В Смоленской гимназии № 4 состоялась презентация уроков по модулям “Основы православной культуры” и “Основы светской этики”
Фотогалерея
С начала 2012-2013 учебного года учащиеся 4 класса начали изучение предмета “Основы религиозных культур и светской этики”, когда курс был введен в общеобразовательную программу. Необходимость духовно-нравственного воспитания детей осознают не только родители и педагоги, задача передать подрастающему поколению христианские ценности признана одной из важнейших на государственном уровне. При подготовке программы курса был разработан учебно-методический комплекс, включающий пособия по модулям: “Основы православной культуры”, “Основы исламской культуры”, “Основы буддийской культуры”, “Основы иудейской культуры”, “Основы мировых религиозных культур” и “Основы светской этики”. Родители заранее выбирают модуль курса, который будут изучать дети. В Смоленской области в текущем учебном году большинство голосов было отдано за знакомство с основами православной культуры или светской этики. В гимназии эстетического профиля №4 состоялась презентация уроков по предметам “Основы православной культуры” и “Основы светской этики”. На занятиях присутствовали директор учебного заведения Л. Т. Дюг и помощник правящего архиерея по образованию Т. П. Довгий.
Директор МБОУ гимназия № 4 г. Смоленск Леонид Трофимович Дюг:
“Статья 87 нового Федерального закона “Об образовании” предусматривает включение в образовательную программу курсов по изучению культур мировых религий. Мы рассматриваем предмет “Основы религиозных культур и светской этики” как дополнительную культурологическую составляющую, которая приобщает детей к основам различных культур, в том числе к культуре нашей страны, культуре Православия. Нужно приобщать учащихся к нашим общепризнанным православным ценностям с самого раннего возраста. Этой цели и служит введение курса “Основы Православной культуры” в начальной школе. Подготовку к преподаванию курсов провели в масштабах Смоленска и области очень качественно, она достаточна для того, чтобы можно было эффективно преподавать дисциплину.
Достаточно сложно было вводить в программу новый курс: мы не в полной мере представляли себе, как это будет реализовано. В следующем году представление этих предметов, думаю, пройдет более успешно, так как уже накоплен опыт. Мы предполагаем, что больше родителей выразит желание, чтобы их дети изучали основы православной культуры”.
Занятие по модулю “Основы православной культуры”
Преподаватель начальных классов Людмила Михайловна Тяпина проводит урок в виде беседы, занятие посвящено теме “Твори добро ближнему”. Ребята обсуждают, что значит иметь чистое сердце, что такое эгоизм, вспоминают заповедь о любви к ближним. Много внимания уделяется правилу “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”. Дети читают текст из учебника, размышляют о его значении. Учитель направляет ход разговора, дети принимают активное участие в обсуждении, выражая свою точку зрения, приводя примеры.
После урока Людмила Михайловна высказывает свое мнение о введении в школьный курс новой дисциплины:
“Предмет “Основы Православной культуры” важен, он помогает воспитательной работе. Изучая курс, дети учатся дружить, понимать, терпеть. Чувствуется, что они становятся серьезнее, ответственнее, добрее друг к другу. Этот курс взаимосвязан с другими. На литературном чтении мы также изучаем произведения и сталкиваемся с духовно-нравственными вопросами, учимся правильно вести себя, жить по тем же заповедям, о которых говорим на уроке православной культуры. Думаю, что за полгода они многое познали, сами стали лучше.
Предмет необходим, но сейчас изучение курса организовать довольно сложно, поскольку это новая дисциплина. Многие слова приходится толковать, обсуждать: что такое заповедь, Ветхий Завет, Евангелие, кто такие апостолы. Часто дети этого не знают. Бывает, что не хватает времени для знакомства с темой.
Дети работают, они активны на уроке: отвечают на вопросы по пройденному материалу, подводят итоги по теме. Это урок – диалог. Мы с детьми рассуждаем, они доказывают свою точку зрения, объясняют. Рассматриваем примеры из литературных произведений и из жизненных ситуаций.
Мы говорим об основах веры, о Таинствах Церкви, о храме, о заповедях, о Ветхом Завете, о Евангелии, о милосердии и сострадании, о совести и раскаяния. Детей это возвышает. Изучая православную культуру, мы рассматриваем, как верующий человек ведет себя в жизни, подходим к той мысли, что многие нормы этики, правила поведения, традиции идут из христианской культуры.
На каждом уроке происходит воспитание. Может быть, дети станут посещать храм, некоторые уже причастны к жизни Церкви и рассказывают об этом. По желанию ребята готовят рисунки, на которых изображают, как в их семьях отмечают тот или иной праздник, пишут и затем читают вслух сочинения. А другие дети задумываются, вникают, спрашивают у своих родителей. Мы не ставим оценки по этой дисциплине. Можно только поощрять, хвалить, благодарить ребят. Все преподается ненавязчиво, чтобы не оттолкнуть, а наоборот, заинтересовать. Свою задачу я вижу в том, чтобы показать: глубокая православная культура складывалась тысячелетиями”.
Учащиеся 4 “Г” класса делятся своими впечатлениями:
Даша: “На уроке интересно было узнать о секретах, как лучше совершать добро, о том, что все люди братья”.
Марина: “Полезно узнавать, как живут христиане, правила культуры, которые пригодятся в жизни. Как не потерять друзей”.
Катя: “На этих уроках познаешь много интересного: как нужно относиться к людям, как вести себя по отношению к другим”.
Урок по модулю “Основы светской этики”
Учитель начальных классов Ирина Валерьевна Брук начинает занятие с музыкального клипа, посмотрев который, ребята сами определяют тему урока – “Золотое правило нравственности”. Готовясь дома к занятию, ребята самостоятельно нашли определения нравственности, которые зачитывают в классе. Дети размышляют о том, почему правило “Поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой” называют золотым. Высказывания известных людей о добре вызывают оживленную дискуссию. Ребята работают в группах, готовя ответы на предложенные вопросы: какое чувство мешает применять золотое правило нравственности, что необходимо сделать для того, чтобы это правило действовало в жизни? Результатом работы одной из групп становится подготовленная детьми памятка нравственности.
Ирина Валерьевна рассказывает о преподавании дисциплины:
На мой взгляд, “Основы религиозных культур и светской этики” – очень нужный курс. Особенно в наше время, когда дети зачастую не осознают даже такие важные понятия, как добро и зло. Я стараюсь связать этот предмет не только с этикой, но и показать взаимосвязь с другими модулями, конечно, и с нашей православной культурой. Это довольно тяжело из-за нехватки методической литературы. Каждый урок – это поиск учителя, он готовится индивидуально, нет какого-то шаблона. Нужно, чтобы дети поняли материал, нашли применение знаний на практике.
Я считаю, что правильно было задумано изначально ввести предмет для изучения в 4 и 5 классах. Для некоторых тем учебника мало одного урока, и детям они интересны, особенно творческие проекты. У ребят есть желание выразить себя. Обобщающие темы бывают такие: “Что такое добро и зло”, “Добро и зло в русских народных сказках”, “Я хочу вам рассказать об одном добром человеке”. Если дети взялись за разработку этих темы, то им помогли родители, эта итоговая работа за полгода изучения курса была их совместным проектом.
Дети работают в группах, в парах, некоторые уроки проходят в форме викторины. Если мы рассматриваем притчу, то на этом же занятии готовится инсценировка, которую ребята представляют одноклассникам. Когда мы готовили проекты “Россия – Родина моя”, был урок-путешествие. Эти занятия учат ребят говорить, рассуждать, учат их сплоченности, что не маловажно. У детей развивается умение работать вместе, давать свои ответы и выслушивать других. Наверное, ни один из уроков в начальной школе не развивает ребенка, его речь так, как этот предмет.
Мнение об изучении курса высказали учащиеся 4 “В” класса:
Паша: “На уроках светской этики я учусь различать добро и зло, учусь, как можно предотвратить зло. Мы узнаем о разных людях, которые совершили добрые поступки”.
Настя: “Мы на этих уроках узнаем много новых философских терминов, внимательно изучаем суть каждого из них”.
Никита: “На уроках мы учимся быть милосердными, различать добро и зло. Такие понятия, как “мораль” и “нравственность” помогут в жизни”.
Не остались в стороне и родители.
Ткачева Ольга: “Курс “Основы светской этики” помогает детям стать более образованными людьми, развивает их творческие способности. Дети становятся добрее, вежливее, терпимее друг к другу. С моей точки зрения, курс даже сближает родителей и детей, что особенно важно в этот период взросления ребенка. Родители уделяют мало времени и внимания детям – наверное, это бич современности. А совместно выполненное домашнее задание дает очень много и родителям, и детям. Например, для меня открылось неординарное мышление дочери. При подготовке мы читаем энциклопедии, художественные тексты, работаем в Интернете, выбираем материал, обсуждаем его. Я провожу с ребенком больше времени, что очень важно”.
Иванова Виктория: “Сначала мы отнеслись настороженно к введению в школе новой дисциплины, потому что не совсем понимали, что этот предмет собой представляет. Спустя полгода я довольна тем, что мой ребенок изучает предмет “Основы Православной культуры”” что дети в раннем возрасте знакомятся с истоками Православной культуры нашей страны. Я считаю, что нужно продолжать изучение этого предмета. Мы вместе готовимся, обсуждаем многие важные понятия, которые необходимы в жизни, рассуждаем о том, что такое нравственные поступки, готовим проекты. Ребенок сам находит примеры из жизни, оценивает свои поступки. Нет сомнений в том, что изучение этого предмета принесет плоды, дети станут добрее, потому что они учатся этому в юном возрасте”.
Анастасия Подмогильная