Обновления

Победа во всероссийском конкурсе “За нравственный подвиг учителя”

Главная > Публикации > Победа во всероссийском конкурсе “За нравственный подвиг учителя”

Преподаватель русского языка, литературы и Основ Православной культуры школы № 33 Жанна Васильевна Лукашенкова, разработавшая методическое пособие “Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности”, заняла I место во всероссийском конкурсе учителей. Диплом победителю вручал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рамках церемонии открытия XXI Международных Рождественских образовательных чтений 24 января в Государственном Кремлевском дворце. Труд смоленских педагогов, знакомящих школьников с православной культурой и прививающих детям духовно-нравственные основы, заслужил самую высокую оценку комиссии конкурса “За нравственный подвиг учителя”. Жанна Васильевна Лукашенкова рассказала о проделанной работе и об особенностях преподавания основ православной культуры
2013-03-06_2

Фотогалерея

О необходимости обобщения педагогического опыта

С принятием нового федерального государственного образовательного стандарта общего образования духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи было объявлено государственно важной задачей. В документе говорится о “необходимости создания школы, способствующей стремлению детей к духовному росту…”. Но методического инструментария по духовно-нравственному воспитанию не было, что и послужило толчком к тому, чтобы обобщить, систематизировать опыт преподавания духовно-нравственных дисциплин в школах Смоленской области.

Работа над сборником “Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности” велась в течение двух лет для того, чтобы в дальнейшем передать эти материалы в институт развития образования методисту по духовно-нравственному воспитанию Т.Ю. Макаренковой для распространения среди учителей.

В сборнике нашли отражение многие материалы педагогов Смоленской области, которые осуществляют духовно-нравственное направление в образовательных учреждениях: преподают факультативы, кружки, предмет в восьмом классе “История православной культуры земли Смоленской”, авторские и элективные курсы по выбору; ведут внеклассную работу. Особенно широко представлен опыт средней общеобразовательной школы № 33 города Смоленска, в стенах которой с 2005 года ведется активная работа по духовно-нравственному воспитанию и образованию подрастающего поколения: разработаны элективные курсы “Введение в биоэтику” (автор-разработчик Н.В. Ковалёва) и “Подвижники благочестия” (автор-разработчик Ж.В. Лукашенкова), преподаются факультативы, кружки православной культуры в начальной школе, в рамках научного общества школьников образовалась и активно работает секция “Аксиология”.

Сборник состоит из 6 разделов, которые касаются как урочной, так и внеклассной деятельности. В работе приводится теоретическое обоснование принципам и подходам преподавания духовно-нравственных дисциплин, представлены примеры практического применения традиционных и инновационных методических средств с учетом современных требований. Методический инструментарий наполнен христиански ориентированным содержанием: предлагаются методы работы с Евангельскими притчами, духовными и религиозными понятиями, а также агиографической литературой. Активные формы, игровые приемы, технологии развивающего и личностно ориентированного обучения рекомендованы в качестве педагогического инструментария для достижения воспитательных и образовательных целей. Достаточно подробно описаны формы и виды контроля на уроке, что позволяет успешно решать с позиции творческого подхода сложный вопрос оценивания учащихся на уроках духовно-нравственного компонента (написание эссе, сочинений, рецензий, путевых заметок, отзывов и пр.). Сборник дополняется и редактируется до сих пор. Возможно, к концу этого учебного года или к началу следующего с Божией помощью работу получится опубликовать.

Уроки православной культуры – особые

Содержание, методика, практическая деятельность детей – всё должно быть серьёзно продумано учителем, потому что уроки православной культуры как никакие другие несут воспитательное – нравственное и духовное – значение. Все 45 минут учитель участвует в формировании нравственных качеств личности своего ученика.

Урок начинается интригой. Стихи, афоризм, письмо, высказывание, афиша, страница газеты – всё может стать интересной интригой. Но самое, пожалуй, интересное – использовать в качестве интриги интервью, взятое у родителей по поводу их отношения, например, к иконе (“Была ли в Вашей жизни встреча с иконой?..”) или государственному празднику Любви, семьи и верности, не случайно отмечаемому именно в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Учащиеся сами составляют вопросник и записывают ответы матери, отца или бабушки. Другое поколение – другое и видение. Интригой может стать и вопрос учителя. Например, “Поставишь ли ты на свою “золотую полку” книгу “Отец Арсений”?”.

Важнейшим приёмом активизации интереса и деятельности учащихся на уроке является разнообразие жанров.

Урок-исследование “Кто вы, Валентин Феликсович?” посвящён архиепископу Луке Войно-Ясенецкому. “Как зарождается вера в человеке?” – урок по этой теме проводится после чтения повести А. Варламова “Рождение” и включает в себя работу по смежным проблемным вопросам: через какие внутренние противоречия и конфликты нужно пройти человеку, чтобы обрести дар веры? какие испытания должен человек вынести, чтобы душа “взмолилась”?

Инновационная форма работы – творческая мастерская, в ходе которой дети сами строят свой путь познания, переживая добытые знания. В сборнике приводятся сценарии мастерских по ценностно-духовной проблематике на тему “Икона”, “Жизнь и смерть”, “Путь человека” и др.

К интересным для ребят урочным жанрам можно отнести “круглый стол“, например, по теме “Общенациональное значение женской святости”. Вопрос, предложенный учителем для обсуждения, звучал так: “Какие страницы житийной литературы ты прочтёшь своему сыну или дочери и почему?” Обучающиеся отмечали женскую духовную красоту княгини Анны Кашинской, целомудренную женственность Иулиании Вяземской, назвали свечой, освещающей всё в доме, Февронию Муромскую; черту древнерусской женской праведности – безутешность вдовства – определили как подвиг. К примерам женской святости добавили и литературные образы-идеалы: пушкинскую Татьяну, некрасовских женщин, тургеневскую праведницу Лукерью (“Живые мощи”), Лизу (“Дворянское гнездо”), толстовскую княжну Марью.

Не менее интересен урок (как правило, обобщающий по теме) “вопросов и ответов“. Вопросы к “господину учителю”, автору литературного произведения, к священнослужителю и одноклассникам обычно пишут заранее по прохождении темы. Учитель дифференцирует эти вопросы: культурологические, нравственные, общечеловеческие и прочие… На часть вопросов отвечает учитель, но на большинство вопросов одноклассников отвечают сами школьники. На занятия приходит священнослужитель из храма Новомучеников и исповедников Российских. Урок “вопросов и ответов” вызывает неподдельный интерес у ребят.

Смена жанров устраняет однообразие стиля уроков. Но каков бы ни был жанр, – урок строится как новелла, у которой проблемное и броское название: “Зачем Илья Муромец уходит в монастырь и принимает монашеский постриг?”; “Кто красивее – княгиня Ольга или …(имя литературной героини или добившейся успехов современницы или красавицы модельного бизнеса)”. Цель такого названия – “растормошить” ученика, “бросить вызов”. Для чего? Чтобы на занятии рассмотреть идеалы духовной красоты христианской женственности и современные идеалы образованности, культуры, моды.

Средства духовно-нравственного воспитания школьников

Методическое пособие ориентирует учителя на включение в современный урок основ православной культуры трех важных составляющих:
– деятельность ученика, на основании которой приобретается опыт (она возможна при условии востребованности учеником предмета разговора-исследования);
– переживание учащимся результатов приобретенного опыта; проживание учебно-воспитательной ситуации;
– деятельное выстраивание учащимся траектории собственной жизни (дела милосердия, подготовка и участие в праздниках, паломнические поездки и др.). Деятельность меняет человека. Проживание ситуации влечёт размышление, понимание.

Раздел “Работа с понятиями, обозначающими духовно-нравственные категории” предлагает практико-ориентированные приёмы работы со словом. Учителя основ православной культуры стараются на занятиях формировать духовное отношение к русскому языку, глубокий и сердечный интерес к его изучению. Суть преподавания предметов духовно-нравственного цикла заключается в необходимости объяснить обучающимся, что обозначают такие ценностные понятия, как, например, “человек”, “жизнь”, “вечность”, “Троица”, “успешность”, “отцовство”, “Отечество” и др. Раздел предлагает такие приёмы работы с понятиями как лингвоанализ, написание миниатюр по опорным словам, упражнение “От слова к предложению”, составление кеннингов и др.

Отдельные разделы пособия посвящены приёмам игрового взаимодействия и активным формам нетрадиционных занятий. Рассматриваются игры духовно-нравственного содержания: игра-драматизация, игра-загадка, игра с последующей рефлексией и др. Описана технология управляемого воображения, проиллюстрированы урок-путешествие; урок-погружение; урок-презентация; творческая мастерская. Приведен пример проведения лабораторной работы на духовно-нравственную тему “Отцовство: прошлое и настоящее”. Благодаря жанровой специфике занятия ученики смогли проследить, как “рождается” отцовство и какими духовными полями оно связано с семьёй, с Отечеством. На лабораторной работе произошло и открытие – учащиеся вывели “формулу отцовского сердца”. Ход работы привёл к ответу на вопрос: “Может ли и должен ли современный отец на своих плечах держать мир?…”.

Активная форма учебного занятия позволяет моделировать на уроке духовно-нравственных дисциплин определенные ситуации прошлого или настоящего, побуждает ребенка к “перевоплощению” в другого человека из прошлого или современности, заставляет его “прыгнуть выше себя”, ибо он примеряет на себя далекий от его повседневной практики образ. Знания, приобретаемые в ходе нетрадиционного занятия, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше “почувствовать” изучаемое событие или исследуемую эпоху.

В пособии представлена методика подготовки экскурсий по святым местам, описаны методические материалы: “Предметная неделя по необычному сценарию”, “Проведение православных праздников в школе” и другие. Предлагаются такие дополнительные материалы, как “Духовные соты”, “Слова мудрых”, “Народная мудрость”. Данный раздел также имеет практическую ценность для учителей, поскольку определяет, как в рамках основ православной культуры воспринимаются и интерпретируются ключевые духовные категории и нравственные понятия. Предлагается работа с высказываниями философов, мыслителей, богословов. Дополнительные материалы помогают учителю расширить поурочный, сценарный внеклассный материал, а также разработать новые занятия и мероприятия на духовно-нравственную тему.

Уроки православной культуры, факультативные занятия, элективные предметы, внеклассная работа – это единое нераздельное образовательное и воспитательное пространство. Их совокупная деятельность в образовательном учреждении и есть “сгусток” условий, ведущих к рождению отношения школьника к себе и к миру. Выпускники, изучавшие православную культуру, признаются: “Раньше я задумывался над тем, кем быть. Теперь, после изучения православной культуры, тревожит мысль – каким быть. Я мыслю, я чувствую, и я умею концентрировать волю для поступков. Я готов приносить пользу другим, – и тем я счастлив!..”. Пожалуй, эти откровения и есть показатель духовного развития растущего человека.

Анастасия Подмогильная

Главная > Публикации > Победа во всероссийском конкурсе “За нравственный подвиг учителя”