован в 1937 году [12].

В 1930 году священник Павел Троицкий хиротонисан во епископа Вяземского григорианским епископом Борисом (Рукиным). Преосвященный Павел, служивший в верхней части Введенской церкви арестован 29 октября и расстрелян 3 декабря 1937 года. Реабилитирован 28 сентября 1957 года [13].

В апреля по август 1933 года Вяземским викариатством временно управлял епископ Никон (Пурлевский), переведенный с Ржевского викариатства, Калининской епархии. В 1933-1937 годах был на Архангельсой кафедре в сане архиепископа. С июня 1937 года на Казанской кафедре, где в том же году арестован и расстрелян [14].

С 11 августа 1933 года по 29 октября 1937 года Вяземским викарием был епископ Модест (Никитин; 1867-1937). Во епископа Верейского, викария Московской епархии хиротонисан 14 августа 1913 года. С начала 1917 года был епископом Усть-Медведицким, викарием Донской епархии. В октябре 1917 года переведен на Севастопольскую кафедру. В 1918-1922 годах преосвященный Модест находился на покое в Белогорском монастыре Воронежской епархии. В 1922-1931 годах был в обновленческом расколе, где занимал различные кафедры. После принесения покаяния, в 1931 году принят в сущем сане и назначен на Уральскую кафедру. 17 марта 1936 года на Вяземской кафедре он возведен в сан архиепископа. В ноября 1936 по октябрь 1937 года архиепископ Модест управлял Смоленской епархией. Арестован в 1937 году и расстрелян в Смоленске. Реабилитирован 28 сентября 1957 года [15].

В 1937-1941 годах упоминания о викариях и Смоленских епископах нет. В 1942-1943 годы во время фашистской оккупации Смоленской и Брянской епархий, входивших в Белорусскую Церковь, управлял епископ Стефан (Севбо или Себо). Упоминания о викарных епископах нет [16].

В 1944-1955 годах епископом Смоленским и Дорогобужским был епископ Сергий (Смирнов; 1883-1957), на которого легла вся тяжесть восстановления церковной жизни после оккупации, в том числе и наиболее пострадавших за годы войны города Вязьмы и его района [17].

С 1 февраля по 5 апреля 1955 года управляющим Смоленской епархией с титулом епископа Вяземского, викария Смоленской епархии был епископа Михаила (Чуб; 1909-1985). Во епископа Лужского , викария Ленинградской епархии, управляющего патриаршими приходами в Финляндии был хиротонисан 13 декабря 1953 года. С 11 ноября 1954 года был епископом Стародубским, викарием Ленинградской епархии. После Вяземской кафедры до 1957 года он был епископом Смоленским и Дорогобужским. В 1957-1985 годах преосвященный Михаил на нескольких кафедрах: Берлинской и Германской (1957-1958); Ижевской и Удмуртской (1959-1961); Тамбовской и Мичуринской (1961-1962); Ставропольской и Бакинской (1962-1968); архиепископ (1965); архиепископ Воронежский и Липецкий (1968-1972); архиепископ Вологодский и Великоустюжский (1972-1974); архиепископ Тамбовский и Мичуринский (1974-1985). Скончался 25 апреля 1985 года [18].

В 1930-1933 годах действовало обновленческое Вяземское викариатство, которым в 1930-1931 годах управлял “епископ” Сергий (Андреев), бывший позже на Кировской (обн., 1931-1932 гг.), Калининской (обн., 1932 г.) и Кашинской (обн., 1932-1938 гг.) кафедрах. С ноября 1932 года по май 1933 года викариатство возобновлял Петр (Горбатов), бывший “епископ” Кимрский [19].

После 1955 года упоминаний о Вяземских викарных епископах нет.

Иеромонах Даниил (Сычев)

Примечания

1. РГИА. Ф. 834, оп. 2, д. 1797, л. 17, л. 17 об. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Рукопись. Сер. ХIХ в.
2.Памятная книжка Смоленской губернии на 1856 год. Приложение. Историко-статистическое описание города Вязьмы и уезда его. Сост. Никифоров Ф., Неверович В. Смоленск, 1856, с. 50. // Виноградов И.П. Исторический очерк г. Вязьмы с древнейших времен до ХVII в. (включительно). М., 1890, с. 86. // Молога – в ХVIII в. уездный город Ярославской губернии.
3. Памятная книжка Смоленской губернии на 1861 год. Приложение. Протоиерей А. Макаревский. Вяземская Свято-Троицкая церковь. Смоленск. 1861, с. 40-41.
4. Виноградов И.П. Указ. соч., с. 86, с. 96.
5. Памятная книжка Смоленской губернии на 1914 год. Приложение. Клетнова Е.Н. Хронограф Вяземского собора. Смоленск, 1914, с. 2. // Виноградов И.П. Вяземские писцовые книги князя И.Ф. Волконского 1627 года .Смоленские епархиальные ведомости (СЕВ), 1882, №18, с. 665.
6. ИИМК РАН. Ф.4, д.826, л. 1 об. Метрика о храме Благовещения в г. Вязьме. 1892. // ИРЛИ (ПД). Библиотека М.К. Пиксанова. №1404. Летопись о селе Хмелите. 1883, л. 1. // ИИМК РАН. Ф. 4, д. 836, л. 1 об. Метрика о Казанском храме с Хмелита. 1892.
7. СЕВ. 1917, №10, с. 272.
8. История Русской Церкви. Кн.IХ. М., 1997, с. 710. // Акты святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти (1917-1943). Сост. М.Е. Губонин. М., 1994, с. 919-920.
9. Из истории Российской иерархии. Статьи и документы. М.. 2002, с. 88, с. 153-155. Там же с. 178, с. 186 в списке “Иерархия Российской Православной Церкви” конца 1918 года указан живший на покое в Вяземском монастыре (Предтечевом – ?) епископ Христофор, бывший Уфимский и Мензелинский (хиротонисан 25 мая 1887 г.). // История Русской Церкви, кн. IХ., с. 756. // Регельсон Л.Л. Трагедия Руской Церкви (1917-1945). М., 1996, С. 524. // Акты святейшего Патриарха, с. 986. // Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших. Т. 2, СПб., 2001, с. 131-133.
10. Такое название викариатства приводится в архивных материалах. Филиал Государственного архива Смоленской области (ФГАСО) г. Вязьмы. Ф. 596, оп. 1, д. 295, л. 167. Вяземский уездный исполком. Административный отдел, 1922 г. // Из истории Российской иерархии, с. 200. В 1924 г. епископ Вяземский Венедикт указан в “Списке архиереев, впавших в “обновленческий” раскол”.
11.За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. (1917-1956) Кн. I. М., 1997, с. 236.
12. История Русской Церкви, кн. IХ., с. 730. // Акты святейшего Патриарха, с. 967.
13.Управление по Смоленской обл. ФСБ РФ. Справка №10/8-С 6167 от 27.08.1997.
14.История Русской Церкви, кн. IХ., с. 755. // Акты святейшего Патриарха, с. 919.
15. История Русской Церкви, кн. IХ., с. 750. // Акты святейшего Патриарха, с. 946. // Смоленская область. Т. 1. Персоналии. Смл., 2001, с. 165.
16. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2000, с. 171. // Акты святейшего Патриарха, с. 994. // Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М. 2002, с. 520. // Архиепископ Афанасий (Мартос). Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 2000, с. 327-328. // Епископ Стефан (Севбо Семен Иосифович, 1872-25.01.1965).в 1894 году окончил Минскую Духовную Семинарию. В 1924-1949 годах за непризнание автокефалии Польской Церкви находился в заключении. 15 марта 1942 года вдовый протоиерей Семен Севбо, служивший в городе Ракове, был пострижен в монашество и 17 мая 1942 года был хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского митрополитом Пантелеимоном и архиепископом Филофеем. В 1944 году эвакуировался в Германию. В 1946 году вошел в юрисдикцию РПЗЦ, где был назначен архиепископом Венским и Австрийским. Проживал в городе Зальцбурге, где и скончался.
17. Протодиакон Александр Киреев. Епархия и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002, с. 45, с. 446-447.
18. Епархии и архиереи РПЦ, с. 46, с. 291-292. // История Русской Церкви, кн. IХ., с. 750.
19. Акты святейшего Патриарха, с. 920, с. 987, с. 991.

Главная > Публикации > Вяземское викариатство