Владимир и Смоленщина (разговор с историком)
Близится тысячелетие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси. Смоленск, заявил в марте во время своего визита в наш город полномочный представитель президента России в Центральном федеральном округе Александр Беглов, должен стать одним из городов, где широко отметят эту дату, ведь именно на Смоленщине расположен исток Днепра, в водах которого князь Владимир крестил славянские народы.
Однако согласитесь, что неплохо было бы не просто отметить дату, но и узнать, какие исторические события стоят за ней? На эту тему мы беседуем с известным смоленским ученым-историком – Демьяном Валуевым.
– Демьян Валерьевич, к кругу Ваших научных интересов принадлежит тема крещения Руси. Так, одна из Ваших работ называется “Первые века христианства на Смоленской земле”.
– Да, я написал ее в середине 90-х годов, когда преподавал в Смоленской духовной семинарии. Этот период был связан с надеждами на то, что в Смоленской епархии развернутся существенные церковно-исторические исследования. Была даже идея возродить Церковно-археологический комитет, который существовал в Смоленской Епархии на рубеже XIX-XX веков. В итоге серьезной поддержки это начинание не получило. Однако была создана вышеуказанная работа, которая, в свою очередь, частично стала основой учебника “История православной культуры земли Смоленской”, одним из автором которого я являюсь. И этот материал используют смоленские педагоги.
– О чем повествует Ваш труд?
– Прежде всего, я пишу о том, что религиозная история Смоленщины до сих пор глубоко не изучена. На то есть разные причины: архивы в неважном состоянии, сведений о первых веках христианства сохранилось мало. Кроме того, историю христианства может исследовать не всякий специалист: ему необходимо хорошо знать историю Древней Руси, христианскую культуру, церковную историю, уметь работать с источниками. Таким образом, сведений мало.
Но существуют и достоверные данные. Так, крещение Смоленщины произошло вскоре после начала крещения Руси. Понятно, что первым городом, принявшим крещение, стал Киев. Затем христианская вера начала распространяться по другим городам, и прежде всего, по “узловым” населенным пунктам, которые были связаны с торговлей. А Смоленск, который находился на пути “Из варяг в греки”, был именно таким стратегически важным городом. В Гнездове, на месте древнего Смоленска, постоянно находились прямые представители княжеской власти. И наш город стал в Х веке одним из центров распространения христианства.
– Существуют ли какие-то исторические свидетельства о крещении Смоленска?
– Таких свидетельств нет. Археологами достоверно установлен лишь факт, что процесс был не насильственным. Кроме того, в гнездовских курганах обнаружены признаки христианских погребальных церемоний. О том, что обряды были христианскими, свидетельствует, в частности, трупоположение (а не сожжение тел), а также найденные в могилах остатки восковых свечей и нательные кресты.
Все вышеперечисленное указывает на мирную трансформацию сознания древних смолян: от языческих верований к христианству. Кроме того, первые христиане на Смоленщине, как и в Киеве, появились раньше “официального” обряда крещения. Носителями веры были прежде всего варяги, которые состояли в княжеской дружине. Они могли быть крещеными в Европе или Византии. Кроме того, в Смоленске наблюдалась интересная этническая ситуация: здесь всегда жили представители разных народов. Например, балты, предки современных народов Прибалтики, и те же варяги, многие из которых являлись носителями скандинавских верований. Нужно понимать, что в первые века христианство могло переплетаться с элементами языческих культов, которые сохранялись в сознании и быту, но переосмысливались.
Однако в целом процесс был мирный. Исторические свидетельства о бунтах на Смоленской земле против христианской веры, как, например, в Ростове и Новгороде, отсутствуют. Мы можем предполагать, что смоляне благодаря местоположению города и разнообразию культур и этносов были готовы к принятию христианства.
– Какую, по Вашему мнению, роль сыграла Смядынская трагедия в дальнейшем распространении христианской веры на Смоленщине?
– Укреплению веры всегда способствует какое-либо знаковое событие. Для Смоленщины этим событием стала трагическая гибель Глеба, сына князя Владимира, на реке Смядынь. Это место стало очень значимым для всех христиан, в том числе и за пределами Руси. На Смядыни появился Борисоглебский монастырь, а в XII веке Смоленск уже переместился из Гнедова в нынешнее место. И Смядынь как место христианского поклонения и паломничества могла сыграть в этом роль. Хотя это, конечно, не единственная и не главная причина перемещения города.
– В массовом сознании Владимир – креститель Руси. А Вам как ученому он чем еще запомнился?
– Безусловно, крещение Руси с точки зрения исторической науки – главное, что сделал князь Владимир. Это был яркий политический деятель своей эпохи. Если говорить о личности, то ему, без сомнения, были присущи черты всех правителей: жесткость, вплоть до жестокости, коварство, железная воля. Владимир занимался объединением русской земли. И выбор единой веры стал в том числе инструментом для эффективного сплочения населения. Но при том, что князь Владимир был прагматичным человеком, он явно переживал и духовную эволюцию. Его бабушка была христианкой; его на протяжении жизни окружало много христиан, и он так или иначе обдумывал, воспринимал их идеи. Духовная эволюция человека – вопрос очень тонкий…
Несомненно, князь Владимир был человеком разносторонним и очень деятельным. Он укреплял границы государства, вводил новые законы, занимался просветительской деятельностью. Благодаря ему сложилось древнерусское государство и древнерусская культура. Их преемниками являются современное российское государство и культура.
– В год тысячелетия преставления князя Владимира Смоленск станет одним из центров памятных мероприятий. Набережную, построенную к 1150-летию Смоленска, решено назвать Владимирской, на ней будет установлен памятник Владимиру Крестителю. Какое значение, с Вашей точки зрения, имеет это событие?
– Я поддерживаю такую инициативу, но считаю, что она должна быть продолжена.
Что я подразумеваю? Князь Владимир, конечно, бывал в Смоленске во время путешествия из Новгорода в Киев. Так что памятник ему в нашем городе уместен и оправдан. Но хорошо бы на этом не останавливать увековечение в нашем городе памяти князей. Ведь Смоленск отмечен выдающимися делами прямых потомков Владимира Крестителя – государственных деятелей, жертвователей, просветителей. Например, князь Ростислав Мстиславич – фактически создатель Смоленской епархии. Но у нас нет ни памятного знака, ни улицы, названной его именем. Владимир Мономах поместил в Свято-Успенском соборе образ Божией Матери Одигитрии и построил в Смоленске первый каменный храм. Роман Ростиславич – выдающийся просветитель, который жертвовал на школы, храмы и приюты. Общеизвестный факт: он все раздал и стал к концу жизни так беден, что его самого хоронить было не на что.
Также я думаю, что нужно использовать такие даты, как тысячелетие преставления князя Владимира, и рассказывать населению об истории страны, чтобы нам не стать Иванами, не помнящими родства. Как археолог считаю, что нам стоит обратить внимание на то, в каком состоянии находится археологическое наследие этого периода. Я говорю прежде всего о продолжении исследований храма, найденного в районе улицы Студенческая, недалеко от того места, где установят памятник князю Владимиру. Также мы должны обратить внимание на состояние храма на Протоке – самого крупного из смоленских средневековых храмов. Его остатки разрушаются!
Таким образом, мы должны не только отмечать памятные даты, но и изо дня в день заботиться о сохранении археологических свидетельств Древней Руси в Смоленске.
Беседовала Мария Волкова
Наше досье
Демьян Валерьевич Валуев – смолянин, кандидат исторических наук (тема диссертационной работы – лишение избирательных прав в период 1918-1936 годов), доцент кафедры всеобщей истории Смоленского государственного университета. Исследует историю России в разные периоды, в том числе – церковную историю, историю позднего Средневековья на местном материале; в настоящее время – особенности городской повседневной жизни смолян в довоенный период ХХ века. Один из авторов учебника “История православной культуры земли Смоленской”. Автор ряда монографий, а также нескольких десятков статей. Активный участник различных городских мероприятий – в частности, “Библионочи”, заседаний городского клуба краеведов “Феникс” и т.д.