Мелодии любви и веры
В Смоленске прошёл второй фестиваль колокольного звона “Одигитриевский”. На этот раз к нему добавились ещё два эпитета: ежегодный и международный. Один – потому что опыт уже первого фестиваля показал заинтересованность в нём и публики, и самих звонарей. А другой – потому что в числе его участников мастера колокольного звона не только из российских городов, но и из Белоруссии, и даже Италии…
Фотогалерея
Под покровом Одигитрии
Название “Одигитриевский” фестиваль получил в честь праздника Смоленской иконы Божией Матери, в рамках которого он проходит. И в этом, пожалуй, одно из главных его отличий от других подобных мероприятий, поскольку те организуются отдельно от каких-либо торжеств.
– Уже в самом названии звучит многое, что характеризует этот фестиваль, – считает один из его организаторов, руководитель отдела Смоленской епархии по культуре протоиерей Валерий Рябоконь. – Он включён в программу праздника и проходит после главной божественной литургии как некий завершительный аккорд нашего приношения Одигитрии.
В этом году в фестивале приняли участие 15 звонарей – в два раза больше, чем в прошлом. Смоленскую митрополию представляли сразу три епархии: Смоленская, Вяземская и Рославльская. Примечательно, что нынче каждый из участников мог выбрать одну из двух звонниц, предоставленных московским заводом “ЛИТЭКС”, отличающихся звукорядом и количеством колоколов.
– Очень важно, что этот фестиваль – не состязание, – продолжает отец Валерий. – Это возможность участвовать в Одигитриевских торжествах, показывая свои таланты зрителям. А кроме того – это возможность встретиться и пообщаться с коллегами-звонарями. И мне кажется замечательным, что под покровом Одигитрии у нас не получилось долгой раскачки – фестиваль сразу стал событием.
Яркой точкой мероприятия стал “перезвон дружбы”, который исполнили мастера из трёх стран: России, Белоруссии и Италии. А потом в небо выпустили белых голубей как символ полёта души и торжества веры, призыва к добру и праведной жизни…
Целебные звуки
Но это всё – видимая часть фестиваля, богатая на эмоции и впечатления. Что же касается познавательной информации, то её лучше получать “за кулисами” – там, где общаются мастера. Например, на круглом столе “Колокольня твоего храма”, который прошёл накануне основных торжеств. Опустим сугубо профессиональные вопросы – оставим только интересные факты…
Руководитель отдела по делам молодежи Рославльской епархии Иван Привалов родился в Новоспасском. И колокольня, на которой он учился звонить ещё мальчишкой, – это колокольня того самого храма, где крестили младенца Михаила Глинку, будущего великого композитора и прародителя русской классической музыки.
Кстати, сам Глинка был с детства неравнодушен к колокольному звону. Об этом он позже напишет в своих “Записках”: “Музыкальная способность выражалась в это время страстью к колокольному звону; я жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на двух медных тазах ловко подражать звонарям; в случае болезни приносили малые колокола в комнаты, для моей забавы”.
Впрочем, звон тех колоколов, подобранных для церкви дедом композитора, давно не слышен. Во время Великой Отечественной войны храм был практически разрушен – остались только центральная часть и алтарь. Его восстановили в 80-х – вместе с усадьбой. А уникальный комплект колоколов, отлитых мастерами для участия в фестивале, появился здесь вообще в конце 90-х.
– В 1997 году в Ярославле проводился фестиваль колоколов, – рассказывает Иван Привалов. – И один из спонсоров, который был знаком с нашим настоятелем, купил колокол, занявший первое место. Он привёз его нам, поскольку считал, что на родине Глинки должен быть самый лучший колокол. А позже он выкупил и все оставшиеся колокола этой партии. И именно потому, что у нас была установлена вся звонница, наша колокольня до сих пор считается одной из самых чистых по качеству звука. Причём наш звон слышен за десять километров – в пятнадцати окрестных деревнях.
До недавнего времени звонница храма в Новоспасском считалась и самой большой на Смоленщине по численности колоколов. И только в 2010 году она уступила это первенство Вознесенскому монастырю.
Здесь постоянно проводятся мастер-классы для туристов. И желающие могут подняться на колокольню и позвонить не только на Пасху, но и на все престольные праздники.
– Я очень хорошо запомнил один случай, – продолжает Иван Привалов. – Мне тогда было лет тринадцать. И к нам на колокольню поднялась женщина – очень тяжело поднялась, с большим трудом. Мы звонили тогда целый день – с одиннадцати утра, с конца пасхального молебна. И всё это время женщина была рядом. А около десяти вечера она спускалась уже сама – без посторонней помощи. Для меня это было настоящее чудо…
Ещё один любопытный факт – звон колоколов храма в Новоспасском звучит в спектаклях Малого театра Москвы и в некоторых художественных фильмах. Из последних – это картины “Обрыв” и “Две женщины”.
Слизов из Большого
– К сожалению, многие звонари почему-то пренебрегают мелкими колоколами – от трёх до пяти килограммов веса, – замечает звонарь храма Николая Чудотворца на Болвановке (Москва) Андрей Крючков. – Но именно звук этих колоколов способен создать утончённую атмосферу чувственного восприятия. Это даже не на уровне пяти человеческих чувств – это что-то другое. Ведь если воспринимать звон лишь утилитарно, то да – они лишние, потому что почти не слышны. Но они придают особую окраску звуку. Вплетаясь в общую ткань звона, тонкие и высокие частоты мелких колоколов добавляют ему праздничности.
Андрей Крючков когда-то звонил в колокола в Большом театре. Поэтому он кое-что рассказал о закулисье главного “храма искусства” нашей страны.
Звонница Большого театра насчитывает 35 колоколов. Большинство из них отлиты в XIX веке, но есть те, что появились в XVII–XVIII веках. Особенно ценный – колокол весом 6,5 тонны выдающегося мастера Константина Слизова, самый большой из сохранившихся произведений знаменитого литейщика.
– Это действительно ценнейшая и уникальная вещь, выполненная во время расцвета колоколостроения в России, – поясняет Андрей Крючков. – Я брал разрешение у начальства, и мы лазили на колосники со всей аппаратурой, чтобы снять размеры этого колокола.
Колокольный звон используется в Большом в спектаклях. Причём звонница дополняет сценический оркестр.
– Открывается занавес – стоят бояре, к ним выходит Борис Годунов, а оркестр начинает имитировать колокольный звон, – рассказывает Андрей Крючков. – А потом вступает звонница, и они звучат уже вместе. Это такое величие!.. А когда исполняется “Славься!” в опере Глинки “Иван Сусанин”, можно услышать практически все 35 колоколов…
Ожившая легенда
Есть такая легенда. В одном городе на заходе солнца каждый день звонили колокола, и всё вокруг умолкало, слушая их. А в конце, когда звон стихал, раздавались три чистых глубоких удара. Первый утешал тех, кому в этот день причинили зло. Второй прощал тех, кто это зло совершил. А третий делал реальностью сны и светлые сказки. И этот третий колокол однажды обернулся белой птицей и улетел, чтобы петь песни и исполнять мечты людей и в других городах. А на колокольне поселились белые голуби. И жители радовались, потому что думали, что это птица-колокол вернулся, чтобы их навестить…
Так что белые голуби, которые поднялись в небо над соборным холмом в Смоленске, – это было очень символично…
Ольга Суркова
Фото: Дмитрий Прудников
Смоленская газета, №30, 23 августа 2017 г.